Для выполнения шестого задания используется описание современных систем дистанционного обучения (СДО). Объектом анализа являются возможности по разработке учебных курсов для дистанционного обучения и соответствие современным стандартам для систем дистанционного обучения. Требуется провести анализ инструментальной среды по всем параметрам, которые перечислены в приложении 7.
Приложение 1
Варианты контрольной работы
Номер варианта | Номер задания | |||
2-5 | ||||
|
Приложение 2
Задания к контрольной работе
Задание 1. Подготовьте и оформите средствами Word реферат по заданной теме (см. приложение 3).
Задание 2. Перечислены центры дистанционного обучения (см. приложение 4)[4]. В соответствии с номером варианта выберите группу из трех центров ДО[5]. Проведите анализ центров ДО по параметрам, перечисленным ниже. Оформите результаты в виде таблицы, образец которой приведен в приложении 5. На основе проведенного анализа сделайте выводы о достоинствах и недостатках обучения в каждом из ЦДО.
Параметры оценки работы ЦДО:
а) тип ЦДО (государственное, негосударственное, структурное подразделение);
б) направления обучения (компьютерные технологии, менеджмент и т.п.);
в) уровни подготовки (докторантура, аспирантура, магистратура, специалист, бакалавр, второе высшее, профессиональная переподготовка, среднее специальное образование, начальное профессиональное образование, подготовка абитуриентов, отдельные курсы, другое);
г) период работы на образовательном рынке, начало работы в сфере ДО;
д) аккредитация, лицензирование;
е) виды выдаваемых документов об образовании (государственного образца, установленного образца, диплом/сертификат зарубежного образовательного учреждения);
ж) профессорско-преподавательский состав (профессора, доценты, преподаватели, специалисты, зарубежные специалисты);
з) количество студентов, одновременно обучающихся в центре;
и) количество региональных центров (РУЦ, УКП, филиалов, представительств и пр.);
|
к) форма оплаты ДО (наложным платежом, перевод, оплата через Internet и т.д.) и ее величина (в семестр, за весь период обучения, за год и т.д.);
л) вступительные испытания (собеседование, тестирование, экзамен, без испытаний и т.д.);
м) итоговая аттестация (собеседование, тестирование, экзамен, без испытаний и т.д.);
н) материально-техническая база центра ДО (офис, учебные площади, типография, видеостудия, аудиостудия, мультимедиа студия и т.п.);
о) международные отношения (стажировка по специальности за рубежом, обмен преподавателями и/или студентами);
п) научно-исследовательская работа студентов в рамках ДО.
Задание 3. Из центров дистанционного обучения (см. задание 2) выберите тот, в котором используется наибольшее количество средств обучения. Для этого центра заполните пустые ячейки таблицы, приведенной ниже. Для каждого средства обучения должно быть указано его название, модель ДО, в которой оно используется, особенности использования (представление материалов лекций, проведение тестирования, решение задач и т.п.) перечислены достоинства и недостатки применения данного средства.
№ | Название | Модель ДО | Использование | Достоинства | Недостатки |
Задание 4. Из центров дистанционного обучения (см. задание 2) выберите тот, в котором используется наибольшее количество технологий ДО. Для этого центра заполните пустые ячейки таблицы, приведенной ниже. Для каждой технологии должно быть указано ее название, модель ДО, в которой она используется, особенности ее использования (для проведения консультаций, семинаров, общения между студентами и т.п.), перечислены достоинства и недостатки применения.
|
№ | Название | Модель ДО | Использование | Достоинства | Недостатки |
Задание 5. Для одного из трех центров ДО (см. задание 2) определить перечень реализованных моделей обучения. Для каждой из моделей представить общий алгоритм обучения студентов в виде блок-схемы. Определить, по какой модели организовано общение студентов между собой, между студентами и преподавателем[6]. Выделить достоинства и недостатки использования каждой из моделей, а также телекоммуникационные технологии, поддерживающие эту модель общения.
Задание 6. В соответствии с номером варианта выбрать в таблице, приведенной в приложении 6, название инструментальной среды разработки сетевых компьютерных обучающих программ[7]. Провести анализ возможностей этого программного продукта. Выделить достоинства и недостатки его использования (и обосновать свое мнение). Параметры, по которым необходимо провести анализ перечислены в приложении 11.
