Реализация продуктов на городских рынках




Лекция по математической статистике 16.11.20г.

Тема: ИНДЕКСЫ

Индексами в статистике называются относительные показатели, полученные в результате сопоставления числовых характеристик сложных общественных явлений, состоящих из элементов, не поддающихся непосредственному суммированию.

Основным элементом индексного отношения является индексируемая величина. Индексируемая величина – значение признака статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения.

С помощью индексов дают характеристику динамики явлений, устанавливают влияние факторов на изменение сложного явления, определяют влияние структурных сдвигов.

Различают индексы индивидуальные (показывающие изменение отдельных элементов) и общие (показывающие изменение всего сложного явления). Индивидуальные индексы обозначаются буквой i со знаком индексируемогопоказателя и рассчитываются отношением величины признака в отчетном и базисном периодах.

Например,

i q (физического объема) = i z (себестоимости) =

i p (цен) = i (производительности труда) =

Индекс как относительный показатель, выражается в виде коэффициентов, когда база для сравнения принимается за единицу, и в процентах, когда база для сравнения принимается за 100. Если в результате вычислений полученный индекс больше 1 или 100%, то это указывает на рост явления, если же меньше 1 или 100% - на снижение уровня изучаемого явления.

Рассмотрим вычисление индивидуальных индексов цен и физического объема на следующем условном примере (табл. 5.1):

 

Таблица 5.1

Реализация продуктов на городских рынках

Продукты Базисный период Отчетный период Индивидуальные индексы
продано, кг (q0) цена за 1 кг, руб. (p0) продано, кг (q1) цена за 1 кг, руб. (p1) цен ip = p1: p0 физического объема iq = q1: q0
Свинина Говядина Яблоки         1,235 1,267 1,000 0,920 1,212 1,333

 

Индивидуальные индексы показывают, что в отчетном периоде по сравнению с базисным цена на свинину повысилась на 23,5%, на говядину – на 26,7%, а на молоко осталась без изменения. Физический объем реализации свинины снизился на 8%, говядины и молока увеличился на 21,2% и 33,3% соответственно.

Общие индексы обозначаются буквой I со знаком индексируемого показателя иподразделяются в свою очередь по форме построения на агрегатные и средние.

В агрегатных индексах изменяются только индексируемые величины, а соизмерители как в числителе, так и в знаменателе остаются постоянными. Например, в индексе объема:

, (5.1)

 

где постоянная величина (соизмеритель) - po, а индексируемая величина – q;.

 

условная стоимость количества продукции отчетного периода по

ценам базисного периода;

стоимость продукции базисного периода по ценам базисного периода.

 

 

в индексе цен: , (5.2)

где постоянная величина (соизмеритель) - q1, а индексируемая величина – p;

- стоимость продукции отчетного периода по ценам отчетного периода.

 

Абсолютное изменение стоимости в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет цен определяется по следующей формуле:

,

за счет объема по следующей формуле:

.

Проиллюстрируем на примере расчет агрегатного индекса физического объема и индекса цен на примере данных табл. 5.1:

1. Для того чтобы на основе данных табл. 5.1 определить изменение объема продаж всей продукции, используется общий индекс физического объема – формула (5.1):

или 109,0%

Следовательно, физический объем продаж всей продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился на 9%.

Вычитая из числителя знаменатель, находим абсолютный прирост (снижение) стоимости продукции в неизменных ценах за счет увеличения физического объема продаж:

руб.

Следовательно, в отчетном периоде стоимость продукции увеличилась в абсолютном выражении на 43900 руб. (только за счет увеличения количества проданной продукции).

2. Для того чтобы определить изменение цен в целом на данные виды продукции вычисляем общий индекс цен по формуле (5.2):

или 123,8%.

Применение формулы (5.2) показывает, что в целом по данным видам продукции цены повысились на 23,8%.

При сравнении числителя и знаменателя данной формулы в разности определяется абсолютный прирост стоимости товаров (выручки) за счет фактора изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом:

руб.

Полученная величина прироста говорит о том, что повышение цен на данные виды продукции в среднем на 23,8% обусловило увеличение выручки в текущем периоде по сравнению с базисным на 126000 руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: