Смысл арифметических операций




ТЕКСТОВЫЕ

ЗАДАЧИ

В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

 

 

Скорость Время Расстояние
    1 см/с       ?     3 см/с

 

 

Могилев 1998

 

ББК 74.216.2

(УДК 51(075.3))

 

Чеботаревская Т.М., Николаева В.В., Лещенко Л.В., Бондарева Л.А.

Текстовые задачи в третьем классе: Методическое пособие. - Могилев, 1998.- 64 с.

 

Пособие содержит текстовые составные задачи для 3 класса с образцами краткой записи условия, рассуждений по схемам, решений и является продолжением пособия “Текстовые задачи во втором классе”.

Возле порядкового номера задачи в пособии указан номер этой задачи и страница учебника по математике для 3 класса под ред. А. А. Столяра (1993 - 1995 годы издания). Это же соответствие приведено в таблице (с. 63).

 

 

Рецензент: канд. ф. -м. наук, доцент ЧЕБОТАРЕВСКИЙ Б.Д.

 

 

Редактор: канд. пед. наук, доцент ЛАТОТИН Л.А.

 

 

© Чеботаревская Т.М., Николаева В.В., Лещенко Л.В., Бондарева Л.А.

 
 


Издательство Могилевского государственного университета

им. А. А. Кулешова, 212022, г. Могилев, Космонавтов, 1.

 

 

СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ В 3 КЛАССЕ

 

В третьем классе ученики встречаются с новыми видами простых задач — на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение, на пропорциональную зависимость между величинами. Составные задачи являются определенными комбинациями простых и направлены на формирование и закрепление понятий, связанных с конкретным смыслом операций умножения и деления, их свойствам.

При интерпретации условия составной задачи используются различные виды моделей: рисунки, чертежи, схемы, таблицы, диаграммы.

В третьем классе появляются в большом количестве составные задачи, связанные с пропорциональными величинами. Они требуют особого внимания, так как в усложненном виде находят свое продолжение в четвертом и старших классах. Следует научить детей выделять, правильно называть величины, определять зависимость между ними.

Задачи, связанные с величинами “скорость”, время”, расстояние”, традиционно носят название “задачи на движение”. В третьем классе представлены (хоть и в небольшом количестве) задачи на разные виды движения: встречное движение, движение из одной точки в разных направлениях, движение в одном направлении. Задачи эти носят “ознакомительный” характер: ученики знакомятся с величинами, характеризующими движение, с моделированием процесса движения с помощью чертежа и отражением связей между величинами в таблицах. Навыки решения задач на движение будут отрабатываться в 4 классе.

В небольшом количестве появляются задачи на нахождение чисел по их сумме и разности, по их сумме и кратному отношению, которые в четвертом классе будут представлены более широко.

Разбивка задач по группам проведена по аналогии со вторым классом, но с учетом появления новых видов задач, новых трактовок содержания уже знакомых задач:

1. Смысл арифметических операций.

2. Правила.

3. Изменение величин.

4. Сравнение величин.

5. Пропорциональные величины.

6. Движение.

7. Нахождение чисел по их сумме и разности.

8. Нахождение чисел по их сумме и кратному отношению.

 

 

Смысл арифметических операций

 

В эту группу вошли составные задачи, содержащие различные комбинации простых задач, раскрывающих смысл арифметических операций сложения, вычитания, умножения, деления.

1. (34.10). По краткой записи можно составить, например,

такую задачу: В магазине купили 15 кг моркови,

7 кг свеклы и столько же картофеля. Сколько

всего овощей купили в магазине?

Условие моделируется словесно, чертежом или диаграммой:

Морковь — 15 кг Свекла — 7 кг Картофель — 7 кг ? 15 кг 7 кг 7 кг ? ? 7 15 7

Задачу можно решить разными способами.

С п о с о б 1. Чтобы найти, сколько всего овощей куплено, надо знать, сколько куплено моркови и сколько куплено свеклы и картофеля вместе. Моркови куплено 15 кг. Чтобы узнать, сколько куплено свеклы и картофеля вместе, надо знать, сколько куплено свеклы и картофеля по отдельности. Это известно — 7 кг и 7 кг.

? 1) 7 + 7 = 14 (кг) — куплено свеклы и картофеля

вместе,

15 +? 2) 15 + 14 = 29 (кг) — куплено всего овощей.

15 + (7 + 7) = 29 (кг).

7 + 7

Сумму одинаковых слагаемых в первом действии можно заменить произведением: по 7 кг надо взять 2 раза.

1) 7 · 2 = 14 (кг) — куплено свеклы и картофеля вместе,

2) 15 + 14 = 29 (кг) — куплено всего овощей.

15 + 7 · 2 = 29 (кг).

С п о с о б 2.

1) 15 + 7 = 22 (кг) — куплено моркови и свеклы,

2) 22 + 7 = 29 (кг) — куплено всего овощей.

(15 + 7) + 7 = 29 (кг).

Ответ: 29 килограммов.

Полезно составить и решить обратные задачи.

85.19. — аналогичная.

2. (50.13). В домашней библиотеке 87 книг. Из них 27

для взрослых, 20 для школьников, а

остальные для дошкольников. Сколько книг

для дошкольников?

Краткую запись условия можно оформить по-разному:

словесно:

Для взрослых – 27 книг Для школьников – 20 книг Для дошкольников –? 87 книг

круговой диаграммой: чертежом:

87 книг

20 87 книг

?

27 27 кн. 20 кн.?

По сумме трех слагаемых и известным двум слагаемым требуется найти третье слагаемое. Для этого надо из числа 87 вычесть сумму чисел 27 и 20. Это можно сделать тремя способами.

С п о с о б 1.

? 1) 27 + 20 = 47 (книг) – для взрослых и для

школьников вместе,

87 -? 2) 87 - 47 = 40 (книг) – для дошкольников.

 

27 + 20

Решение можно записать выражением: 87 - (27 + 20) = 40 (книг).

С п о с о б 2.

87 - 27 1) 87 - 27 = 60 (книг) – без книг для взрослых,

2) 60 - 20 = 40 (книг) – для дошкольников.

? - 20

(87 - 27) - 20 = 40 (книг).

?

С п о с о б 3.

87 - 20 1) 87 - 20 = 67 (книг) – без книг для школьников,

2) 67 - 27 = 40 (книг) – для дошкольников.

? - 27

(87 - 20) - 27 = 40 (книг).

? Ответ: 40 книг.

Удобная форма дополнительной работы над данной задачей – составление и решение обратных задач. Всего обратных задач – 3 (по количеству данных в условии значений величин):

Для взрослых –? Для школьников – 20 книг Для дошкольников – 40 книг 87 книг 87 книг 40 ? 20

 

Для взрослых – 27 книг Для школьников –? Для дошкольников – 40 книг 87 книг 87 книг 40 27?

 

Для взрослых – 27 книг Для школьников – 20 книг Для дошкольников – 40 книг ? ? 40 27 20

Каждая из обратных задач также решается несколькими способами.

64.45, 110.54, 118.55, 188.67, 338.96(а) – аналогичные задачи.

3. (130.29). В одной вазе 2 яблока, а в другой три пары

яблок. Сколько яблок в двух вазах?

Уточняем значение слова “пара”: 2 яблока.

Краткую запись условия можно представить схематическим рисунком или словесно:

I II ? I — 2 яблока II — 3 раза по 2 яблока ?

Решаем задачу двумя способами.

С п о с о б 1.

? 1) 2 · 3 = 6 (яблок) — во второй вазе,

2) 2 + 6 = 8 (яблок) — в двух вазах.

2 +? 2 + 2 · 3 = 8 (яблок)

2. 3

С п о с о б 2. Зная, что в первой вазе одна пара яблок и во второй вазе 3 пары яблок, можем найти, сколько пар яблок в двух вазах. Зная, сколько всего пар яблок и то, что одна пара содержит 2 яблока, можем найти, сколько всего яблок в двух вазах.

1 + 3 1) Сколько пар яблок в двух вазах?

1 + 3 = 4

2. 5 2) Сколько яблок в двух вазах?

2 · 4 = 8

?

Ответ: 8 яблок.

17.37 — аналогичная.

4. (90.21). 9 мальчиков собрали по 2 банки земляники. 12

банок ягод пошло на варенье, а остальные

ягоды съели. Сколько банок ягод съели?

Краткую запись условия можно оформить так:

Собрали — 9 мальчиков по 2 банки

На варенье — 12 банок

Съели —?

Зная, что 9 мальчиков собрали по 2 банки ягод, можем найти, сколько всего банок ягод собрали (действием умножения). Зная, сколько банок ягод собрали и сколько банок израсходовали для варенья, можем найти, сколько банок ягод съели (действием вычитания).

2. 9 1) 2 × 9 = 18 (банок) — собрали мальчики ягод,

2) 18 - 12 = 6 (банок) —съели ягод.

? - 12 2 × 9 - 12 = 6 (банок).

? Ответ: 6 банок ягод съели дети.

5. (308.91). В книге 100 страниц. Вася читал ее 10 дней,

по 7 страниц ежедневно. Сколько страниц

ему осталось прочесть?

Краткая запись условия:

Было — 100 страниц

Прочитал — 10 дней по 7 страниц

Осталось —?

Поиск решения задачи проведем по схеме анализа:

? 1) 7 × 10 = 70 (стр.) — прочитал Вася,

2) 100 - 70 = 30 (стр.) — осталось прочитать.

100 -? 100 - 7 × 10 = 30 (стр.)

 

7. 10 Ответ: 30 страниц.

6. (153.61). В ларек привезли 8 корзин огурцов, по 7 кг в

каждой. 5 корзин продали. Сколько

килограммов огурцов осталось продать?

Краткая запись условия:

Привезли — 8 корзин по 7 кг

Продали — 5 корзин по 7 кг

Осталось —? кг

или таблицей:

  Масса одной корзины Количество корзин Общая масса
Привезли Продали Осталось 7 кг 7 кг 7 кг 8 5 ? ? ? ?

 

Задачу можно решить двумя способами.

С п о с о б 1.

? 1) 7 × 8 = 56 (кг) — привезли огурцов,

2) 7 × 5 = 35 (кг) — продали огурцов,

? -? 3) 56 - 35 = 21 (кг) — осталось продать.

 

7. 8 7. 5 7 × 8 - 7 × 5 = 21 (кг)

С п о с о б 2. Зная, сколько корзин огурцов привезли в ларек (8 корзин) и сколько корзин огурцов продали (5 корзин), можем найти, сколько корзин огурцов осталось (действием вычитания). Зная, сколько корзин огурцов осталось и массу одной корзины (7 кг), можем найти, сколько килограммов огурцов осталось (действием умножения).

8 - 5 1) 8 - 5 = 3 (корзины) – осталось продать,

2) 7 × 3 = 21 (кг) – осталось продать.

7.?

7 × (8 - 5) = 21 (кг).

?

Ответ: осталось продать 21 кг огурцов.

7. (125.56). Вдоль участка, периметр которого равен

24 м, расставили столбы на расстоянии 6 м

друг от друга. После этого еще 10 столбов

осталось. Сколько столбов было?

Краткая запись условия:

Было —?

Расставили —? на 24 м через 6 м

Осталось — 10 столбов

Обращаем внимание на то, что расставили столбов столько, сколько раз по 6 м содержится в 24 м.

Рассуждая по схеме, найдем решение задачи:

?

 

10 +? 1) 24: 6 = 4 (столба) — расставили,

2) 10 + 4 = 14 (столбов) — было.

