В общем виде очевидно, что деятельность оператора системы управления социальна.
Формы его социального поведения в различных ситуациях управления системой разнообразны. Их закономерности сложно соотносятся с особенностями ситуаций и многими ситуативными и социальными факторами. Механизмы формирования состояний напряженности срабатывают в рамках этих форм социального поведения. Как и всякое поведение, социальное поведение человека реализует прежде всего адаптивные функции.
Включение человека в систему субъект-субъектных отношений существенно влияет на базовые психические проявления личности: ощущения, познавательные процессы, функциональные состояния. Широкая сфера влияния межличностных отношений остро ставит проблему изучения факторов, определяющих закономерности возникновения и динамику взаимных контактов между людьми, их адекватность структуре совместной деятельности и актуальным требованиям среды.
В этом смысле социальный фактор деятельности оператора оказывает аналогичное внушению или аутотренингу действие на личность. Совместную деятельность операторов можно рассматривать как своеобразный фактор управления состоянием индивида и совокупного субъекта.
В исследованиях ряда психологов, таких, как Ф.Д. Горбов (1967), Е.С. Кузьмин (1967), А.И. Донцов (1980), В.Н. Петровский (1985), Чернышев (1984), показано, что в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности проявляются латентные стороны
групповой психологии, но они не проявляются непосредственно в оптимальных режимах работы. Вместе с тем важно помнить, что эффект совместной деятельности индивидуален для каждого субъекта; т.е. сам факт такого изменения его состояния может привести к тому, что работоспособность оператора повысится или понизится.
Среди многочисленных детерминант внутригруппового взаимодействия особая роль принадлежит личности, что следует из непрерывного взаимовлияния и взаимообусловленности, существующих между личностью и социальным окружением. Именно особенности взаимодействия с другими индивидами приводят к наиболее заметным перестройкам личностной структуры оператора, а следовательно, меняются и ее адаптивные функции в рамках обеспечения функционального гомеостаза его деятельности. Так, нередко причиной дезадаптивных отклонений операторов систем управления служат неудовлетворенность формальным и неформальным статусом, неблагоприятный климат в коллективе (в расчете, группе управления и т.п.), конфликты с окружающими. С другой стороны, личность во многом обусловливает возникновение и динамику интерперсональных взаимосвязей.
В эмпирических представлениях о групповых феноменах обращает на себя внимание наличие такого признака, как взаимосвязанность действий, поступков и реакций членов группы. В работах Б.Ф. Ломова подчеркивается роль в совместной деятельности группы операторов общей цели, связанной с ее потребностями как целостного образования, продемонстрированы сложные переплетения мотивов участников этой деятельности, проанализирована взаимная рефлексия, общение, антиципация и взаимная подстройка действий членов группы.
В работе показано, что взаимосвязанное и организованное функционирование индивидуальных систем психики членов группы обеспечивается рядом механизмов групповой психологии, а именно: а) взаимной рефлексией; б) общением; в) «живым движением» взаимодействующих членов группы; г) изменением семантического пространства взаимосвязей личностных смысловых систем членов группы, за которым стоит соответствующее ему движение мотивов.
В соответствии с этим определением развитие системы целостных отношений в группе операторов рассматривается прежде всего как форма ее системообразующего фактора, включающего не только мотивационные компоненты, но и образы целей деятельности. Для этого осуществляется согласование целевых и операциональных установок. факторов в ходе их совместной подготовки в составе группы. При этом уточняется и детализируется семантическое пространство взаимных связей членов группы с закреплением позитивного опыта этой деятельности.
В качестве базовой шкалы оси пространства психических состояний группы в деятельности выбрана отраженность в сознании членов группы и активность группы в самопреобразовании состояния.
Эти состояния являются иерархически построенными интервалами актуального проявления качественной определенности группового субъекта деятельности. Классификация уровней состояний группового субъекта деятельности приведена в таблице. Оценка достигнутой качественной определенности группового субъекта деятельности, фундаментом которой являются знания, групповые ценностные ориентации, умения и навыки, наряду с изучением накопленной в группе результирующей части внутри групповых отношений, и определение организационных механизмов функционирования группы говорят о возможностях и системе отношений каждого члена группы и группы в целом. Совокупность этих знаний определяет состав информационных признаков в каждой актуальной ситуации, которые члены группы могут использовать для выработки решения по вопросам внутригруппового содействия.
