Аспект жизни | Неоконченные дела в прошлом; Аезориентаиия в среле |
Методология | Реминисценция и переоценка; затем фокусирование осознания клиента на происходящем в настоящий момент времени: «Кто?», «Что?» и «Как». Не используйте вопросы «Почему?» |
иели | Достичь завершения, чтобы процесс образования геш-тальта катализировал обновление жизненной энергии; привлечь внимание клиента к переживаемому в настоящий момент опыту и возможностям для нового контакта |
Продолжение таблицы
Аспект жизни | Неразрешенная проблема полярностей |
Методология | Работа с полярностями, например, диалог с пустым стулом, психодраматическое проигрывание ролей |
цели | Интеграция полярностей, ведущая к балансу и гоме-остазу |
Аспект жизни | Поглощенность собой; ошушение апатии, летаргии/ беспомощности, полавленности |
Методология | Установление контакта в экзистенциальной парадигме Я Ты; оценка существа жизни; работа по облегчению экспрессии ретрофлексированного гнева, вины и ответственности; осторожная работа с парадоксальными интервенциями с целью усиления осозна-вания |
иели | Принятие способов существования индивида, повышение осознания того, что клиент делает все возможное в своей ситуаиии, исследование и открытие подавленной энергии |
Аспект жизни | Жизнь в прошлом или булушем, отсутствие связи с настоящим |
Методология | Установление контакта посредством реминисценции и оценки; привнесение воспоминаний в терапевтические отношения в настояшее время; обратная связь клиенту относительно того, как терапевт чувствует себя рядом с ним и с его воспоминаниями, усиление осознания терапевтического контакта «здесь и сейчас» |
Уели | Центрирование на настоящем: межличностный контакт и контакт с собой |
Аспект жизни | Аспекты контроля; неспособность принятия решений; злость на работников учрежления по ухолу и заботящийся персонал |
Методология | Поддерживающая терапия, слушать и давать понять, что клиент услышан; работа по разрешению конфликтов и связанных с ними групп; семейная и парная терапия; работа по выражению гнева, поддержка клиента при переживании им замешательства, беспомощности, печали, одиночестве и отсутствии поддержки |
1_1ели | Разрешение межличностных конфликтов с супругом, семьей, опекающими людьми; завершение неоконченных дел; устранение блоков в контакте в семьей; обучение тому, что гнев, отрицание, замешательство и печаль нормальны; поощрение к выражению чувств |
7β
|
Окончание таблицы
Аспект жизни (Угрииание приближающейся смерти; чувство привязанности к «травмируюшему настоящему»; отсоелинен-
________________ ность от своего луховного центра (бесплодная пустота)
Методология Реминисиениия личностных и религиозных ценностей; контакт с пустотой в сердцевине человека; поддержка духовных поисков; экспериментирование с использованием поэзии, музыки, фототерапии, журналов, чтения духовных текстов и создание коллажа на тему жизненного пути (помощь в создании коллажа, изображающего его жизненный путь, с использованием фотографий, памятных вешей и картинок, лозунгов, важных иитат, отрывков из литературных произведений), который затем можно повесить на стену в
________________ его комнате _______________________________________
Цели Возрастание понимания и принятия жизненного цикла;
|
привнесение большего смысла в повседневную жизнь; принятие неминуемости смерти; связь с духовной энергией, ведущей к росту осмысленности оставшейся жизни, надежде, мудрости и трансцендентности
У пожилых людей часто есть требования к себе, которые мешают им выражать свои потребности и нужды. Как результат, они часто чувствуют потерю уважения и достоинства. Они чувствуют себя достойными того, чтобы к ним относились с уважением. Если терапевт присоединяется к ним в подходе «Я-Ты» контакта, это повышает их самооценку и помогает восстановить чувства достоинства и уважения. Находясь с тем, кто действительно слушает их и помогает находить некоторое удовольствие в своей жизни, пожилые люди часто сообщают, что получают то, чего они ожидали. Штейн (1993) было обнаружено, что для тех пожилых людей, у которых никого нет и которые одиноки и подавлены, терапевт может выступать в качестве человека, которого можно любить, и который временно заполняет пустоту в эмоциональной и социальной жизни. Как вспомогательное Я, терапевт может помочь пожилым клиентам войти в контакт с их чувствами, найти слова для того, чтобы поделиться своими чувствами, создать поэтическую или художественную работу и написать их идеи или письма тогда, когда они больше не могут делать этого.
Следующий клинический пример использования поэзии иллюстрирует терапевтический процесс установления контакта с пожилой женщиной в интерактивном и креативном ключах. Марте (те-
перь покойной) было 89 лет, у нее было плохое здоровье, и она была прикована к постели. Марта презрительно относилась к жизни, не могла простить дочери (которая каждый день ее навещала) ее несовершенство, и еще более зло относилась к уходящему здоровью и приближающейся смерти. Одна из наших терапевтов, Барбара, села около Марты во время их очередной еженедельной сессии и помогла Марте припомнить события, упоминавшиеся на коллаже, изображающем жизненный путь Марты. Барбара тщательно работала на установление жизнеспособного терапевтического контакта с ней. Ее предложения относительно коллажа и детальная их проработка привели к тому, что вместе они стали писать поэму. В то время как Марта вспоминала, они с Барбарой создавали поэму, чтобы этот день помнился лучше.
|
Аеревья
Я прошла много путей за свою жизнь,
и я сижу злесь олна -
в молчании лень за лнем
срели множества зовуших меня впечатлений жизни,
которые неотступно рялом со мной.
Они злесь. Они злесь. Они злесь.
Как странно. Я стара!
И еше никогла, как сейчас,
котла я у смерти стою,
жизнь не стучалась ко мне.
Так громко маня, снова и снова, илти через лес;
Снова и снова,
кажется, я лолжна найти мой путь.
(Бек, 1995)