24: 6 10 + 24: 6 = 14 (столбов).

Ответ: было14 столбов.

8. (283.86). В детский сад привезли яблоки. После того

как 5 дней расходовали по 9 кг яблок каждый

день, осталось 18 кг. Сколько килограммов

яблок привезли в детский сад?

Краткая запись условия:

Привезли —?

Расходовали — 5 дней по 9 кг

Осталось — 18 кг

Используя схему анализа, запишем решение:

?

 

18 +? 1) 9 × 5 = 45 (кг) — израсходовали яблок,

2) 18+ 45 = 63 (кг) — привезли.

9. 5 18 + 9 × 5 = 63 (кг).

Ответ: привезли 63 килограмма яблок.

175.65 — аналогичная.

9. (294.88). Условие задано таблицей:

Было Израсходовали Осталось Сшили платьев
30 м по 3 м на одно платье 9 м ?

Задачу можно решить разными способами.

С п о с о б 1.

?

 

?: 3 1) 30 - 9 = 21 (м) — израсходовали ткани,

2) 21: 3 = 7 (платьев) — сшили.

30 - 9 (30 - 9): 3 = 7 (платьев).

Числа подобраны так, что задачу можно решить и другим способом.

С п о с о б 2.

1) 30: 3 = 10 (платьев) — можно сшить из 30 м ткани,

2) 9: 3 = 3 (платья) — можно сшить из оставшейся ткани,

3) 10 - 3 = 7 (платьев) — сшили.

Ответ: сшили 7 платьев.

391.107. аналогичная.

10. (210.72). Условие задачи задано таблицей:

  Норма расхода ткани на 1 изделие Количество изделий Всего ткани израсходовано
Простыня Пододеяльник 2 м 4 м 9 8 ?

Задачу можно решить разными способами.

С п о с о б 1.

? 1) 2 × 9 = 18 (м) —пошло на простыни,

2) 4 × 8 = 32 (м) — пошло на пододеяльники,

? +? 3) 18 + 32 = 50 (м) — израсходовали

всего ткани.

2. 9 4. 8 2 × 9 + 4 × 8 = 50 (м).

С п о с о б 2.

1) 4: 2 = 2 (раза) — во столько раз на 1 пододеяльник израсходовали больше ткани, чем на 1 простыню, а значит, во столько раз больше можно сшить простыней, чем пододеяльников из того же количества ткани,

2) 8 × 2 = 16 (шт.) — столько можно сшить простыней вместо 8 пододеяльников,

3) 9 + 16 = 25 (шт.) — всего можно сшить простыней,

4) 2 × 25 = 50 (м) — израсходовали всего ткани.

Ответ: 50 метров.

11. (17.126). В магазине было 7 одинаковых банок с соком.

2 банки с соком продали. Осталось 15 л сока.

Сколько литров сока было первоначально?

Условие можно представить так:

Было —? л

 

Осталось — 15 л Продали

или таблицей:

  Вместимость одной банки Количество банок Общая вместимость
Было Продали Осталось Одинаковая 7 2 ? ? ? 15 л

Задачу можно решить двумя способами.

С п о с о б 1. Зная, что всего было в магазине 7 банок сока и что 2 банки сока продали, можем найти, сколько банок сока осталось (действием вычитания). Зная, сколько банок сока осталось и общую вместимость этих банок, можем найти вместимость одной банки (действием деления). Зная вместимость одной банки и первоначальное количество банок с соком, можем найти, сколько литров сока было в магазине первоначально (действием умножения).

? 1) 7 - 2 = 5 (банок) — осталось,

2) 15: 5 = 3 (л) — вместимость одной банки,

?. 7 3) 3 × 7 = 21 (л) — было сока в магазине.

 

15:?

 

7 - 2

С п о с о б 2.

7 - 2 1) 7 - 2 = 5 (банок) — осталось,

2) 15: 5 = 3 (л) — вместимость одной банки,

15:? 3) 3 × 2 = 6 (л) — продали сока,

4) 15 + 6 = 21 (л) — было сока в магазине.

?. 2

15 +?

 

? Ответ: 21 литр.

12. (177.66). На концерт пришло 48 человек. Женщин было

30, а мужчин и детей поровну. Сколько детей

пришло на концерт?

Условие можно оформить одним из предложенных способов:

Женщин – 30 человек Мужчин и детей –? поровну 48 человек

 

Женщин 30 ч. Мужчин? Детей? 48 человек

30 человек??

 

48 человек

Зная, сколько человек всего пришло на концерт и сколько среди них женщин, можем найти, сколько пришло на концерт мужчин и детей вместе. Выполним действие вычитание. Зная общее количество мужчин и детей и то, что мужчин и детей было поровну, можем найти количество детей. Выполним деление (на 2 равные части).

48 - 30 1) 48 - 30 = 18 (человек) – общее количество

мужчин и детей,

?: 2 2) 18: 2 = 9 (человек) – пришло на концерт

детей,

? (48 - 30): 2 = 9 (человек).

Ответ: 9 детей.

125.152,329.95. – аналогичные.

13. (162.160). В поход пошли 4 отряда третьеклассников.

В каждом отряде было одинаковое

количество человек. Вместе с ними были 8

старшеклассников. Сколько третье-

классников было в каждом отряде, если

всего в походе участвовало 100 человек?

Краткая запись условия:

Третьеклассники – 4 отряда по? чел. Старшеклассники – 8 чел. 100 чел.

или так:

Третьеклассники? Старшеклассники 8 чел. 100 чел.

или так:

? 8 чел.

 

100 чел.

Чтобы найти, сколько третьеклассников было в каждом отряде, надо знать, сколько всего третьеклассников пошло в поход и сколько было отрядов. Чтобы найти, сколько всего было третьеклассников, надо знать, сколько всего человек пошло в поход и сколько среди них было старшеклассников. Эти величины известны.

? 1) 100 - 8 = 92 (чел.) – всего третьеклассников

пошло в поход,

?: 4 2) 92: 4 = 23 (чел.) – третьеклассников

в одном отряде.

100 - 8 (100 - 8): 4 = 23 (чел.)

Ответ: 23 человека.

14. (268.83). Две сестры и младший брат пропололи 19

рядов капусты. Сестры пропололи по 8

рядов. Сколько рядов прополол брат?

Краткая запись условия:

 

Две сестры – по 8 рядов Брат –? 19 рядов

или так:

8 рядов 8 рядов?

 

19 рядов

Поиск решения осуществляем по схеме:

? 1) 8 + 8 = 16 (рядов) – пропололи две сестры,

2) 19 - 16 = 3 (ряда) – прополол брат.

19 -?

19 - (8 + 8) = 3 (ряда).

8 + 8

Сумму одинаковых слагаемых можно заменить произведением и решение записать так:

1) 8 × 2 = 16 (рядов) – пропололи две сестры,

2) 19 - 16 = 3 (ряда) – прополол брат.

19 - 8 × 2 = 3 (ряда).

Ответ: 3 ряда прополол брат.

15.(409.110). Токарь изготовил 100 деталей. Первые 3 ч он

делал по 12 деталей в час, а потом начал

изготавливать по 16 деталей в час. Сколько

часов токарь изготавливал по 16 деталей?

Краткую запись условия можно оформить таблицей, выделив из условия три величины:

Выработка Количество Общая выработка

за 1 ч часов

12 деталей 16 деталей 3 ч ? ? ? 100 деталей

 

Зная выработку за 1 ч (12 деталей) и сколько часов работал токарь с такой выработкой (3 ч), можем найти, сколько деталей сделал за это время токарь (общую выработку за 3 ч). Выполним действие умножение. Зная, сколько всего деталей сделал токарь (100 деталей) и сколько деталей он сделал за 3 ч, можем найти, сколько деталей сделал токарь за оставшееся время. Выполним действие вычитание. Зная, сколько деталей сделал токарь за оставшееся время и выработку за 1 ч в это время, можем найти, сколько часов еще работал токарь. Выполним действие деление.

12. 3 1) 12 × 3 = 36 (деталей) – сделал токарь за 3 ч,

2) 100 - 36 = 64 (детали) – сделал токарь

100 -? за оставшееся время,

3) 64: 16 = 4 (часа) – работал еще токарь.

?: 16

(100 - 12 × 3): 16 = 4 (часа).

? Ответ: 4 часа.

16. (114.149). В ларьке было 240 кг яблок. Они были

разложены в ящиках, по 40 кг в каждом. В

ларек привезли еще несколько ящиков с

грушами. Всего в ларьке стало 12 ящиков с

фруктами. Сколько ящиков с грушами

привезли?

Условие задачи можно представить таблицей:

 

В одном Количество Общая масса

ящике ящиков

Было Привезли 40 кг ? ? 12 240 кг

 

Чтобы найти, сколько привезли ящиков с грушами, надо знать две величины: сколько всего стало ящиков с фруктами и сколько было ящиков с яблоками. Всего ящиков стало 12. Чтобы найти, сколько было ящиков с яблоками, надо знать две величины: общую массу яблок и массу яблок в одном ящике. Эти величины известны: 240 кг и 40 кг.

? 1) 240: 40 = 6 (ящиков) – было с яблоками,

2) 12 - 6 = 6 (ящиков) – привезли с грушами.

12 -? 12 - 240: 40 = 6 (ящиков).

 

240: 40 Ответ: привезли 6 ящиков с грушами.

П р а в и л а

 

В группу вошли задачи, раскрывающие смысл правил: прибавление числа к сумме и суммы к числу, вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение числа на сумму и суммы на число, деление суммы на число. Способы решения задач основаны на этих правилах.

72.47. — прибавление суммы к числу (см. 2 класс).

13.6, 42.11(2), 116.26, 140.31, 102.52, 175.65(а) — вычитание числа из суммы (см. 2 класс).

42.11(1), 82.19. — вычитание числа из суммы (см. 2 класс).

17. (115.55). До обеда в магазине продали 6 ящиков

помидоров, по 8 кг в каждом, а после обеда 4

таких же ящика. Сколько килограммов

помидоров продали за день?

Задача иллюстрирует правило умножения числа на сумму.

Краткую запись условия можно представить так:

До обеда — 6 ящиков по 8 кг После обеда — 4 ящика по 8 кг   ? кг

В учебнике предложена схема рассуждения, которая приводит к решению задачи таким способом:

С п о с о б 1.

1) 6 + 4 = 10 (ящ.) — всего продали за день,

2) 8 · 10 = 80 (кг) — всего продали помидоров за день.

или 8 · (6 + 4) = 80 (кг).

С п о с о б 2.

1) 8 · 6 = 48 (кг) — продано до обеда,

2) 8 · 4 = 32 (кг) — продано после обеда,

3) 48 + 32 = 80 (кг) — продано всего.

или 8 · 6 + 8 · 4 = 80 (кг).

Схематический рисунок помогает увидеть иные способы решения.

8 кг 8 кг 8 кг 8 кг 8 кг 8 кг

 

8 кг 8 кг 8 кг 8 кг

 

С п о с о б 3.Если бы после обеда продали столько же ящиков с помидорами, сколько до обеда, то всего ящиков было бы 12. На самом деле ящиков было на 2 меньше.

8 · 12 - 8 · 2 = 80 (кг).

С п о с о б 4. Если бы до обеда продали столько же ящиков с помидорами, сколько после обеда, то всего ящиков было бы 8. На самом деле ящиков было на 2 больше.

8 · 8 + 8 · 2 = 80 (кг).

