СОДЕРЖАНИЕ
Принятая терминология
Введение
1. Проблемы религиозных отношений и свободы совести в нашей стране на современном историческом этапе
2. Исторический обзор регулирования религиозных отношений в России
3. Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России Православия
4. Особенности и признаки наиболее агрессивных современных сект
5. Общие особенности тоталитарных сект и специфика обращения с их представителями
Список литературы
Авторы:
полковник внутренней службы, к.ю.н. Хвыля-Олинтер А.И.
(общее редактирование, введение, разделы 1,3,4,5)
капитан милиции Лукьянов С.А.
(раздел 2)
Принятая терминология
Культ - 1) чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, силы, процесса, явления, предмета, свойства, потребности, идеи) вплоть до поклонения и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения; 2) совокупность учений, обрядов и ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания; 3) движение или организация, поддерживающая культовые учение, обряды и ритуалы.
Идол - кто-либо или что-либо как объект чрезмерного культового возвеличивания;
Адепт - 1) посвященный в какие-либо учения и тайны культа; 2) ревностный приверженец культа.
Деструктивный культ - разновидность культа, рузрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию: духовному, психическому и физическому личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).
Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им.
Сектантство - социальное течение в форме культов и сект, оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.
Сектант - адепт (член) секты, культист.
Деструктивная секта - секта, имеющая в своих целях, а также в методах и средствах их достижения признаки деструктивного культа.
Тоталитарная секта - авторитарная иерархическая деструктивная организация или движение (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая), практикующая обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который, пользуясь неосведомленностью и неопытностью людей, целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, культивируя у них состояние невежественности и неестественной, противозаконной зависимости.
Введение.
Важная роль государственных органов в регулировании религиозных отношений в России прослеживается на длительном историческом пути. Она возрастает сейчас в связи с процессами демократизации и изменения социальной структуры нашей страны. Государство сталкивается с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны тоталитарных сект. В компетентные органы и общественные организации хлынул поток заявлений от граждан, потерявших своих близких из-за их попадания в секты. Это трагические случаи разрыва с семьями, родителями, обществом и уход в никуда, в смертельно опасный обман.
Секты растут как раковые опухоли. Например, тоталитарная секта "Свидетели Иеговы" за последние четыре года увеличила в России свою численность в сто раз. Подобных процветающих организаций у нас насчитывается многие десятки. В них втянуто от трех до пяти миллионов наших сограждан. Они уже стали фанатиками, готовыми на все ради своих хозяев, стремящихся любыми средствами к мировому господству. Все больше случаев проникновения сектантов или их сторонников в государственные структуры управления, обороны, образования. Наблюдается криминализация таких сект. Чаще всего сектантов привлекают к ответственности за убийство (ритуальное или для сохранения тайны), доведение до самоубийства, истязание, похищение людей, надругательство над могилами, оборот психотропных средств, сексуальные преступления, организацию массовых беспорядков, вымогательство, создание посягающих на личность и права граждан объединений, незаконное применение психотехники, обман и злоупотребление доверием, манипулирование конфиденциальной информацией о гражданах. Совершаемые сектантами преступления отличаются высокой степенью нераскрываемости. Выявлена общность природы преступных и тоталитарных сектантских организаций по их внутренней структуре, применяемым средствам и методам.
Российское общество в последние несколько лет озабочено проблемой, проявившейся на Западе 20-25 лет назад: интенсивное и массовое освоение асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика и душа человека. Происходит это в форме создания различного рода групп, обещающих своим приверженцам самые желанные и ценные для них блага - духовные, социальные, материальные, - в обмен на полное подчинение и поклонение лидеру, идеологии и дисциплине такой группы.
Фактически осуществляется ничем и никем не контролируемое ложное рекламное заманивание, использующее самые значимые ценности как наживки для вовлечения людей в процесс дальнейшей целенаправленной обработки сознания. Попавший в подобную группу человек за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения параноидально-маниакальных амбиций лидера и его ближайшего "придворного" окружения. Полностью подавляется прежняя личностная идентичность, разрушаются все прежние социальные связи, адепту группы внушается негативистское отношение ко всему внегрупповому социуму. В зарубежной, прежде всего американской, литературе это явление обозначается понятием "деструктивные культы", а процесс десоциализации и навязывания культовой структуры личности - понятием "контроль сознания" (mind control) или "реформирование мышления" (thought reform).
