Результаты внешнего осмотра.




В 41 км. к северу от Устюга, в Котласском районе, преодолев 2 км. пешком по полю нескошенной травы, мы встретили Ярокурскую церковь (Преображения Господня, 1726-1746 гг.). Высокое, как корабль, двухэтажное здание (фото 1.) начала 18 века – признанный образец устюжского барокко. Об этом говорит и трапезное построение храма, и восьмерик на четверике, и пышный декор, с курьёзными, как в Устюжской Никольской церкви,

фото 1. фото 2. фото 3.

раздвоенными пилястрами, нарядными розетками, карнизами. Храм изучен профессором Уральской академии Каптиковым А.Ю. в 2013 г. (Приложение 3, фото 2). Он пишет: «Кирпичная двухэтажная церковь с богатым декором, основной объем - двусветный четверик, с пятигранным алтарем. Над западной частью трапезной в 1770-х поставлена колокольня под куполом со шпилем» (3). В 22 км. далее нас ждал храм Василия Великого 1794-1830 года постройки. Храм (фото 2.) поражает своей мощью, высокой колокольней, и по строению соответствует устюжскому типу. Но уже присутствуют черты нового стиля классицизм – это полукруглые колонны на фасаде, треугольный фронтон в завершение крыши, более плоский и сухой декор. Связанная с храмом колокольня поставлена в 1830, в 1875 - надстроен второй ярус звона. От местных жителей мы узнали, что в церкви ведутся службы. В 15 км от неё мы посетили церковь Троицы Живоначальной (1777-1806 гг.) в Вондокурье (фото 3.) – памятник позднего устюжского барокко. «Каменная одноэтажная церковь - трехпрестольный храм трапезного типа с двумя приделами. Колокольня ярусная, восьмерик на четверике, с открытым ярусом звона, перекрытым восьмигранным куполом со шпилем и фигурой ангела» (12). Изящный храм наделён знакомыми бровками и карнизами, выпуклой кровлей, даже ажурная кованная решётка на окнах – того же типа, подобную мы встретили и в Устюге, и в Черевково. Вероятно, мастеров кузнечного дела объединял один шаблон. Далее, в 25 км – святое место, Туровец и церковь Успения Пресвятой Богородицы (фото 4.) с двухъярусной колокольней. Одноэтажная церковь 1815 г. заметно отличается по стилю, в декоре это уже провинциальный классицизм. Ему присущи плоскостность, а устюжские черты напоминают главки и восьмериковый ярус звона колокольни.

Фото 4. Фото 5. Фото 6.

В 11 км от Туровца нас ждала Комарицкая церковь (Николая Чудотворца, 1773-1785 гг.) в д. Гагарки (фото 5). Изящный двухэтажный храм к. 18 века – типичное барокко. Колокольня под шпилем сооружена, видимо, в начале XIX в. в духе классицизма. Одноглавый четверик с декором в стиле тотемского барокко (5). Внешняя реставрация уже завершена, и храм блистает северной красотой.

В 28 км от него – Свято-Троицкая действующая церковь (1812 г.) в с. Красноборск (фото 6), с сухим, классического стиля декором, рустованными стенами. Примечательно, что храм почти не закрывался. В местечке Шеломя (фото 7.), известного по имени Ермака Ерофеевича – покорителя Сибири, стоит храм имени Николая Чудотворца (1850 – 1853 гг.), сочетающий черты классицизма и русско-византийского стиля (10) – с крупным фронтоном, полукруглым алтарём и шатровым завершением колокольни. А дальше – снова в путь, в Пермогорье, с его удивительными церквями деревянного и каменного зодчества, кирпичной церковью Воскресения Христова (1748 – 1775 гг.). Двухэтажная (фото 8.), с малым восьмериком, «алтарные апсиды пятигранные, притвором храм соединен с колокольней» (8). И снова знакомый тип с бровками и пилястрами, чуть грубоватый, но в духе устюжской школы (13). А самый яркий памятник ждал нас впереди, в с. Черевково, постройки 1731 г., от

Фото 7. Фото 8. Фото 9.

этой даты ведут отсчёт зрелости стиля на периферии епархии (3). Храм Троицы Живоначальной (фото 9.), к сожалению, очень разрушен, в июле 2014 обрушились завершение и кровля, но былое величие и сочность декора (филенки, розетки, картуши) читаются в его каменных стенах.

Ещё в 28 км ниже по течению Северной Двины - церковь во имя Николая Чудотворца в Ягрыше (фото 10). Ударом молнии сломило крест, колокольня разрушена при советской власти, церковь обветшала. В строении храм типично устюжский, но год постройки – 1822 (4) или 1895 (12), и элементы фасадов имеют классические черты – треугольные карнизы окон; также исчез восьмерик, его заменил круглый барабан. В нашем родном селе, Верхней Тойме, тоже когда-то стоял храм 1783 года постройки, но был разрушен в середине 20 века. По описанию:

Фото 10. Рис 3. Фото 11.

«Каменная Троицкая церковь была освящена в 1783 г. Возобновлённый придел во имя свт. Николая освящён 22 марта 1870 г. Придельный храм во имя ап. Петра и Павла освящён 15 ноября 1873 г. В 1902 г., после полного внутреннего ремонта, церковь освящена вновь. Каменная, одноэтажная, трёхпрестольная (?)» (12). К сожалению, сведений о декоре нет, но есть уверенность в его облике, ведь все храмы Двинской трети строились по устюжскому образцу. В подтверждение – хранящийся в краеведческом музее села рисунок художника М. Мокеева (рис. 3.). Последним пунктом нашего маршрута стали храмы в Тимошино, их два – Вознесенская церковь - старинная, устюжская, и более молодая, в честь Дмитрия Солунского (фото 11.), с классическим декором. Двухэтажный каменный храм с двумя приделами был построен в 1842 году на средства крестьян Кузнецовых (12). Строительство церквей в Ягрыше и Тимошино шло практически одновременно, многие элементы (треугольные карнизы, плоские пилястры) копируют друг друга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: