Театральное искусство как средство развития творческих способностей
Автор проекта: Алферова Анна, ученица 11б класса МОУ СОШ №2
Наставники проекта:
Суетина Наталья Владимировна, учитель технологии и ИЗО
Демидова надежда Александровна, учитель русского языка и литературы
Кыштым 2019-2020
Содержание:
Введение
Актуальность проекта, цели и задачи
Технологическая карта проекта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь...
Это такая кафедра, с которой можно
много сказать миру добра» Н.В.Гоголь
Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души.
Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием чего-то неизвестного…
Школьный театр является средством развития творческих задатков и способностей учащихся как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе.
Театр – это живое общение, однако в настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет, которые поглощая ребёнка, вытесняют живое общение.
В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, дети должны получить возможности развивать свои художественные способности.
Тип проекта: творческий
По продолжительности – долгосрочный.
По количеству участников – индивидуально-групповой.
Сроки реализации проекта:
Срок реализации проекта – сентябрь –2018 – декабрь 2019 года
Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 16-17 лет.
Актуализация проекта:
В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в виде проекта «Сердце на ладони» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.
Цель проекта: развитие творческих способностей через театральную деятельность, театрализованные представления моделей масок, кукол и декорации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие
Задачи:
· Познакомиться со специализированными литературными источниками по данной тематике;
· Совершенствовать артистические навыки, развивать сотрудничество: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
· Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
· Планировать процесс создания спектакля, используя различные творческие способности.
· Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Дидактические цели проекта:
~ формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра.
~ освоение первичных знаний о театральном искусстве;
~ овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;
~ развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;
~ воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.
Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:
· Познавательная деятельность.
· Речевая деятельность и работа с информацией.
· Работа с художественными текстами.
· Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
· Формирование умений и навыков по изготовлению кукол.
· Организация деятельности.
Продукт проекта: сценарий спектакля
Связь проекта с жизнью, общеучебными предметами.
Проект предоставляет возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, музыка и МХК. Проект носит творческий характер и будет интересен учащимся, их родителям и учителям. Данная работа способствует развитию творческих навыков учащегося, является мотивационным полем к изучению языка и литературы, развивает коммуникативные навыки учащегося, умение искать, анализировать, творить.
Технологическая карта проекта:
№ | Этапы работы | Содержание деятельности | Задачи | Оценка работы |
1. | Организационно-подготовительный | Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме. На этом этапе ставится проблема: зачем и почему надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. | Введение в мир театра: -иметь первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства. -познакомиться с историей кукольного театра; -наполнить жизнь яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; | |
2. | Постановка гипотезы | Занятия театральным творчеством не только активизирует интерес к искусству театра, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. | - выдвинуть предположение, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы, она определяет главное направление поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. | |
3. | Теоретический | Наброска эскизов кукол, подбор материалов для изготовления кукол и составление технологической карты. | - выбрать свой собственный образ (лицо, причёску, костюм, аксессуары); - продумать весь ход дальнейшей работы | |
4. | Практический | подбор музыки к спектаклю и танцам | - подобрать музыку и сценические движения. | |
5. | Теоретический | составление сценария спектакля: выбор темы, знакомство с творчеством Михаила Дымова, Владимира Высоцкого, поэзией и музыкой военных лет и 80-90 годов прошлого столетия. | - совместно с учителем литературы прочитать и проанализировать произведение Михаила Дымова «Дети пишут Богу»; - выбрать монологи для спектакля; | |
6. | Практический | Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основы театральной культуры – знакомство с профессиональной терминологией театрального искусства. От этюдов к рождению спектакля – работа над монологами Репетиция спектакля «Сердце на ладони» | - развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; - упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. - воспитывать культуру поведения в театре. - учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; - развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; - пополнять словарный запас, образный строй речи. | |
7. | Заключительный | На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа спектакля перед родителями, учащимися, педагогами школы. | - показать степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; - дать рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта. |
Заключение
Театральное творчество несет в себе большой коллективно-образующий заряд.
Во-первых, театральная постановка - «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.
Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому ученику максимально реализовать свои возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания. Это способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В-четвертых, каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад в общий «продукт», понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод - возможности театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка огромны.
Таким образом, театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, и многое другое.