ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ:
«С ПРИХОДОМ ВОЗРАСТА» И «ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕШТАЛЬТОВ»
©2001 г.
Уолдт Апсель Л., Стивен Л; Стейн
© 2001 г. Пер. с английского О. В. Василец
Авторы намереваются инициировать процесс применения гештальт-теории, практики и результатов исследовательской работы в области гештальт-терапии к психологическим нуждам быстро растущей популяции пожилых людей. В статье на рассмотрение гештальт-тераневтов представлены размышления и идеи, которые могут быть применены в организации психологической службы для гериатрических пациентов, особенно в учреждениях для пожилых людей. Дискуссия на тему текущих демографических тенденций и проблем дискриминации и стереотипного видения составляют основу для развития психотерапии пожилых людей. Нужды и психологические проблемы, присущие пожилому возрасту, могут решаться с помощью гештальт-терапии, принципам которой в точности подчиняется конечная стадия жизни, поскольку она протекает, когда пациенты имеют дело с проблемами погруженности в себя, незавершенных дел, потери контроля, неразрешенных полярностей и закрытия гештальта.
* Перепечатано без изменений из журнала «Гештальт Ревю». № 2. Вып. I. 1997. © 2000 by Analytic Press, las..
5»
Объем теории, результатов исследований и методов гештальт-терапии, которая появляется и применяется к гериатрической популяции клиентов, явно недостаточен. В исследовании Джеси-оловски (1988) обнаружилось, что для терапии гериатрических пациентов ценно сочетание двух методов психотерапии - терапии пересмотра (обзора) жизни и групповой гештальт-терапии. Штейн (1993) была открыта польза применения социометрии, групповой гештальт-терапии и фототерапии при работе с гериатрическими пациентами, поскольку при этом создается сообщество, помогающее им. Однако в области гериатрической гештальт-тера-пии существует явный недостаток публикаций.
|
При выработке подхода к предмету гериатрической психотерапии авторы считают, что целесообразнее основываться как можно в большей степени на собственном клиническом мировоззрении и искусстве, рассматривая их как знания и навыки. В этом контексте произведения Рильке (в переводе Хобсона, 1985) дают психотерапевту наброски художника, освещающие некоторые вопросы старения и процесс помощи пожилым людям, в котором воспоминания используются для того, чтобы переживать жизнь более полно. То, о чем Рильке пишет в стихах, может быть прямо применено при терапевтическом контакте с пожилыми людьми.
Нужно быть способным вернуться в мыслях к дорогам в неизведанные дали, к неожиданным встречам и расставаниям, которые предчувствовались задолго; к дням детства, по-прежнему смутным, и к родителям, которые неминуемо сделали больно, когда пытались доставить удовольствие, которое трудно было понять... Должны быть воспоминания о многих ночах любви, каждая из которых не похожа на другую,о крике женщин при родах,светлые и бледнеющие, и спящие., меркнущие в темноте. Должны быть воспоминания о том, как были у кровати умирающего, сидели у тела в комнате с открытыми окнами и отрывистыми звуками. И все же мало просто иметь воспоминания. Нужно уметь забыть их, когда их слишком много, и нужно иметь безмерное терпение, чтобы дождаться, когда они веу.утся снова. В самих воспоминаниях все еще нет мастерства. Только когда они превратятся в нашу кровь, взгляд и жесты, безымянные и неотличимые от нас самих - только тогда случится так, что в самый неожиданный момент первое слово поэмы возникнет из нас и продолжится из наших воспоминаний.
|
5»
J
С наступлением возраста люди усыхают и сморщиваются; они становятся ниже ростом и меньше. Суставы становятся напухшими и болезненными, спина - согнутой. Сна болит от артрита и развивающегося радикулита. Волосы утоньшаются по мере того, как седеют, а кожа покрывается пятнами, морщинясь. Взгляд делается неясным, так как глаза слабеют, а слух начинает подводить. Руки могут стать пустыми, расставшись с тем, кого любили и обнимали.
Нормальные изменения и потери с наступлением пожилого возраста становятся огромными, когда пожилые люди попадают в дом для престарелых. Там их жизнь разворачивается таким образом, как они никогда не могли предположить, и к чему они оказываются весьма плохо подготовленными. Горестный парадокс состоит в том, что возраст человека, его физические, эмоциональные, социальные и духовные потребности с возрастом растут, но одновременно с этим ресурсы среды и системы поддержки снижаются. К сожалению, эмоциональная и межличностная депривация нашей гериатрической популяции пренебрегается и недооценивается психотерапевтическим сообществом.