На основании наших наблюдений и анализа мы составили маркерную таблицу (Приложение 3, 4, Таблица 2), в которой красным шрифтом в графе «храм» выделены церкви установленного нами стиля устюжского барокко, зелёным шрифтом – подтверждённые из других источников (6). Определяли стиль, исходя из критериев: год постройки, композиция здания, тип колокольни, элементы декора.
III. Заключение.
Выводы по результатам исследования.
Итак, в ходе нашего исследования, проведено анкетирование обучающихся 9 класса «МБОУ Верхнетоемская СОШ», посещены краеведческий и историко-культурный музей-заповедник в с. Верхняя Тойма и г. Великом Устюге. Составлен маршрут и организована полевая экспедиция к 13 памятникам каменного зодчества «Двинской трети», расположенных на территории Котласского, Красноборского и Верхнетоемского районов. Путём анализа и сравнения полученных материалов сформулированы выводы:
1. Территория «Двинской трети» в 1708 -1780 гг. входила в состав Великоустюжской провинции;
2. Самобытное устюжское барокко развивалось в течение 18 века, сменяясь классицизмом в н. 19 века, что нашло отражение в местной архитектуре;
3. Тип устюжских храмов – трапезных, вытянутых по оси, с восьмериком на четверике и особым декором определён и нашёл подтверждение в данном исследовании;
4. Из 13 изученных объектов каменного зодчества 10 являются яркими примерами устюжского барокко ( из них 1 – предположительно, т.к. в данный момент храм утрачен), 5 храмов соответствуют устюжскому барокко в планировке, но имеют классический или смешанный декор, а церковь в Шеломя - смесь классицизма с русско-византийским стилем;
5. В 50% определённый стиль подтверждается данными профессора Уральской архитектурно-художественной академии Каптиковым А.Ю.;
6. Гипотеза нашла подтверждение: Устюжское барокко является ведущим в каменном зодчестве «Двинской трети».
Можно подытожить, что памятники, созданные в сфере влияния Устюга на протяжении XVIII столетия, раскрывают его значение как центра крупной по территории и незаурядной по художественному уровню региональной школы русского барокко. А в качестве послесловия хочется добавить, что ещё многое продолжает открываться в этой теме с новой, неожиданной стороны. Так, изучая каменные храмы, мы узнали, что существует предположение о «Верхнетоемском» стиле деревянного храмового зодчества (14). Это может стать продолжением данного исследования и целью новой экспедиции.
IV. Список использованных источников и литературы:
Опубликованные источники:
1. Выголов В. Архитектура барокко в Тотьме // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования.- М.: Наука, 1980., с. 123-125.
2. Зайцев В. Тотемское барокко / С. Зайцев // Русская Америка. – Вологда, 1994. - № 1. – с. 18-20.
3. Каптиков А.Ю. «Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье в контексте Устюжской школы зодчества XVII века», 2013 г.
4. Суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. - 1872. - №16. - Прибавления. - С. 472.
5. Хрусталёв А.Н. Достояние веков: Страницы истории Николаевской церкви (1773-1781 гг.) в деревне Комарица Котласского района Архангельской области. Котлас. 2010. – ил.: 180 стр.
Литература:
Большой энциклопедический словарь, Издательство: Большая Российская энциклопедия, 2000 г. ISBN 5-85270-160-2.
Интернет-ресурсы:
7. «Барокко в архитектуре русской провинции». Студми. Учебные материалы для студентов (info{aт}studme.org) © 2013 – 2018. (https://studme.org/1325062127943/kulturologiya/barokko_arhitekture_russkoy_provintsii), (дата обращения: 10.10.2017);
8. Бокарёв А. Храмы России. Церковь Воскресения Христова в Пермогорье, 2013 (https://temples.ru/card.php?ID=19817), (дата обращения: 21.10.2017);
9. Материалы из википедии. Двинская треть. (https://ru.wikipedia.org/wiki), (дата обращения: 14.12.2017);
10. Народный каталог православной архитектуры (https://sobory.ru/lib/slovar.html), (дата обращения: 14.12.2017);
11. Одинцов Г.В. Словарь архитектурных и церковных терминов (https://temples.ru/dictionary.php), (дата обращения: 05.02.2018);
12. Сайт Виртуальный музей Новомучеников и исповедников Земли Архангельской. Храмы-мученики Красноборского, Котласского района. (https://arhispovedniki.ru/), (дата обращения: 13.11.2017);
13. Электронное периодическое издание «Храмы России» (https://temples.ru//), дата обращения: 22.11.2017);
14. Электронный ресурс сайта: https://www.xn--80arjgt.xn--p1ai., (дата обращения: 11.01.2018).
