Повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой отклоненного Президентом закона




 

Согласно Конституции РФ, если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон.

Законы, возвращенные главой государства для повторного рассмотрения, направляются Советом Государственной Думы на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет или комиссия может рекомендовать Думе одобрить закон в ранее принятой редакции, одобрить его в редакции, предложенной Президентом, согласиться с отдельными изменениями или же согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного закона. Вопрос о повторном рассмотрении закона включается в повестку дня заседания нижней палаты в первоочередном порядке.

Закон считается принятым, если за него отдали свои голоса более 2/3 депутатов. В случае если первые два решения не приняты, то проходит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Считается, что решение по отдельному предложению принято, если 2/3 от общего числа представителей нижней палаты проголосовали за него. Если при повторном рассмотрении Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок ею рассмотрения в СФ такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой[16].

Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный Президентом, одобрен Думой в ранее принятой редакции, то комитет Совета Федерации, который давал заключение но закону, рассматривает послание главы РФ и высказанные им замечания, а также текст федерального закона, одобренного нижней палатой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему заключение. С этого начинается процедура преодоления президентского вето в верхней палате, которое в нашей стране не является абсолютным и может быть преодолено.

При повторном рассмотрении федерального закона верхняя палата вправе не обсуждать его, а поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотрении СФ федерального закона считается, что он прошел в верхней палате, если решение об этом было принято большинством не менее чем 2/3 от общего числа голосов членов палаты.

Постановление СФ об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в течение пяти дней направляется главе государства. Позже Президенту направляется сам одобренный СФ закон для подписания и обнародования. Глава государства обязан, согласно ч.3 ст.107 Конституции, сделать это в 7-дневный срок.

Итак, делая вывод, отмечу, что отклоненный Президентом РФ закон сначала рассматривается в комитетах и комиссиях Государственной Думы, и если она его одобряет - в комитете Совета Федерации. Причем, если последний соглашается с Государственной Думой, то вето Президента РФ преодолено - закон принят.

 

Заключение

 

Изложенные в реферате положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие выводы по итогам:

В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок или совокупность действий парламента по созданию законов - федеральных и федеральных конституционных, начиная от принятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, как совокупность последовательно сменяющих друг друга этапов, установленных Конституцией. Под стадией же законодательного процесса понимают урегулированную Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта.

Можно выделить следующие основные стадии законодательного процесса:

1. Осуществление права законодательной инициативы уполномоченными на то субъектами (субъектами законодательной инициативы) и подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе, либо его отклонение.

2. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе, которое может проходить как в одном, так и в трех чтениях.

3. Одобрение закона или его рассмотрение в Совете Федерации.

4. Возврат законопроекта в Государственную Думу на повторное рассмотрение.

5. Подписание законопроекта Президентом Российской Федерации, либо его возврат в Совет Федерации.

6. Опубликование закона в официальных источниках и вступление его в законную силу.

 

Стадии возврата в Государственную Думу и Совет Федерации являются дополнительными стадиями, существование которых не всегда обязательно. Они служат гарантиями реализации конституционных положений и одним из элементов системы сдержек и противовесов.

 

Список использованной литературы

 

Ι. Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г." О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации ".

3. Федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

4. Регламент Совета Федерации, утвержденный Постановлением СФ от 6 февраля 1996г. № 42-СФ.

5. Регламент Государственной Думы, постановление ГД от 22 января 1998г. №2134-2ГД

II. Комментарии к законодательству:

6. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд "Правовая культура", 2006.

ΙIΙ. Научная и учебная литература:

7. С.А. Авакьян,. "Энциклопедический Словарь Конституционного права России".

8. М.П. Авдеенко, Ю.А. Дмитриев "Основы теории конституционного права"

9. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск 2005г.

10. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА, 2007.

12. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство "Былина", 2007.

13. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф.А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.

14. С.А. Авакьян, "Федеральное Собрание - Парламент России"

15. "Большой юридический словарь" М., 1999

16. В.В. Белов, Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск 2005г.

17. Венгеров А.Б. "Теория государства и права" / М:, Юристъ 1999г.

18. Гузнов А.Г., Кененов А.А. "Современный законодательный процесс: основные институты и понятия" - Смоленск: Траст-Иком, 1995

19. Емельянов С.А. "Право: Определение понятия" М: 1992

20. Н.А. Михалева "конституционное право России", М: Эксмо, 2006г

21. Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития // Судебная практика как источник права. М., 2000

22. Четвернин В.А. "Демократическое конституционное государство: Введение в теорию" М: 1993.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: