Фаза развития группы | Стиль интервенции на уровне группы | Пели интервенций |
Ориентации | Влияние | Ориентация. Поошрение включенности. Создание безопасности |
Дифференциации | Соревнование | Поддержка конфликта. Создание уважения к различиям |
Аффилиаиии | Подтверждение | Осознание групповой автономии. Осознание связи между участниками группы |
Предыдущие два абзаца представляют принципы, применимые к интервенции на уровне всей группы. Ведущие должны также выбирать влияющий, соревнующийся или подтверждаю-
щий тип интервенции на индивидуальном уровне в группе. Принципы выбора интервенции на индивидуальном уровне не такие простые. В общем, ведущим не следует применять влияющие и соревнующиеся интервенции слишком рано, пока участники не почувствуют в группе принятия и безопасности. Исключением являются случаи, когда ведущий применяет влияющую интервенцию, стараясь предотвратить конфликт между членами группы или критицизм, пока группа не готова к дифференциации. Подтверждающие интервенции для индивидов годятся на всех фазах групповой динамики. Подтверждающие интервенции создают в группе атмосферу уважения особенностей восприятия и чувств каждого участника группы.
Соревнующиеся интервенции по отношению к индивидам наиболее эффективны на фазе дифференциации, влияющие (навязывающие) могут использоваться умеренно на любой фазе групповой динамики в том случае, если ведущий заинтересован в направлении группы к фазе аффилиации и взаимозависимости.
В заключение этой теоретической части заметим, что участники группы не всегда воспринимают интервенцию соответственно тому намерению, которое ведущий вкладывает в нее. В конечном счете истинное значение интервенции, является ли она влияющей, соревнующейся или подтверждающей, определяется как намерением ведущего, так и тем влиянием, которое она оказывает на членов группы. На восприятие интервенции участниками влияет также и фаза развития, на которой находится группа. Например, молчание ведущего будет восприниматься как подтверждение опыта участников группы, если это происходит на поздних стадиях ее работы, и как воздействие на членов, если это первая встреча группы. Тот, кто контролирует, чем группа будет заниматься, воспринимается в середине работы как влияющий или соревнующийся ее член. Ведущий, берущий ответственность за группу и заботящийся о ней в начале работы воспринимается как поддерживающий и подтверждающий опыт.
|
В этом смысле стиль ведения создается совместно с группой и является функцией контакта ведущего и ее участников на тот момент, когда происходят интервенции. Окончательная практическая часть этой статьи проиллюстрирует, каким образом ведущий группы может применить влияющий, соревнующийся и подтверждающий стили интервенции, помогая группе приблизиться к ее завершению.
Практика: окончание группы. Вы ведете группу поддержки в течение нескольких месяцев. Сегодня второе до окончания группы занятие. Встреча начинается со следующего диалога:
Элайна: Мне хорошо находиться здесь сегодня вечером. Мне становится грустно и немного страшно от того, что скоро наша группа завершится. Лаура: Не беспокойся, Элайна. Большинство из нас будет
видеться после окончания группы. Михаил: Я планирую летом пикник, и мы все сможем вновь
|
собраться там. Лаура: Отлично. Тогда давайте двигаться дальше. У кого
есть вопросы, которые он хотел бы обсудить сегодня вечером и получить поддержку? Группы, которые скоро заканчиваются, как правило, избегают момента расставания. Вы осознаете это и решаете сделать интервенцию прежде, чем группа начнет работать как обычно. Обдумывая возможности Вашей интервенции, Вы осознаете, что группа находится на фазе аффилиации, во время которой основная модальность «групповая» и группа оказывает много поддержки своим участникам.
Следуя указаниям табл. 3, Вы можете сделать поддерживающую интервенцию о групповом процессе: «Группа не хочет приближаться к осознанию факта, что мы почти закончили нашу работу». Или Вы можете.сделать соревнующуюся интервенцию на групповом уровне: «Я предлагаю не работать дальше так же, как обычно. Я бы хотел, чтобы группа приняла более отчетливое и осознанное решение относительно того, как работать сегодня вечером». Вы можете сделать подтверждающую/влияю щую интервенцию индивидам по отношению к личностному уровню: «Элайна, я вижу, что ты испытываешь чувства по отношению к окончанию группы (подтверждение). Что ты чувствуешь теперь, после высказываний Лауры и Михаила (влияющая)?» Вы можете повлиять на каждого члена группы и направить их осознание на личностный уровень: «Я прошу каждого из Вас обратиться внутрь себя и осознать чувства, которые вы испытываете по отношению к окончанию нашей группы». Или Вы можете перевести участников группы на межличностный уровень влияющей интервенцией: «Оглядите всю группу. Сейчас время сказать друг другу, какое влияние на вас оказывают другие ее члены».
|
Сопротивление группы окончанию призывает ведущего сменить стиль ведения на фазе аффилиации, ему следует стать менее подтверждающим и более соревнующимся и влияющим для того, чтобы группа могла завершить последнюю задачу своего развития - работу по завершении группы. Полезно поддерживать эту работу на всех грех уровнях. Что участники группы
думают и чувствуют (личностный уровень) по отношению к завершению работы? Что им нужно сказать друг другу (межличностный уровень), чтобы завершить группу? Что каждому нужно сказать об этой группе (групповой уровень) прежде, чем она завершится? И так же, как и на прежних стадиях развития, ведущему будет полезно заниматься всеми тремя модальностями опыта в группе и сочетать поддерживающий, соревнующийся и влияющий стили интервенции.
Выводы it рекомендации
Рецептов ведения группы не существует. Интервенции - это искусство, которое требует навыков, креативности и опыта. В данной статье содержится пригодный для работы каркас, включающий теорию и практические приложения, которые пригодятся для ведения самых разных ограниченных во времени групп.
Задача ведения любой группы довольно сложна. У ведущего должен быть способ организации восприятия и понимания большого объема информации, которая создается, когда индивиды собираются в группу. Пользуясь теорией гештальт-терапии и теорией развития групп, ведущий может формировать смысл происходящего в группе, выде ляя индивидуальные и групповые фигуры, уровни процесса в группе, фазы ее развития и доминирующие модальности опыта. Исходя из этого, ведущий может делать интервенции, основанные на своем непосредственном опыте и выборе, пользуясь пониманием этих теоретических конструктов. Ведущим также стоит проверять взаимоотношения между собственными фигурами и фигурами группы (членов группы) и чередовать влияющий, соревнующийся и подтверждающий стили интервенции по ходу группы.
Авторами ясно осознается уклон в достижении максимума развития группы в большинстве групповых ситуаций. Даже в традиционных группах, центрированных на ведущем, есть способы решить основные вопросы фаз ориентации и дифференциации, чтобы достичь реализации некоторого уровня аффилиации и тем самым улучшить качество пребывания в группе всех участников.
Литература
1. BeisserA. The paradoxical theory of change. In: Gestalt Therapy Now, ed. J. Fagan & I. Shepherd. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. 1970. Pp. 77-80.
2. Bennis W.G. & Shepard H.A. A theory of group development. Human Relations. 1956. 9:415-437.
3. Frew J.E. Encouraging what is not figural in the Gestalt group. J. Specialists Group Work. 1983. 8:175-181.
4. From the perspective of the environment. Gestalt J. 1992. 15:39-59.
5. Janis I.JL. Victims of Groupthink. Boston: Houghton Mifflin. 1972.
6. Kepner E. Gestalt group process. In: Beyond the Hot Seat, ed. B. Feder & R. Ronall. N. Y.: Brunner/Mazel. 1980. Pp. 5-24
7. Koffka K. Principles of Gestalt Psychology. N. Y.: Harcourt, Brace & World. 1935.
8. Kohler W. Gestalt Psychology. N. Y.: Liveright. 1947.
9. Latner J. The G«stait Therapy Book, Highland, NY: Center for Gestalt Development. 1986.
10. Lexvin K. Field Theory in Social Science. N. Y.: Harper & Row. 1951.
11. Peris F.S. The Gestalt Approach and Eyewitness to Therapy. Palo Alto, CA: - Science and Behavior Books. 1973.
12. Schutz W.C. Elements of Encounter. N. Y.: Bantam Books. 1973.
13. Singer D. Boundary management in psychological work in groups. Appl. Behav. Sci.. 1975. 2:137-176.
14. Tuckman B.W. Developmental sequence in small groups. Psychol. Bull.. 1965. 63:384-399.
15. Yalom ID. The Theory and Practice of Group Psychotherapy. N. Y.: Basic Books. 200 j" 22nd Street Vancouver, WA 98663. 1995.
ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ТЕРАПИИ
СЕКСУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ
© 2001 г.