1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность по организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС ООО.
1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося 5 -9 классов.. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.
1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.6. Руководителем проекта является учитель-предметник.
1.7. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Темы ИП утверждаются приказом по школе.
1.8. Проект может быть только индивидуальным.
1.9. Проект может носить предметную, метапредметную направленность.
1.10. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
2. Цели и задачи выполнения ИП
2.1. Цель выполнения ИП:
2.1.1. продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
2.1.5. определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения ИП являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта,
3.3. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
3.4. Заключительный (апрель - май): защита проекта, оценивание работы.
3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
3.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.
4. Требования к оформлению ИП
4.1. Структура ИП:
4.1.1. Титульный лист (Название 00, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, город, год);
4.1.1.1. Введение–1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи, назначение проекта)
4.1.1.2. Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему. Реализация проекта.
4.1.1.3. Глава 2. Результаты.
4.1.1.4. Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы.
4.1.1.5. Список использованной литературы.
4.2. Технические требования к ИП:
4.2.1. Текст: выравнивание по ширине, шрифт TimesNewRoman, 14 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,25.
4.2.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
4.2.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
4.2.4. Оглавление: должно формироваться автоматически.
4.2.5. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт TimesNewRoman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте.
4.2.6. Таблицы: Слова «Таблица N», где Nномер таблицы, следует помещать над таблицей справа.
4.2.7. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц.
4.2.8. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
4.3. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.4. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
4.4.1. Письменная работа (аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых стендовый доклад);
4.4.2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерной изделие;
4.4.3. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
4.4.4. Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты, так и мультимедийные продукты/
4.5. Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | |
Практико- | Решение | анализ данных | костюм, |
ориентированный, | практических задач. | социологического опроса, | макет, |
социальный | атлас, | модель, | |
Исследовательский | Доказательство или | атрибуты | музыкальное |
опровержение | несуществующего | произведение, | |
какой-либо | государства, | мультимедийный | |
гипотезы. | бизнес-план, | продукт, | |
Информационный | Сбор информации о | веб-сайт, | отчёты о проведённых |
каком-либо объекте | видеофильм, | исследованиях, | |
или явлении, анализ | выставка, | праздник, | |
информации. | газета, буклет | публикация, | |
Творческий | Привлечение | журнал, | путеводитель, |
интереса публики к | действующая фирма, | реферат, | |
проблеме проекта. | игра, | справочник, | |
Игровой или ролевой | Представление | карта, | система школьного |
опыта участия в | коллекция, | самоуправления, | |
решении проблемы | компьютерная анимация, | серия иллюстраций, | |
проекта. | оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, | учебное пособие, чертеж, экскурсия. |
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.