ТЕМА УРОКА:Метроритм
Тип урока: урок-игра.
Цели урока:1.Образовательная: Познакомить с жанрами – марш, вальс, полька. Показать различные виды игровых форм.
2.Развивающая:Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.
3.Воспитательная:Воспитывать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся
Ход урока.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Преподаватель: Сегодня мы поговорим о волшебных музыкальных часах. Музыка очень любит правильное, точное исполнение. За таким исполнением в песнях, пьесах всегда следят волшебные часики. У них есть шапка-невидимка, поэтому их никто не видит. Однако когда знаешь, что они спрятаны где-то в музыке, и к ним прислушиваешься, то обязательно их услышишь. Музыкальные часики тикают аккуратно и равномерно. Я буду петь песенку «Паровоз». Постарайтесь вслушаться и определить в песне сильные и слабые доли. Тогда вы поймёте, как равномерно тикают музыкальные часики.
(Преподаватель: Что же вам подсказали музыкальные часики?Какие доли были сильными, а какие – слабыми?
(Ответы детей.)
Преподаватель: Правильно. Сильная доля всегда стоит в начале такта. Сильная доля - это музыкальное ударение, которое мы будем называть акцентом. Давайте вместе споём эту песню и будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю такта.(П –П- I- П –П- I-П-П-П-I)
(Исполнение песни с хлопками на первую долю такта)
Преподаватель: Чтобы песня не была монотонной, однообразной, в музыке есть и сильные и слабые доли. Считаются и сильные, и слабые доли. Этот равномерный счет ведут волшебные музыкальные часики, которых мы не видим, но которые должны слышать. Они делают музыку ритмичной, выразительной. Нам даже порой кажется, что музыка дышит, будто она живая. Давайте споем песню «Паровоз» выразительно, с душой.
|
(Дети исполняют песню.)
Преподаватель: Я определила по вашему пению, что вы почувствовали, как тикают волшебные часики этой песни, как они ведут свой правильный ритмический счет. Ребята, эти музыкальные часики музыканты называют метроритмом. Давайте повторим это слово. (Повторяют.)
Преподаватель: На карточках выложен ритмический рисунок песни «Паровоз», давайте все вместе простучим его.
(отстукивают ритм карандашом по парте).(П –П- I- П –П- I-П-П-П-I)
П-ти-ти(короткая) – I(ТА)-(длинная)
Преподаватель: Поиграем в игру «Ритмическое эхо». (СМОТРИМ ВИДЕО ПРИМЕРЫ)
Преподаватель: Молодцы
Преподаватель: песня «Зайчик». Споём её с тактированием.
(поют)
Преподаватель: В каждом слове песни есть ударный слог. Определите его.
(ученики: это первый слог каждого слова: «За-инь-ка, зай-ка! Ма-лень-кий зай-ка. Длин-ны-е уш-ки, быс-тры-е нож-ки»)
Преподаватель: Хорошо. А теперь разделимся на две группы. Первая группа во время пения будет делать акценты на сильную долю такта топнув ногой, а вторая – на слабую долю такта будет хлопать в ладоши.
(повторить задание, поменяв группы: первая – отхлопывает слабые доли, вторая – топает ногой на сильную долю) –вместе с родителями.
Преподаватель: Хорошо. Поиграем ещё в одну игру – «Охотник и собачка». Правая рука – охотник, левая рука – собачка. Охотник идёт четвертными длительностями, вот так: (отстукивает четвертные длительности со счётом вслух). Пробуем все вместе. А собачка идёт восьмыми длительностями, вот так: (отстукивает восьмые длительности со счётом вслух). Пробуем все вместе. А теперь идут вместе и охотник и собачка: (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно). Охотник и собачка поменялись местами. Теперь охотник – левая рука, собачка – правая рука. (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно).
|
Преподаватель: Молодцы. А как вы думаете, если представить, что охотник движется под музыку, то какой жанр музыки ему подойдёт: вальс, марш или полька?
(ответы учеников)
Преподаватель: Правильно, охотник будет двигаться под музыку марша. Ведь ритм марша всегда очень четкий. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. Разновидностей маршей много: походные, церемониальные, траурные, сказочные, детские. Сейчас вы услышите произведение «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Во время прослушивания помогите деревянным солдатикам маршировать, отстукивая ритм карандашом по парте.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Марш деревянных солдатиков».)
Преподаватель: Молодцы, все правильно определили ритм марша. А как вы думаете ритм вальса отличается от ритма марша?
(ответы учеников)
Преподаватель: Вальс – парный танец, основанный на плавном кружении в трёхдольном размере (3/4, 3/8, 6/8) и умеренно-быстром темпе. Вот его ритмический рисунок в размере 3/4 (показывает карточку с ритмом). Давайте прохлопаем его.
|
Преподаватель: Хорошо. А теперь будет звучать «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского), а мы руками будем изображать плавные движения под музыку – как будто наши руки танцуют вальс.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Вальс».)
Преподаватель: Молодцы. А теперь расскажу вам о польке.Полька – чешский народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Музыкальный размер всех мелодий польки 4/4. В ритмическом рисунке польки сочетаются разные длительности: в каждом такте – две восьмых и одна четверть. Послушаем «Польку» из «Детского альбома» П.И.Чайковского и подумаем, какие ритмические карточки подойдут для этого произведения.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Полька».)
Преподаватель: Молодцы, верно определили нужные карточки. Как вы уже поняли, влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения того или иного музыкального произведения велика. Музыка не может существовать без ритма. Поэтому у каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок. А закончить наш урок мне хочется словами Э. Финкельштейна:
«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»