Иллюстрации:
Все фотографии, использованные в работе и приложениях, – авторские, кроме фото 3(https://sobory.ru/pic/06400/06444_20140712_202248.jpg), 5(https://pic.sobory.ru/05050/05082_20140627_143220.jpg), 7(https://temples.ru/private/f000251/251_0193869b.jpg). Также представлены фотографии из фондов, стендов Верхнетоемского краеведческого музея (рис. 6), Великоустюжского историко-культурного музея-заповедника (Приложение 3, фото 1).
VI. Приложения
Приложение 1.
Результаты анкетирования обучающихся 9-б класса МБОУ «Верхнетоемская СОШ» (вопрос 1-6)
Приложение 2.
Результаты анкетирования обучающихся 9-б класса МБОУ «Верхнетоемская СОШ» (вопрос 7-8)
Таблица 1. Архитектурные стили европейской России VII – XIX веков.
Нарышкинский стиль (или московское барокко) Строгановский Тотемский Устюжский | сер.17 – н.18 в 17-н.18 18 век сер.17 – 18 век | Москва, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Филях Нижний Новгород, церковь Собора Пресвятой Богородицы Тотьма, церковь Входа Господня в Иерусалим Великий Устюг, церковь Илии Пророка | Самобытный стиль,. Имеет несколько провинциальных «школ» Пятиглавые храмы с пышным дробным барочным декором 5-главые храмы напоминают корабли, богатый, с «клеймами», устремлённость ввысь 17 в. – кубический пятиглавый храм с приделами, колокольней и обходной галереей. В 18 веке – трапезный храм с продольной осью и ярусным четвериком | |
Классицизм | к.18-н. 19 вв | Москва, церковь Мартина Исповедника | Арки, колонны, треугольные фронтоны, килевидные закомары. |
Приложение 3.
Рис. 1. Объекты маршрута полевой экспедиции. Фото 1. Карта Устюжских земель в экспозиции историко-этнографического музея г. Великий Устюг.
Фото 2.
Таблица 2. Результат стилизации храмов маркерным методом
Приложение 4.
Таблица 2. Результат стилизации храмов маркерным методом (продолжение)
(Пояснения: ф-филенки, б-бровки, п-пилястры, с-сандрик, колок – колокольня)
Архитектурные элементы церквей Двинской трети
( источник: Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий.)
Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. (Фото 3. Пилястры Ильинской церкви Великого Устюга. Фото 4 и 5. Пилястры Ярокурской и Черевковской церквей)
Фото 3. Фото 4. Фото 5.
Сандрик, карниз - архитектурная обработка стены над оконным или дверным проемом в виде небольшого карниза, малых фронтонов, имеющих различные очертания.
(фото 6, 8 -. Фронтоны оконных проёмов церкви в с. Черевково. Фото 7 – сандрики окон церкви Николы Гостунского в Великом Устюге))
Приложение 5.
Фото 6 фото 7 фото 8
Розетка - Декоративный мотив в виде круглого цветка с одинаковыми лепестками. Филёнка - выделенные профилированными рамками участки стены. Картуш - элемент декора в виде щита либо свитка с закрученными краями. (фото 9 – филенки в Черевковской церкви, фото. 10 – картуши в Комарице, фото. 11 – розетки в Ярокурье.
Фото 9 фото 10 фото 11.
Фронтон - Треугольное, полукруглое, лучковое завершение кладки стены. Замковый камень - клинчатый камень в вершине арки, а также имитирующий его элемент посредине перемычки наличника или проема. (фото 12 – фронтон храма и имитация над арками окон «под замковый» камень в Туровце, фото 13 – фронтон колокольни в Комарице, фото 14 – фронтон фасада в Шеломя)
Фото 12 фото 13 фото 14