Приложение 3
Темы рефератов
1. Дистанционное обучение в России: современное состояние и основные проблемы.
В реферате рассмотреть особенности современного этапа развития дистанционного обучения в России, основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться поставщикам ДО.
2. Дистанционное обучение в Европе: современное состояние.
В реферате рассмотреть особенности современного этапа развития дистанционного обучения в странах Европы, используемые модели обучения, средства, технологии.
3. Дистанционное обучение в США: современное состояние.
В реферате рассмотреть особенности современного этапа развития дистанционного обучения в США, используемые модели обучения, средства, технологии.
4. Дистанционное обучение в странах Азии: современное состояние.
В реферате рассмотреть особенности современного этапа развития дистанционного обучения в странах Азии, используемые модели обучения, средства, технологии.
5. Дистанционное обучение в России: перспективы развития.
В реферате рассмотреть основные направления развития ДО в России, выделить наиболее перспективные. Познакомить с мнениями специалистов в области ДО, правительства.
6. Дистанционное обучение в странах Европы: перспективы развития.
В реферате рассмотреть основные направления развития ДО в Европе, выделить наиболее перспективные. Познакомить с мнениями специалистов в области ДО, правительства.
7. Дистанционное обучение в корпорациях: перспективы развития.
В реферате рассмотреть основные направления развития ДО в странах Европы, выделить наиболее перспективные. Познакомить с мнениями специалистов в области ДО, правительства.
8. Дистанционное обучение в США: перспективы развития.
В реферате рассмотреть основные направления развития ДО в США, выделить наиболее перспективные. Познакомить с мнениями специалистов в области ДО, правительства.
9. Дистанционное обучение в странах Азии: перспективы развития.
В реферате рассмотреть основные направления развития ДО в странах Азии, выделить наиболее перспективные. Познакомить с мнениями специалистов в области ДО, правительства.
10. Россия – участница международных проектов ДО.
В реферате рассказать о нескольких (минимально пяти) международных проектах ДО, к которых участвует Россия. В каждом из примеров выделить модель обучения, используемые средства, технологии, рассказать об особенностях взаимодействия преподавателей и студентов.
11. Международные проекты ДО.
В реферате рассказать о нескольких (минимально пяти) международных проектах ДО, к которых участвует три и более страны. В каждом из примеров выделить модель обучения, используемые средства, технологии, рассказать об особенностях взаимодействия преподавателей и студентов.
12. Модели ДО в России.
В реферате рассказать о моделях ДО, популярных в России. Привести примеры центров, реализующих эти модели (минимально по 5 центров на каждую модель).
13. Модели ДО в странах Европы.
В реферате рассказать о моделях ДО, популярных в странах Европы. Привести примеры центров, реализующих эти модели (минимально по 5 центров на каждую модель).
14. Модели ДО в странах Азии.
В реферате рассказать о моделях ДО, популярных в странах Азии. Привести примеры центров, реализующих эти модели (минимально по 5 центров на каждую модель).
15. Дистанционное обучение: за и против.
В реферате рассказать об основных аргументах, выдвигаемых сторонниками и противниками дистанционного обучения. Высказать свое мнение.
16. Дистанционное обучение в сравнении с другими формами обучения.
В реферате сравнить ДО с другими формами обучения, выделить достоинства и недостатки относительно каждого из них. Дать развернутый ответ на вопросы: «Хотите ли Вы учиться дистанционно и почему?», «Какая модель дистанционного обучения для Вас является наиболее привлекательной и почему?»
17. Корреспондентское обучение: за и против.
В реферате рассказать о модели корреспондентского обучения, основных вариантах ее реализации, используемых технологиях и средствах. Выделить достоинства и недостатки этой модели ДО. Привести примеры (минимально пять) центров ДО, реализующих модель корреспондентского обучения (обязательно привести аргументы, подтверждающие этот факт).
18. Сетевое обучение: за и против.
В реферате рассказать о модели сетевого обучения, используемых технологиях и средствах. Выделить достоинства и недостатки этой модели ДО. Привести примеры (минимально пять) центров ДО, реализующих модель сетевого обучения (обязательно привести аргументы, подтверждающие этот факт).
