Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2018
Краеведение (от 14 до 17 лет)
Стиль каменной храмовой архитектуры
«Двинской трети»
Выполнил:
Шумилов Максим Владимирович
15 лет, учащийся 9-б класса
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
Руководитель:
Шумилова Марина Валерьевна
учитель географии и МХК
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
Год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение ……………………………………………………......3-6
1.1 Актуальность исследования……………………………………....4
1.2. Историческая справка ……………………………………….…4-6
1.2.1. «Двинская треть»……………………… …………………...4-5
1.2.2. Стили каменного зодчества……………………………......5-6
II Основная часть ………………………………………………....6-14
2.1 Устюжский стиль барокко……………………………………6-10
2.2 Организация и результаты полевой экспедиции……………9-14
2.2.1. Выбор маршрута и объектов изучения…………….………...10
2.2.2. Результаты внешнего осмотра…………………...………10-14
2.2.3. Определение стилистики храмов……………………………14
III. Заключение ………………………………………………….....14-15
IV. Список использованных источников и литературы …….15-16
V. Приложения ……………………………………………………..17-21
№ 1. Результаты анкетирования обучающихся 9-б класса МБОУ «Верхнетоемская СОШ»;
№ 2. Результаты анкетирования обучающихся 9-б класса МБОУ «Верхнетоемская СОШ» (вопрос 7-8). Таблица «Архитектурные стили европейской России VII – XIX веков»;
№ 3. Объекты маршрута полевой экспедиции. Карта Устюжских земель в экспозиции историко-этнографического музея г. Великий Устюг. Фото Каптикова А.Ю. Таблица «Результат стилизации храмов маркерным методом»;
№ 4. Таблица «Результат стилизации храмов маркерным методом» (продолжение). Архитектурные элементы декора церквей Двинской трети;
|
№ 5. Архитектурные элементы церквей Двинской трети (продолжение)
I. Введение.
Выбор моей темы исследования определил случай. Проездом из с. Верхняя Тойма в г. Котлас мы с семьей не раз обращали внимание на величественные храмы вдоль берега Северной Двины. Замечали их схожесть друг с другом и при этом индивидуальную красоту. Путешествие в Великий Устюг в июле 2017 г. стало отправной точкой данного исследования, ведь гуляя по набережной р. Сухоны, любуясь Соборным Дворищем, храмами Дымковской слободы, мы впервые заметили, что храмы Устюга в общей планировке те же, что в Черевково, или Тимошино. Мысль о связи Устюга с нашими, более северными землями, укрепилась после посещения историко-культурного музея-заповедника и беседы с экскурсоводом. Там же мы нашли карту земель Устюжского и Сольвычегодского уездов, на которых в 17-18 вв. территория Котласского, Красноборского, Верхнетоемского районов входила в состав Вологодской губернии и принадлежала Великоустюжской епархии. Так возникли тема и гипотеза исследования, которую нужно было практически подтвердить или опровергнуть.
Гипотеза: каменные храмы Котласского, Красноборского, Верхнетоемского районов относятся к Устюжскому архитектурному стилю.
Объект исследования: храмовая архитектура.
Предмет исследования: каменные церкви «Двинской трети».
Цель: Определить стиль каменной храмовой архитектуры «Двинской трети».
Задачи: 1. Изучение данных литературных и архивных источников, систематизация сведений по выбранным для исследования объектам;
|
2. Оценка результатов опроса одноклассников по выбранной теме;
3. Выдвижение гипотезы, требующей практического подтверждения;
2. Выбор маршрута и реализация полевой экспедиции по изучению элементов архитектуры храмов;
3. Анализ фотоматериалов, письменных, информационных источников, формулирование выводов.
Методы исследования: полевой, анкетирование, статистический, эмпирический анализ.
Актуальность исследования.