Вместе с тем подавляющее большинство граждан и сотрудников государственных органов России не обладают достаточными знаниями особенностей сект и, что особенно важно, их тоталитарных форм. Более того, они мало и зачастую неверно знают о традиционных религиозных конфессиях, у которых сложились устойчивые и конструктивные правовые отношения с государством. Это затрудняет своевременное распознавание сектантов. Сотрудники государственных органов редко консультируются с представителями Российской Православной Церкви (РПЦ) и иных традиционных религий по вопросам специфики тоталитарных и иных сект. Весьма опасно проникновение сектантов или их сторонников в правоохранительные органы.
Актуальность указанных проблем видна также из того, что, по данным социологов, в нашей стране (имеющей более чем 1000-летнюю христианскую историю) свыше 50% населения относит себя к православным по вероисповеданию, этнокультурных православных - до 80%, а в той или иной степени религиозными считают себя до 90% граждан. В 1991 г. в Российской Федерации было 4846 зарегистрированных уставов религиозных объединений. В 1993 г. - 11088, а в 1994 - 11532. Для сравнения укажем, что в США (имеющих весьма пеструю в религиозном отношении 250-летнюю историю) 56% граждан относят себя к протестантам (около 300 различных Церквей и сект), 25% - к римо-католикам, а к православным - чуть более 1%. Отсюда видно, что государственные политические курсы России и США в религиозной сфере должны существенно отличаться друг от друга.
Цель настоящего пособия - дать гражданам нашей страны и, прежде всего, сотрудникам государственных органов России краткие первоначальные представления об особенностях Православия и сект в историческом, религиозно-догматическом, социальном и правовом аспектах.
При подготовке пособия значительную помощь авторам оказала социолог В.Ф. Чеснокова, а также кандидат филосовских наук А.Л.Дворкин, преподаватели Православного Свято-Тихоновского богословского института и ряд других граждан, не безразличных к судьбе нашей страны.
Проблемы религиозных отношений и свободы совести в нашей стране на современном историческом этапе.
Социально-экономические процессы в России способствовали возникновению сложной ситуации в сфере проблемы свободы совести. Эта ситуация обусловлена в значительной мере деморализацией, утратой духовности и криминализацией населения, происходящими в связи с распадом партийно-идеологической государственной структуры и, с другой стороны, забвением многовековых народных традиций.
Пытаясь повлиять на отмеченные негативные процессы, многие отечественные идеологи, политики и журналисты приветствовали и стимулировали появление массы иностранных проповедников и учителей для быстрого привлечения населения, в частности молодежи, к каким-то приемлемым принципам и правилам поведения.
С другой стороны, Православная Церковь долгое время воспринималась под влиянием многолетних штампов как слабое, отсталое, аполитичное и консервативное учреждение. Соответственно зарубежные "стадионные" (и часто богатые) проповедники представлялись активными, красноречивыми, современными и привлекательными, способными умело общаться с массами. Таким образом были созданы условия, когда заграничным миссионерам реально работалось значительно легче, чем отечественным православным служителям.
Быстро выяснилось, что, действительно, нахлынувшие активисты привлекают многих и всерьез. Но от этого возникают новые проблемы, не меньшие, чем те, с которыми решили бороться. Рецепт оказался не лучшим. Почему?
Наша российская культура в течение тысячелетнего взаимодействия с Православием усвоила от него множество архетипов, способов мышления и поведения, бытовых форм и видов межличностных отношений. Все это с раннего детства глубоко усваивается всем населением нашей страны независимо от конкретно-индивидуального отношения к религии. Поэтому "уход" человека в Православие не будет критичным, если даже и воспринимается его социальным атеистическим окружением как странность и гиперболизация обычных норм морали. Приложив некоторые усилия, вновь обратившийся всегда может объяснить свое новое поведение, ссылаясь на общепризнанные принципы и идеологии, - и все его поймут (именно через эти культурные опосредующие элементы). Обращение в Православие, хотя, возможно, и вызовет появление некоторого психологического напряжения, не отрывает тем самым человека от семьи, рабочего коллектива, от общественной деятельности и жизни страны в целом.
Напротив, усвоение нетрадиционных религий из-за отсутствия культурных переходных звеньев всегда ведет к сильному взаимному отчуждению от социального окружения. Накапливающееся взаимонепонимание переходит в конфликты, враждебность, что вызывает уход из семьи, отказ от работы и общественной жизни, стремление замкнуться в своей новой узкой религиозной среде, в которой только человека и понимают и поддерживают. И эта враждебная российской традиционности "узкая среда" приобретает абсолютное влияние на нового сектанта.