19. Кейс-технология: за и против.
В реферате рассказать о том, что такое «кейс-комплект», его составе, моделях обучения, в которых он применяется. Выделить достоинства и недостатки использования кейсов в ДО, основными проблемами, связанными с их разработкой и внедрением в образовательный процесс.
20. Средства и технологии дистанционного обучения будущего.
В реферате познакомить с новыми средствами и технологиями дистанционного обучения (Internet-стадион, виртуальные классы, интеллектуальные обучающие системы и др.). Рассказать об особенностях их использования в ДО.
21. Активные методы обучения в ДО.
В реферате познакомить с несколькими (минимально с пятью) центрами ДО, использующими АМО. Раскрыть особенности использования этих методов (в какой модели, при обучении каким специальностям, преимущества и недостатки, основные организационные и технические проблемы, с которыми приходится сталкиваться).
22. Синхронные технологии ДО.
В реферате познакомить с несколькими (минимально с пятью) центрами ДО, использующими синхронные технологии ДО. Раскрыть особенности использования этих технологий (в какой модели, при обучении каким специальностям, преимущества и недостатки, основные организационные и технические проблемы, с которыми приходится сталкиваться).
23. Асинхронные технологии ДО.
В реферате познакомить с несколькими (минимально с пятью) центрами ДО, использующими синхронные технологии ДО. Раскрыть особенности использования этих технологий (в какой модели, при обучении каким специальностям, преимущества и недостатки, основные организационные и технические проблемы, с которыми приходится сталкиваться).
24. Нормативно правовое обеспечение ДО.
В реферате познакомить основными проблемами, связанными с нормативно-правовой базой, с которыми сталкиваются российские поставщики ДО, рассказать о перспективах их решения.
25. ДО в России: обучение инвалидов.
В реферате познакомить с основными проблемами, связанными с обучением инвалидов в условиях ДО. Рассказать об особенностях решения этих проблем в России.
26. ДО за рубежом: обучение инвалидов.
В реферате познакомить с особенностями решения проблем, связанных с обучением инвалидов в зарубежных странах (минимально в трех странах).
27. Тьюторство.
В реферате познакомить с понятием «тьютор», рассказать об основных функциях тьюторов, предъявляемых к ним требованиям. Привести примеры центров, в которых осуществляется подготовка тьюторов. Рассказать об особенностях работы тьюторов в различных моделях ДО.
28. Общение в условиях ДО.
В реферате раскрыть особенности, основные проблемы и модели организации общения между студентами, студентами и преподавателями, преподавателями в условиях дистанционного обучения. Рассказать о технологиях, позволяющих реализовать общение.
29. ДО: опыт корпораций.
В реферате познакомить с особенностями организации ДО корпорациями (организациями, фирмами): популярные модели, потребители услуг ДО, используемые технологии, средства.
30. Модели СДО.
В реферате сделать обзор моделей системы дистанционного обучения, которые предлагаются международными стандартами и исследователями в области ДО. Выделить достоинства и недостатки каждой модели относительно реализации различных моделей дистанционного обучения.