С п о с о б 5.Если бы до обеда и после обеда было продано одинаковое количество ящиков с помидорами (по 5 ящиков), то:

8 · 5 + 8 · 5 = 80 (кг).

Ответ: за день продали 80 килограммов помидор.

362.101, 58.137 — аналогичные задачи.

18. (239.177). У хозяйки было 900 р. Она купила 2 кг яблок

по цене 148 р. и 3 кг помидоров по такой

же цене. Сколько денег у нее осталось?

Краткую запись условия можно представить в виде двух частей:

Было — 900 р Израсходовано —? Осталось —? Яблок — 2 кг по 148 р. Помидоров — 3 кг по 148 р.   ? р.

Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать две величины: сколько денег было и сколько денег израсходовано. Первая величина известна (900 р.) Надо найти, сколько денег хозяйка истратила.

?

 

900 -?

Количество израсходованных денег можно найти разными способами:

? или?

 

148.?? +?

2 + 3 148. 2 148. 3

148 · (2 + 3) = 740 (р.) или 148 · 2 + 148 · 3 = 740 (р.)

Зная, сколько денег было у хозяйки (900 р.) и сколько денег она истратила (740 р), можно ответить на вопрос задачи: 900 - 740 = 160 р.

Ответ: осталось 160 рублей.

19. (215.73). Для уроков рисования купили 5 коробок

карандашей, по 8 в каждой, и 5 коробок по 6

карандашей. Сколько всего карандашей

купили?

Правило умножения суммы на число.

Условие задачи можно записать так:

5 коробок по 8 карандашей 5 коробок по 6 карандашей.   ? карандашей

 

В результате рассуждений получаем два способа решения:

С п о с о б 1. С п о с о б 2.

? 8 + 6

 

? +?? × 5

8. 5 6. 5?

8 × 5 + 6 × 5 = 70 (к.) (8 + 6) × 5 =70 (к.)

В качестве дополнительной работы над задачей можно предложить учащимся найти новые способы решения задачи. Увидеть эти способы поможет схематический рисунок и беседа:

                                   
         
 
   
 
 
           

 

 


— Все ли коробки одинаковы? (Нет. В каждой коробке первого ряда на 2 карандаша больше, чем в каждой коробке второго ряда.)

— На сколько больше карандашей в коробках первого ряда, чем в коробках второго ряда? На 10 (2 × 5 = 10).

С п о с о б 3.

— Если бы все коробки были одинаковые (в каждой коробке второго ряда также было бы по 8 карандашей), то всего сколько было бы карандашей? 80 (8 × 10 = 80).

— А на самом деле карандашей больше или меньше? (Меньше.)

— На сколько? (На 10).

80 - 10 = 70 (к.)

С п о с о б 4. Если бы во всех коробках было по 6 карандашей, то всего карандашей было бы 60 (6 × 10 = 60). На самом деле карандашей на 10 больше: 60 + 10 = 70 (к.).

С п о с о б 5. Если из каждой коробки первого ряда переложить один карандаш в коробку второго ряда, то все 10 коробок стали бы одинаковыми: по 7 карандашей. Всего карандашей 70 (7 × 10 = 70).

348.99, 355.100 — аналогичные задачи.

20. (38.40). 8 кустов красной гвоздики и 28 кустов белой

было посажено на 4 клумбах поровну. Сколько

гвоздик было на каждой клумбе?

Правило деления суммы на число.

Условие задачи можно представить так:

8 кустов и 28 кустов — по? кустов на 4 клумбы.

Решить задачу можно разными способами:

С п о с о б 1. С п о с о б 2

??

 

?: 4? +?

8 + 28 8: 4 28: 4

(8 + 28): 4 = 9 (кустов) 8: 4 + 28: 4 = 9 (кустов)

309.91, 376.104, 379.104 — аналогичные.