Особенно опасны в этом отношении не традиционные и большие религии (другие конфессии христианства, ислам, иудаизм), а именно секты. Мировые религии, которые можно назвать культурообразующими, отличаются от сект тем, что обладают более обширным, несравненно более глубоко и цельно разработанным комплексом вероучительной литературы. В ней они определяют и обосновывают основные принципы и ценности своих религиозных систем, отработанные и проверенные способы их осуществления. Человек, принадлежащий к такому традиционному вероисповеданию и более или менее усвоивший его истины, достаточно свободен в своих оценках отдельных учителей и направлений, постоянно возникающих в сфере любой религии. Такой верующий обладает устойчивым иммунитетом против слепого поклонения частным авторитетам. Слово "религия" означает связь личности и личностного Бога. В свою очередь слово "секта" латинского происхождения и происходит от глагола "отсекать". Усечение полнокровной связи приводит к гипертрофированной и фанатично-слепой односторонности сект.
Людей, принадлежащих к одной из мировых культурообразующих религий, объединяет именно общее понимание ценностей и принципов, а сектантов - более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты. Отсюда некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная, всепронизывающая организованность сект, их стремление полностью завладеть человеком, сориентировать его исключительно внутрь секты, уничтожить все его свободные связи с миром.
Это, собственно, и есть тоталитарность: культивирование слепого подчинения авторитету (пусть иногда и узко-групповому), суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни члена секты. При криминализации верхушки секты неизбежно криминализуется вся секта, превращаясь в слепое орудие реализации целей всяческих "гуру", "учителей", "руководящих корпораций" и т.п.
По сути своей все секты в той или иной степени тоталитарны. Их "учения" по сравнению с мировыми религиями частичны, примитивны и для культурного человека мало интересны. Именно отсюда в сектах процветает усиленное внимание к психотехнике, которая абсолютизируется и подается как способ победоносного управления собой, своим телом, сознанием и окружающим миром. К этому очень склонны стремиться многие современные люди, усвоившие разного рода околонаучные мифологии и мистики и верящие в необычайную силу знания. На деле же психотехника в секте является сильнейшим орудием "учителей" для управления своими ведомыми, контроля над ними и в конечном счете - полного порабощения их. Стремление привязать человека всеми способами, подчинить его целиком, закодировать тем или иным приемом его сознание - вот единственно возможный путь удерживания его в секте надолго. И "учителя" прекрасно понимают это.
Тоталитарность сект различна. Наряду с традиционными религиями, древними и укорененными в культуре народов, существуют "старые" секты. Это отошедшие в период Реформации от христианских церквей протестанские церкви (хотя по настоящему их нельзя назвать церквами): лютеране, евангелисты и проч. Это и отделившиеся (но гораздо раньше) от индуизма буддисты. В социально-историческом смысле эти развившиеся религиозные образования уже трудно назвать сектами. Это, скорей, конфессии. Теперь и от них откалываются секты. Есть свои секты в иудаизме и исламе. В Православии источником "старых" сект оказались старообрядцы-раскольники различных согласий. Отделяясь от большой и полнокровной церкви из-за "новых" толкований фрагментарных, вырванных из целостности Писания, текстов, эти секты обречены с самого начала на непрекращающееся уже собственное дробление, т.к. приходят все новые и новые самоуверенные "учителя" и проповедники со своими толкованиями, самоновейшими и неповторимыми учениями. Вновь создавшиеся секты начинают перевербовывать членов у старых сект, развивая бурную миссионерскую деятельность. Между ними возникает борьба и стремление укрепить обоснование своих учений.
Нарабатывая для себя постепенно какую-то культуру, старые секты уменьшают ставку на авторитет учителя. Они резко сокращают использование психотехники (мировые религии тоже ее задействуют, но очень умеренно и бережно по отношению к людям). Старые секты акцентируют внутреннюю жизнь на "человеческие отношения". Они очень заботятся о своих членах, проявляют к каждому много внимания, чем и привлекают человека, уставшего от современного мира с его яростным индивидуализмом и жесткими социальными отношениями. Их принцип - взаимная материальная и моральная поддержка (как правило, секты эти достаточно богаты), на нем строится их организация и пристальный контроль за своими членами. И это весьма важно для сект, так как, несмотря на попытки углубить учение, их вероучительный комплекс текстов остается очень бедным, структура богослужения и обрядовая сторона жизни - весьма убоги и тусклы, мистические элементы приземлены и содержат много рационализма. Таким образом их возможность воздействовать на личность через ее эстетические и духовные переживания существенно ограничены. Но культивирование "человеческих отношений" также замыкает сектантов лишь на свою религиозную среду. И хотя члены старых сект хранят свои семьи и добросовестны в работе, они довольно пассивны как граждане своей страны, склонны уклоняться от воинской повинности, а, участвуя в общественном движении и политике, больше озабочены интересами своей секты.
Новые секты, как правило, также богаты (часто намного богаче старых и, тем более, РПЦ), но не ориентированы на поддержание благосостояния своих членов и, не жалея, тратят средства на новых сектантов лишь на этапе их привлечения. В дальнейшем же часто стремятся превратить их в источник доходов для "общего дела". "Человеческие отношения" имеют здесь весьма ограниченное употребление, т.к. главное средство удержания за собой обращенных - подчинение авторитету и глобальный контроль за ними. Отсюда стремление вырвать своих членов не только из общественной жизни, но даже из семьи, и замкнуть целиком на себя, забить их сознание медитациями, заполнить дни бесконечными упражнениями, отучить самостоятельно мыслить и строить какие-то планы, заводить свои личные знакомства. "Учителя" прекрасно понимают, что иначе внешние авторитеты будут "оспаривать" у секты влияние на новообращенного, попытаются вернуть его в семью, на работу и т.д. В современном языке собственно тоталитарными называются лишь секты такого типа.
Опасность тоталитарных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования (т.е. формирования полностью контролируемого сознания) своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных.
Криминальные наклонности сект следуют из их фанатичности и деформированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству. Кроме ритуальных, они часто совершают и провоцируют "обычные" преступления. Например: с вовлеченных подростков требуют деньги, подталкивая их на кражи у собственных близких; заставляют выкупать жилплощадь и оформлять завещание на секту; нападают на неугодных лиц (как своих, так и посторонних) и собирают на них компрометирующие материалы; побираются в общественных местах; создают картотеки различных сведений о проживающих в районах действий секты гражданах без их ведома и т.п.
Существуют крайне агрессивные и очень криминальные секты, выделяющиеся даже на общем отрицательном фоне тоталитарных сект. Ряд даже внешне респектабельных сект, например, "Церковь саентологии", кришнаиты, уже разоблаченная "АУМ-синрике" и т.п. имеют в своих программных документах положения о необходимости нейтрализации и уничтожения людей, несогласных с их учением. Есть секты, склоняющие своих членов к самоубийству. Например, в 1994 г.в швейцарской деревне Сальван так погибли 48 членов секты "Орден храма солнца". Кришнаиты убивают своих взбунтовавшихся сектантов выстрелом в голову или топят. Саентологи помещают их в свои концентрационные лагеря. Физическую расправу с одумавшимися применяют все тоталитарные секты. Особенно страшен террор против родителей, пытающихся спасти своих детей. К сожалению, здесь сектанты иногда находят поддержку у правоохранительных органов.
Методы вербовки в сектах обычно нечистоплотны и опираются на: дискредитацию "конкурентов" с использованием фальшивок и пр.; очернение той жизни, которой человек жил до встречи с сектой, его работы, идеалов, окружения (провоцирование к ссоре с ним); подкуп посредством подарков, бесплатной литературы, поездок за границу за счет секты (но с тщательным учитыванием расходов и предъявлением счета при попытке ухода от секты). Весьма преуспели в этой деятельности мунисты ("Церковь объединения"), саентологи, кришнаиты и т.п.
Особенность современного этапа нашей истории в том, что отношение к религиям стало не только внутренним делом России. Мы все теснее входим в международное сообщество и обязаны учитывать международные правила регулирования религиозных проблем. В глобальном масштабе у традиционных вероисповеданий давно установлено мирное сосуществование. Между ними приняты нормы поведения, отступление от которых взаимно не выгодно. Отличия стран делают эти нормы в каждом конкретном случае разными. Однако в сектантских движениях ситуация иная. Успех сект появляется за счет явных нарушений сложившихся норм поведения. Отсутствие широкого авторитета приводит секты к авантюризму, т.к. им нечего терять. Внешне "приличные " за рубежом конфессия, секта или движение могут существенно переродиться в нашей стране под влиянием местных условий. Начальный период демонстративной благотворительности (типа бесплатной раздачи Библии) быстро заканчивается и превращается в экстремизм по отношению к традиционным культурообразующим религиям и государственным структурам.
В нынешней духовно дезориентированной массе населения России новую секту создать очень просто. Но искоренить тоталитарную и ставшую криминальной секту после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно. Она, в случае преследований со стороны государства, уходит в подполье и непредсказуемо обнаруживает себя в разных социальных слоях. Ее проявления напоминают метастазы раковой опухоли. Радикальное лечение возможно лишь созданием условий, стимулирующих и развивающих традиционные устойчивые вероисповедания, повышающих грамотность населения в религиозной сфере и общую культуру жизни.
2. Исторический обзор регулирования религиозных отношений в России.
Роль религии и Православной Церкви в жизни России невозможно переоценить. Фактически современная этнокультура большинства российских народностей и сам русский народ созданы Православием. Достаточно вспомнить о том, что понятие "крестьянин" происходит от понятия "христианин", а столь фундаментальное для нашей жизни понятие "личность" отсутствовало в дохристианскую эпоху, а введено и раскрыто христианством. Естественно, что отношения, складывающиеся между государством и Церковью, находили свое отражение в российской правовой системе, на каждом новом этапе своей тысячелетней истории получая закрепление и оформление в законодательстве.
Необходимо отметить, что сама РПЦ всегда располагала лишь двумя видами наказания и только по отношению к отступникам в вере: отлучение для мирян и извержение из сана для священнослужителей. Все иные разновидности правозащитных действий исходят от государства. РПЦ всегда старалась поддерживать государство, но не шла слепо за ним. Две орлиных главы в гербе обозначали наличие двух согласованных, но самостоятельных линий.
С точки зрения отношения к традиционным религиям необходимо отличать "раскольников" от "еретиков". Обе эти разновидности возникают из среды как Православия, так и любых иных традиционных вероисповеданий. Первые имеют внешние несогласия с исходной верой, а вторые отличаются от нее принципиально и без возможностей взаимного согласования. К последним можно отнести и другие (возникшие вне традиционных религий) деструктивные религиозные и псевдорелигиозные движения.
В период становления РПЦ (10-13 вв) одной из важнейших ее задач являлась борьба с языческими славянскими культами, а также представителями еретических учений, проникавших на Русь вместе с христианством. Со стороны РПЦ эти действия всегда были связаны с патриотизмом и стремлением сохранить целостность России при любых условиях. Такая борьба предполагала опору на силу государственного аппарата и поэтому требовала соответствующего правового закрепления. Княжеская власть предоставила Церкви достаточно широкие полномочия. "Уставами" князей Ярослава и Владимира церковные суды получили большую самостоятельность и юридическую компетенцию, вмешательство в их деятельность кого-бы-то ни было каралось смертной казнью.
В компетенцию церковных судов входило расследование ряда составов религиозных преступлений и применение наказания за их совершение. Эти составы преступлений против веры и Церкви были, в основном, заимствованы из византийского права: "еретичество", "богохульство", "волшебство", "святотатство", "отпадение" от христианской веры и прямая принадлежность к недозволенным вероисповеданиям. В древнерусском праве эти преступления носили наименования: "ведьство", "зелииничьство", "потвори", "чародеяние", "волхования", "еретичьство" и т.д.
Перенос норм византийского права в древнерусское законодательство не был механическим: по нормам "Русской Правды" основной мерой наказания являлся денежный штраф, а под "казнью" понималось простое телесное наказание. В византийском же праве почти все вышеприведенные составы религиозных преступлений карались квалифицированной смертной казнью: сожжением, четвертованием и т.д. (хотя за 1100 лет Византийской истории таких случаев насчитывается немного). Вместе с тем, русские законодательные акты санкционировали применение к религиозным преступникам двойного наказания: со стороны княжеской, светской и епископской церковной власти, угрожали отлучением от церкви и различными видами епитимий. В правоприменительной практике по отдельным делам использовалось лишение свободы с целью исправления религиозного преступника.
В отдельных случаях, когда религиозные преступления приобретали социальную или политическую окраску, светской властью применялась и смертная казнь. Например, в 1227 г. в Новгородской Земле было сожжено четверо языческих жрецов. Аналогичная мера наказания ранее применялась во время восстаний в Суздале (1024 г.), Новгороде (1071 г.), Ростове (1091 г.).
Татаро-монгольское нашествие и его последствия, в первую очередь тенденции к созданию централизованного русского государства, обусловили сближение РПЦ и светской власти в 14-15 веках, в результате чего роль церковных средств воздействия снижалась, а их компетенция передавалась светским судам. Впоследствии, начиная с царствования Петра I, это вылилось в специфическую форму существования официально-административных церковных структур как части государственного аппарата. Следует отметить, что РПЦ как таковой не свойственно проникновение в государственные властные органы.
В 14-15 веках на территории Руси усиливаются антицерковные настроения, что выразилось в распространении оппозиционных официальному Православию учений - "ересей". Наиболее известной являлась т.н. "стригольническая ересь", распространенная в Новгороде и Пскове. Согласно посланию архиепископа Новгородского, "стригольники" "... злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты, называют иконы болванами, грызут оныя зубами, повергают в места нечистыя, не верят ни царству небесному, ни воскресению мертвых, и, безмолствуя при усердных христианах, развращают слабых".
В 1375 г. лидеры "стригольников" Карп и Никита были казнены в Новгороде утоплением, но в 15 веке "ересь" "стригольников" преобразовалась в "новую новгородскую ересь жидовствующих", распространившуюся и в Москве. Борьба Церкви с этим еретическим учением завершилась в начале 16 века, когда победила доктрина "иосифлян" (сторонников преп. Иосифа Волоцкого) о возможности применения к "еретикам" "градских казней", т.е. наказания их силами светской власти и применения к ним смертной казни. Стоглавым Собором 1551 г. было подтверждено право светской власти на применение репрессивных мер в отношении "злых ересей" и "волхований".
После Стоглавого Собора контроль за состоянием веры среди населения начинает переходить в руки светской власти, т.к. царская власть абсолютизировалась и распространялась не только на материальное бытие подданных, но и на духовную жизнь. При этом государство не вмешивалось в вопросы веры иностранцев, находящихся на территории России: запрещалась лишь пропаганда иностранных вероучений среди русского населения.
Политика русского правительства в 17 веке была выборочной: протестантам, например, разрешалось в отдельных случаях строительство кирх, а католикам строительство костелов категорически запрещалось. Это объяснялось соображениями политическими - католичество распространялось через Польшу и с 16 века постоянно и активно угрожало интересам целостности российского государства.
В середине 17 века в России произошел т.н. церковный раскол, разделивший все общество на сторонников и противников поддержанной светской властью церковной реформы патриарха Никона. "Раскол" охватил значительную часть населения России, в основном его "низы". Среди последователей "раскола" выделялось как умеренное крыло - т.н. "поповство", склонное к определенным компромиссам со светской и церковной властью, так и радикально - экстремистское "беспоповство", пропагандирующее идеи борьбы с "властью Антихриста", олицетворяемой царским самодержавием. Поэтому термин "раскол" постепенно становится в русском законодательстве обозначением состава уголовного преступления, каравшегося как "ересь", "богохульство" и "церковный мятеж" по нормам гл.1 Соборного Уложения 1649 г. Репрессии против "раскольников" особенно усилились в 70-80 годы 17 столетия в связи с активным участием "раскола" в крестьянской войне, "соловецком восстании", городских и стрелецких бунтах.
В петровскую эпоху "раскол" стал расцениваться не просто как "ересь", но как религиозно-политическое преступление. "Духовный Регламент" Петра I охарактеризовал старообрядцев как "лютых неприятелей, и государю и государству зло мыслящих". Петр I юридически закрепил особый правовой статус старообрядцев как неполноправных подданных государства. Указом 1716 г. "раскольники" были обязаны зарегистрироваться при правоохранительных органах государства, облагались двойным подушным "окладом". Им запрещалось занимать какие-либо общественные должности, приказывалось носить особую одежду и специальные "знаки".
В законодательство были внесены составы преступлений: "потаенный раскол" - т.е. уклонение от официальной регистрации, "совращение в раскол" - т.е. пропаганда старообрядческих идей с целью склонения к отступлению от официальной религии. Санкции по этим составам предполагали жесткие меры наказания вплоть до смертной казни. Розыск "потаенных раскольников", контроль за поведением старообрядчества полностью поручался полицейским органам государства, а также созданной "духовной коллегии" - Святейшему Синоду.
Церковной реформой 1712 г. Петр I упразднил патриаршество, включив Церковь как составную часть "регулярного государства". Священнослужители из "белого духовенства" фактически официально становились государственными чиновниками, обязанными выполнять государственные, в т.ч. полицейские функции. Например, специальными указами все православное население империи обязывалось ежегодно проходить исповедь и причастие. Отказ от этой процедуры расценивался как "явное оказательство раскола" и карался денежным штрафом, а при отягчающих вину обстоятельствах - каторжными работами. Информацию в судебные и полицейские органы о нарушителях приказа, а также о ставших известными на исповеди фактах совершенных или подготавливаемых государственных преступлениях, должны были предоставлять приходские священники. Однако все эти меры осуществлялись без одобрения Собора РПЦ. Согласительные подписи собирались у иерархов изолированно. Одобрения других Восточных Церквей не было. Иерархи РПЦ смягчали эту тенденцию царской власти и противодействовали ей, не стремясь к явным конфликтам.
Отношение правительства Петра I к протестантству и даже католичеству было весьма терпимым: манифестом 1702 г. иностранным конфессиям разрешалось строительство храмов и "публичное" богослужение. Вместе с тем, "Артикул воинский" 1716 г. устанавливал смертную казнь за "богохульство", "волшебство", "святотатство" и другие религиозные преступления.
Законодательные нормы, установленные в области религии Петром I, продолжали действовать и в послепетровскую эпоху. Однако и царская власть, и РПЦ всегда понимали необходимость друг-друга и стремились достигать внутреннего органического единства. Поэтому появляющиеся разногласия стремились скрывать. Цари и их окружение вынуждены были поддерживать сильных церковных иерархов, а не бездарных и послушных, чтобы РПЦ могла вести народ. В массе своей иерархи никогда не были орудием светской власти. Сокровенные духовно-внутренние жизнь и свобода РПЦ всегда оставались нетронутыми. В принципиальных вопросах веры и государства серьезных конфликтов между РПЦ и светской властью не было.
В 30-40 годы 18 столетия в России государственная власть впервые широко сталкивается с явлением религиозного сектантства. В различных губерниях были "открыты" сектантские организации т.н. "хлыстов", воспринятых как одна из форм "раскола". Хотя следует отметить, что под раскольниками тогдашнии власти понимали как сектантов в современном смысле, так и собственно раскольников. Две следственные комиссии в 1738 и 1745 гг. приговорили сотни "хлыстов" к смертной казни и ссылке, однако это не решило уже обозначившейся проблемы религиозного сектантства. Начиная со второй половины 18 столетия в России получают распространение сектантские организации хлыстов, скопцов, жидовствующих-субботников, бегунов-странников и т.д. Эта картина дополнялась многочисленными "толками" и "согласиями" дифференцирующегося старообрядчества, а с екатерининской эпохи - проникавшими в Россию при переселении из Европы сектами меннонитов, моравских братьев, баптистов, и вербующими своих сторонников квазирелигиозными организациями масонов.
В период царствования Екатерины II религиозная политика правительства либерализуется на принципах "полной веротерпимости". Указами 1762-1766 г. со старообрядцев снимаются большинство правовых ограничений петровской эпохи. Империатрица считала, что за 60 лет все расколы исчезнут, если заведутся и утвердятся народные школы, невежество истребится само собой без насилия.
Одновременно усиливалась роль полицейских органов в осуществлении контроля за оппозиционными РПЦ религиозными учениями. "Устав благочиния или полицейский" 1782 г. гласил: "управам благочиния в городах: законом не утвержденное общество, товарищество, братство (или иное подобное собрание, под каким бы названием оно ни состояло) - подлежит уничтожению и запрещению". Категорически запрещалась какая-либо пропаганда против РПЦ и веры, "суеверия", "лжепредзнаменования", переход из Православия в любую другую религию. Однако РПЦ всегда поддерживала свободу других конфессий, но требовала свободу и себе.
Своеобразная политика "полной веротерпимости" продолжалась и в первой четверти 19 столетия. В указе от 21 февраля 1803 г. по делу о тамбовской секте "духоборов" Александр I писал: "Не делая насилий совести и не входя в розыскание внутреннего исповедания веры, не допускать никаких оказательств и отступлений от Церкви и строго воспрещать всякие в том соблазны не в ви