Приложение 4
Перечень центров дистанционного обучения
№ | Название центра |
Линк | |
Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики | |
Уральский Государственный Экономический Университет | |
Московский государственный университет электроники и математики | |
Московский государственный университет электроники и математики | |
Карагандинский Государственный Технический университет | |
Московский Государственный Индустриальный университет | |
Московский Государственный университет печати | |
Российский ЦДО американского Университета Кеннеди Вестерн | |
Европейская Школа Корреспондентского обучения | |
Всероссийский Заочный Финансово-экономический институт | |
Евразийский открытый институт | |
Курсы ДО "Лицей" | |
Институт менеджмента и рынка | |
Интерактивная Бизнес школа | |
Петрозаводский Государственный университет Кольский филиал ЦДО | |
Марийский государственный университет | |
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского | |
Межфакультетский ЦДО Пермского государственного университета | |
Пензенский региональный центр | |
Межвузовский ЦДО | |
Харьковский государственный университет строительства и архитектуры | |
Московский государственный университет леса | |
Центр Интернет-обучения | |
Ухтинский государственный технический университет | |
Удмуртский государственный университет | |
Современный государственный университет | |
Тюменский государственный нефтегазовый университет | |
ЦДО Таганрог | |
Русский гуманитарный Интернет университет | |
Центр KURSY.RU | |
Ульяновский государственный университет | |
Анжеро-Судженский филиал КемГУ | |
МГУ пищевых производств | |
Международный Интернет-университет Art&Image | |
Оребургский государственный университет | |
Томский государственный университет | |
Институт международного образования | |
Институт новых форм обучения | |
Алтайский государственный университет | |
МЭСИ | |
Россиский гуманитарно-технический колледж и Русский институт управления "Тантал" | |
ЦДО "Истина" | |
ОАО "Газпром" | |
ЦДО старшеклассников образовательной школы и незанятого населения | |
Поволжский межрегиональный учебный центр | |
Российский университет дружбы народов | |
Колледж права и экономики | |
Санкт-Петербургский технический университет | |
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет | |
Томский межвузовский центр (ТУСУР) | |
Хабаровская государственная академия экономики и права | |
ЦДО "Статус" МГУ прикладной биотехнологии | |
Таганрогский государственный университет | |
ЦДО на факультете иностраннных языков МГУ | |
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | |
Литературный институт им. А.М.Горького | |
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций | |
Московский государственный университет дизайна и технологии | |
Киевский институт Инвестиционнного Менеджмента | |
ANTIBIOTIC.RU | |
Русский институт управления | |
Дальневосточный государственный университет | |
Академия народного хозяйства при правительстве РФ FAST-Центр | |
Московская высшая школа социальных и экономических наук | |
Московский институт электронной техники | |
Московский энергетический институт | |
Российская академия государственной службы при Президенте РФ | |
Институт экономического развития Всемирного Банка | |
Система дифферинцированного Интернет - обучения ГЕКАДЕМ | |
Тамбовский государственный технический университет | |
Томский государственный университет - система дистанционного заочного образования Томского политехнического университета | |
Тульский государственный университет | |
ЦДО "Эйдос" | |
Ухтинский индустриальный университет | |
ЦДО Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова | |
Новосибирский ЦДО для школьников по физике | |
ЦДО Московского государственного технмческого университета им.Н.Э.Баумана | |
ЦДМО Государственного университета по землеустройству | |
ЦДО Академии народного хозяйства при Правительстве РФ | |
Россиский государственный институт открытого образования | |
Международный институт экономики и права | |
Институт экономического развития Всемирного Банка | |
Ассоциация "Открытый университет Запдной Сибири" | |
Ассоциация международного образования | |
Лаборатория ДО ИЦМС | |
Прокопьевский периферийный ЦДО | |
Новокузнецкий периферийный ЦДО | |
Сибирский региональный ЦДО "Эдванс" | |
Центр KURSY.RU | |
Ульяновский государственный университет |
Приложение 5
Таблица для оформления результатов анализа
работы центров дистанционного обучения
№ | Параметры оценки | Центр 1 | Центр 2 | Центр 3 |
1) | тип | |||
2) | направления обучения | |||
3) | уровни подготовки | |||
4) | период работы на образовательном рынке | |||
5) | начало работы в сфере ДО | |||
6) | аккредитация | |||
7) | лицензирование | |||
8) | виды выдаваемых документов об образовании | |||
9) | профессорско-преподавательский состав | |||
10) | количество обучающихся | |||
11) | форма оплаты | |||
12) | величина оплаты | |||
13) | вступительные испытания | |||
14) | итоговая аттестация | |||
15) | материально-техническая база | |||
16) | международные отношения | |||
17) | научно-исследовательская работа |
Приложение 6
Системы дистанционного обучения
№ | Название центра | URL-адрес |
1) | Distance Learning Studio | www.studium.spb.ru |
2) | E-lerning Server | www.hipermethod.ru |
3) | Hyper-G | www.server.hgc.org |
4) | Lotus Learning Space | www.lotus.ru, www.lsibm.ru |
5) | Quest | www.allencomm.com |
6) | Tango | www.npac.syr.edu/tango |
7) | Virtual-U | www.vlei.cs.sfu.ca |
8) | WebCourse in a Box | www.madduck.com |
9) | WebCT | www.webct.com |
10) | WebTutor | www.webtutor.ru |
11) | xDLS | www.xdlsoft.com |
12) | Аванта | www.avanta.vvsu.ru |
13) | ОРОКС | www.mocnit.niiee.ru |
14) | Прометей | www.prometeus.ru |
Приложение 7
Параметры анализа системы дистанционного обучения
1. Функциональные возможности системы (создание обучающих ресурсов, обучение, управление образовательным процессом, осуществление интерактивной связи со всеми пользователями системы, выполнение администрирования самой системы и т.п.).