Уровень СОСТОЯНИЯ группового субъекта деятельности | Качественная характеристика группового субъекта деятельности в условиях действия эмоциогениых факторов | Особенности влияния механизмов групповой психологии на индивидов | |
НИЖНИЙ (группы низкого уровня организованности) | 1. Резкое снижение безошибочности. Деятельность индивидов носит некоординируемый характер. 2. Согласование функций и действий осуществляется стихийно, члены группы не стремятся к их упорядочению и согласованию. | 1. Влияние групповых мотивов ослаблено. Эффективность деятельности обеспечивается только индивидуальной мотивацией. 2. В деятельности индивидов снижается удельный вес ориентации на совместную деятельность. 3. Уровень потерь в эффективности может достигать 20-40% от оптимального. | |
СРЕДНИЙ группы среднего уровня организованности | 1. Увеличенный диапазон разброса результатов деятельности. 2. Увеличивается уровень затрат на координацию деятельности операторов. 3. Наблюдается снижение качества в особо мотивированной деятельности. Группа в основном мотивирована на оптимальные условия деятельности. Согласование функций вызывает трудность и носит в значительной мере стихийный характер. | 1. Деятельность индивида в целом мотивирована поиском оптимального способа взаимодействия с другими членами групп, однако эти связи носят неформальный характер. 2. Эффективность деятельности во многом определяется индивидуальными свойствами индивидов. Динамика их основных референтов результативности противоречива. | |
ВЫСОКИЙ Группы высокого уровня организованности | 1. Характерно уменьшение разброса результатов деятельности. 2. Увеличивается доля координирующих воздействий руководителя. 3. В соответствии с планом совершенствуется функциональная структура группы. 4. Увеличивается роль неформальных отношений. 5. В целом группа способна к производительной саморегуляции в соответствии с идеальным образом результата. | 1. Увеличивается влияние групповых мотивов, группового самосознания, лидеров и референтных групп на деятельность индивида. 2. Ощущается эмоциональный подъем. 3. Увеличивается производительность и осуществляется учет возможных последствий от изменений, вносимых во взаимодействие с другими членами группы | |
Установлено, что в экстремальных ситуациях операторы групп с высоким и средним уровнями организации в условиях совместной деятельности с целью ее оптимизации прибегают к совершенствованию функциональной структуры группы и ее внутреннего взаимодействия, к смягчению деловых отношений неформальными и т.п. средствами деловой интеграции группы. Однако, если в группах с высоким уровнем организации их деловая интеграция осуществляется на основе специального планирования, то в группах со средним уровнем организации эта деятельность во многом носит стихийный характер. Таким образом, знания определяют уровень реализации принципа предсказуемости в системе внутрифуппового взаимодействия и оперативного управления, а операциональная подготовленность группы выражает следующие аспекты группового взаимодействия: совершенство практического применения этих знаний, имеющих значение для внутри -группового взаимодействия; обработанность внутригрупповых структур, ориентированных на различные виды повторяющихся ситуаций; умение разрешать социально одобряемым способом проблемные ситуации во внутригрупповом взаимодействии.
В условиях действия экстремальных факторов полная включенность отдельных индивидов в совместную деятельность осуществляется на уровне принятия целей, мотивов, задач совместной деятельности и на уровне практического содействия их реализации. Включенность во взаимодействие у операторов систем управления проявляется в усилении предрасположенности к активности одних членов группы активностью других ее индивидов. На этом уровне компенсаторные механизмы воздействия на функциональное достояние индивида социальных факторов связаны главным образом с внутренними условиями жизнедеятельности группы, опытом совместной деятельности, групповыми мотивами, групповым сознанием и лидерством. От того, в какой мере эти факторы соответствуют внутренним потребностям оператора, какова их дисгармония, изменяется и психологическое состояние оператора, уровень напряжения его психологических механизмов активации деятельности.
Диагностика актуальной организации групповых процессов может быть осуществлена с использованием аппаратурных средств, главным образом через регистрацию активированости механизмов групповой психологии и оценку психологического и функционального состояния членов группы.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология / М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под. Ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 264 с.
3. Журнал практического психолога 2007, №4
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 672 с.
Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с.