Определив тему и круг изучаемых объектов, было проведено анкетирование среди обучающихся 9-б класса МБОУ «Верхнетоемская СОШ», чтобы выявить актуальность предмета исследования. Результаты (Приложение 1,2) меня удивили: 76% сверстников считают себя верующими людьми и знают, что такое храм. Более половины анкетируемых (56%), осведомлены, что церкви есть в Тимошино, Авнюге, Афанасьевске, Вершине и др. населённых пунктах Верхнетоемского района. Ребята не знают времени их строительства (41% опрошенных), большинство ответов указывает на 19-20 века, и лишь 6% могут назвать точнее: 18-19 век. Теряется в памяти поколений и факт существования каменной церкви в с. Верхняя Тойма – лишь 65% уверены в этом, 35 % указывают на место, где она находилась. Важно, что 88% анкетируемых осознают необходимость сохранения этих народных святынь, но 12 % считают это пустой тратой средств. В тупик поставил вопрос № 7: «Откуда пошла традиция строить каменные церкви?», ведь именно этим вопросом я и сам задавался недавно, а значит, тема актуальна.
Историческая справка.
Двинская треть»
Из древнерусских городов, являвшихся, по выражению И. Э. Грабаря, «рассадниками искусства», на Севере выделялся Великий Устюг, в котором еще за XVII столетие сформировалась своя школа каменного зодчества. Ее дальнейшее развитие не могло не распространиться на административную сферу Устюга, который в 1682 г. стал центром епархии, а в 1708 г. — Великоустюжской провинции в составе Архангелогородской губернии (11). Такое положение сохранялось за ним до 1780‑х гг. Из литературных источников установлено, что в бассейне Двины есть 3 «трети»: в верхнем течении р. Сухоны с городом Устюгом – «Сухонская треть», по реке Вычегде с Сольвычегодском – «Вычегодская», от Котласа по Двине до Верхней Тоймы – «Двинская треть» (3).
|
Двинская треть — административно-территориальное образование в составе Устюжского уезда (Указ Петра I от 18 декабря 1708 года). Треть находилась на севере Устюжского уезда, где сейчас находятся Красноборский, Котласский и Верхнетоемский районы Архангельской области. Устюжские волости тянулись вниз по Двине до Верхней Тоймы (упоминается в летописи в 1137 г) (9). Двинская треть делилась на 5 станов и 9 волостей: Белослудский, Комарицкий, Вондокурский, Кривокурский и Ярокурский станы, Вотложемскую, Шемогодскую, Дракованову Кулигу, Лябельскую, Пермогорскую, Сидорову Едому, Уфтюжскую, Черевковскую и Ягрышскую волости (9).
Стили каменного зодчества.
На протяжении 16-19 веков Россия прошла, заимствуя и развивая, множество стилей архитектуры (Приложение 2, табл.1). Нас заинтересовал нарышкинский стиль, или барокко. У него есть разновидности – Строгановский, Тотемский, Устюжский и другие (7). В Нижнем Подвинье (Холмогоры, Архангельск) каменная архитектура еще с конца XVII в. приняла иное направление, сосредоточившись на кубических пятиглавых соборного типа храмах. Например, Кафедральный собор в Архангельске (1709–1743; не сохранился). Действительно, если проехать вдоль течения р. Северной Двины от её истока к устью, можно заметить, что храмы верхнего и части среднего течения не похожи по своей конструкции на более северные. А значит, влияние на зодчество оказывали разные архитектурные школы.
В каждой «трети» юга, несмотря на главенство устюжской епархии, развивалось самобытное каменное зодчество. Так, вверх по р. Сухоне стоит Тотьма (7), чьи первые храмы XVIII в. близки к архитектуре Великого Устюга (церковь Воскресения, 1744–1749. Но затем с удивительной быстротой сформировалась самобытная тотемская школа (1). Черты: вертикализм четверика, восьмериковое пятиглавие, тонкие, тянувшиеся во всю высоту объема пилястры, причудливые картуши, изменившие даже форму оконных проемов — все это, выраженное во Входо-Иерусалимском храме (1774–1794), не имело с Устюгом почти ничего общего (2). Итак, изучив литературные и исторические источники по данной теме, я пришёл к выводу, что стиль каменного зодчества «Двинской трети», т.е. храмов вдоль верхнего течения р. Северная Двина изучен крайне мало, или вообще не исследовался. Следовательно, необходимо определить черты северного устюжского барокко, его конструктивные архитектурные элементы и декор, на основе которых можно сравнить и классифицировать храмы за пределами епархии.
II. Основная часть