2. Категории пользователей (администраторы системы, авторы учебных ресурсов, преподаватели, сопровождающие учебный процесс, обучаемые (студенты), возможность создания дополнительных категорий пользователей, включение пользователя системы в несколько категорий и т.д.)
3. Компоненты курса (ресурсы, отображающие теоретические сведения, тесты, конференции, Web-ресурсы, дополнительные материалы и учебные пособия и т.д.).
4. Порядок доступа к компонентам курса (произвольный, последовательный, разрешающая структура, комбинированный).
5. Способ оценки курса (преподавателем, компьютерным тестом, комбинированный вариант и т.д.).
6. Подключение дополнительных информационных ресурсов (да/нет).
7. Форматы хранения текстов содержания курса (.rtf,.doc,.txt,.html и т.д.).
8. Графические форматы (GIF, PNG, JPEG, BMP, TIFF, PSD, WMF и др.).
9. Форматы представления звука (MP3, WAV и др.).
10. Форматы представления видео.
11. Встроенные редакторы (текстовой, графический), возможность создания анимаций и др.
12. Подсистема тестирования.
12.1. Структура тестов (линейные, древовидные, комбинированные, возможность свободного перемещения по вопросам и т.д.).
12.2. Ограничение времени выполнения теста (выполнение всего теста, каждого в отдельности вопроса, нет ограничений и пр.). Реакция на превышение времени.
12.3. Виды тестовых заданий.
12.4. Ведение протокола тестирования.
12.5. Возможность учета подсказок во время тестирования.
13. Обучение.
13.1. Возможность одновременного изучения нескольких курсов.
13.2. Возможность формировать учебный план специальности и на его основе создавать планы текущих семестров.
13.3. Возможность создания учебного плана на текущий семестр (для группы обучаемых, для отдельно взятого обучаемого, в качестве основы для курса).
14. Управление учебным процессом.
14.1. Регистрация обучаемых в системе (самостоятельно; администратором; из текст. Файла и др.).
14.2. Составление графика обучения.
14.3. Поддержка обмена файлами.
14.4. Получение информации о состоянии обучения.
14.5. Ведение документооборота.
14.6. Составление отчетов по обучению.
14.7. Формирование групп обучающихся.
14.8. Поиск по материалам курса.
14.9. Контроль за оплатой обучения.
14.10. Назначение преподавателя на курс.
15. Интерактивное взаимодействие (электронная почта, чат, телеконференции, объявления и т.д.).
16. Технологические платформы.
16.1. СУБД (Oracle 8, MS SQL Server 7.0 и др.).
16.2. Web-сервер (Apache, MS Internet Information Server 3.0 и др.).
16.3. Технологии разработки (Java, Java Script, Perl, XML и др.).
16.4. Web-клиент (Internet Explorer 3.0 NetScape 4.0 и др.).
16.5. Системные требования к серверу.
17. Поддержка международных стандартов (CMIM, CPIM, Q&TI).
Приложение 8
Образец титула контрольной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт электроэнергетики и информатики Факультет информатики Кафедра сетевых информационных систем и компьютерных технологий обучения Контрольная работа по дисциплине «Методы и средства дистанционного обучения» Вариант № | |
Дата сдачи работы: «___»_________201 г. Работу принял: __________/ ___________ (подпись) (расшифровка) | Работу выполнил: ФИО студент группы [буквы + номер] Работу проверил: __________/ ___________ (подпись) (расшифровка) |
Екатеринбург |
Приложение 9
Образец титула реферата