Цена является важнейшей экономической категорией. В общем виде цена товара – это стоимость, выраженная в денежной форме. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Учетная функция отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции. Цена отражает затраты отдельных видов ресурсов и размер прибыли.
Распределительная функция цены состоит в том, что через цены происходит перераспределение доходов между производителями и потребителями, бюджетами разных уровней, регионами и социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в цену ряда налогов (на добавленную стоимость, акцизы) которые направляются в бюджеты разных уровней.
Стимулирующая функция цены способствует стимулированию научно-технического прогресса, повышению качества продукции, т.к. цены дифференцируются в зависимости от технического уровня и качества последней.
Цена выполняет функцию сбалансированности спроса и предложения, чутко регулируя их колебания.
Функция цены как средства рационального размещения инвестиций позволяет направлять их в те секторы экономики, которые дают быструю отдачу и более высокую прибыль.
Цена зависит от способа реализации продукции. Принято выделять три стадии товародвижения:
- предприятие - оптовая торговля;
оптовая торговля – розничная торговля;
розничная торговля - потребитель.
Соответственно, выделяют три основных вида цен:
-оптовая цена предприятия;
оптовая цена промышленности;
розничная цена.
Структуру цены можно представить в виде таблицы.
Таблица 1- Структура цены
Себестоимость продукции | Прибыль производителя продукции | Снабженческо-сбытовые организации (посредники) | Торговые организации (розничная торговля) | ||
Оптовая цена предприятия | Издержки | Прибыль | Издержки | Прибыль | |
Оптовая цена промышленности | |||||
Розничная цена | |||||
|
Оптовая цена предприятия может совпадать с оптовой ценой промышленности. Это имеет место при реализации продукции производственного назначения, т.е. когда поставки от предприятия – производителя осуществляются потребителю-предприятию, либо при поставках массового товара от предприятия-производителя в систему розничной торговли. В некоторых случаях оптовая цена предприятия может совпадать с розничной ценой, если продукция реализуется розничному потребителю через собственные торговые точки.
Необходимо также учитывать, что на каждом этапе ценообразования к оптовой цене добавляется налог на добавленную стоимость. Оптовая цена с учетом данного налога – это оптово-отпускная цена.
Далее остановимся на ценообразовании. Ценообразование – это процесс установления цены на конкретный товар состоящий из следующих этапов:
-выявление внешних по отношению к производству факторов, влияющих на цены;
постановка целей ценообразования;
выбор метода ценообразования;
разработка основной стратегии;
рыночная корректировка цены (ценовая тактика);
страхование цен.
Ценовая политика предприятия представляет собой совокупность форм и методов, обеспечивающих достижения целей предприятия путем установления цен с учетом рыночных условий. Ценовая политика предприятия воплощается в решениях стратегического характера. Методом ценообразования признается система формирования цены с использованием соответствующей нормативной базы. В зависимости от конъюнктуры рынка, состояния спроса и предложения, возможностей предприятия, конкретно складывающихся его интересов проявляются внешние и внутренние факторы влияния на ценовую политику, на ценообразование.
|
К внешним факторам следует отнести спрос на продукцию, предложение ее с учетом смежных сегментов рынка, уровень цен, устанавливаемых конкурентами, степень необходимости продукции для потребителя, уникальность продукции.
Внутренние факторы представлены затратным механизмом, сложившимся на предприятии в виде его производственной и организационной структуры, организации снабжения необходимыми для деятельности ресурсами и сбыта готовой продукции.
Влияние государства на изменение свободных цен может достигнуто при его воздействии на конъюнктуру рынка, когда государственные подразделения выступают в роли продавца или покупателя. Кроме того, прямое воздействие на ценообразование со стороны государства проявляется в установлении предельных величин, ограничении надбавок и предельных коэффициентов изменения цен. Косвенное воздействие выражается в установлении и изменении налоговых ставок, акцизов и пошлин. Также следует отметить, что существуют фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами власти и управления на ограниченный перечень продукции в твердо определенной величине. Государственное регулирование ценообразование направлено на создание условий для учета и сочетания интересов общества, производителей, потребителей.