 

Изменение величин

 

В данную группу вошли задачи, характеризующие изменение величин: увеличение (уменьшение) на несколько единиц, увеличение (уменьшение) в несколько раз. Решение задач направлено на отработку умения выбирать нужное действие в зависимости от характера изменения величины:

увеличение на несколько единиц — сложение;

уменьшение на несколько единиц — вычитание;

увеличение в несколько раз — умножение;

уменьшение в несколько раз — деление.

Работа над такими задачами будет способствовать не только усвоению математических знаний, но и формировать у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и противопоставлять, делать соответствующие выводы.

21. (23.7). По рисунку можно составить, например, такую

задачу: Взрослый велосипед весит 16 кг, а детский

на 7 кг легче. Сколько килограммов весят

взрослый и детский велосипеды вместе?

Условие можно представить так:

Взрослый— 16 кг Детский —? на 7 кг меньше ? 16 кг 7 кг   ?

Задачу решаем двумя способами.

С п о с о б 1.

? 1) 16 - 7 = 9 (кг) — весит детский

велосипед,

16 +? 2) 16 + 9 = 25 (кг) — весят детский и

взрослый велосипеды вместе.

16 - 7 16 + (16 - 7) = 25 (кг).

С п о с о б 2.

1) 16 + 16 = 32 (кг) — весили бы два велосипеда вместе, если бы

детский велосипед весил столько же,

сколько взрослый,

2) 32 - 7 = 25 (кг) — весят детский и взрослый велосипеды вместе.

(16 + 16) - 7 = 25 (кг) или 16 × 2 - 7 = 25 (кг).

Ответ: 25 килограммов.

22. (41.11). В парке росло 13 берез, столько же кленов, а

лип — на 10 меньше, чем берез и кленов

вместе. Сколько в парке лип?

Условие можно оформить так:

Берез — 13 шт. Кленов — 13 шт. Лип —? на 10 шт. меньше 13 шт. 13 шт. 10 шт. ?

По схеме рассуждений, приведенной в учебнике, получаем решение:

1) 13 + 13 = 26 (шт.) — росло в парке берез и кленов вместе,

2) 26 - 10 = 16 (шт.) — росло в парке лип.

(13 + 13) - 10 = 16 (шт.) или 13 × 2 - 10 = 16 (шт.)

Ответ: 16 лип.

23. (92.50). На участке квадратной формы со стороной

1 м растет 12 растений кукурузы. На другом

таком же участке на 4 растения меньше, а на

третьем на 6 больше, чем на первом и втором

вместе. Можно поставить вопросы: Сколько

растений кукурузы на третьем участке?

Сколько растений кукурузы на трех участках?

Условие можно оформить так:

I — 12 раст. II —? на 4 раст. меньше III —? на 6 раст. больше ?

 

или чертежом:

I II

12 раст. 4 раст.

6 раст.

 

III —?

Сначала ответим на первый вопрос задачи: найдем, сколько растений кукурузы растет на третьем участке.

 

?

 

? + 6 1) 12 - 4 = 8 (раст.) — на втором участке,

2) 12 + 8 = 20 (раст.) — на первом и втором

12 +? участках вместе,

3) 20 + 6 = 26 (раст.) — на третьем участке.

12 - 4 12 + (12 - 4) + 6 = 26 (раст.)

Теперь найдем количество растений на трех участках:

4) 20 + 26 = 46 (раст.)

Ответ: 26 растений на третьем участке,

46 растений на трех участках.

24. (102.52). По краткой записи можно составить, например,

такую задачу: В первом ящике 26 кг яблок, во

втором – на 2 кг меньше, чем в первом.

Сколько яблок в третьем ящике, если всего

яблок 77 кг?

Возможные способы оформления краткой записи:

I – 26 кг II –? на 2 кг меньше III –? 77 кг 26 кг 2кг ? 77 кг

С п о с о б 1.

? 1) 26 - 2 = 24 (кг) – во втором ящике,

2) 26 + 24 = 50 (кг) – в первом и втором

77 -? ящиках вместе,

 

26 +?3) 77 - 50 = 27 (кг) – в третьем ящике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: