Логопедическое занятие (2 класс)
Задания можно выполнять на этих листах, распечатав их, или в тетради в крупную клеточку(в тетради подписываем число)
- Здравствуй! Это я – Буратино! Вот пришел к тебе в гости, решил с тобой немного позаниматься!
- Посмотрите внимательно на эту картинку. Что спрятал Буратино?
- Какие одинаковые звуки встретились во всех этих словах? Правильно, звуки «Р-Рь».
- Как ты думаешь, о чем сегодня пойдет речь на нашем логопедическом занятии? (О каких звуках и букве?)
- Правильно, это звуки «Р -РЬ» и буква «Р» (эр). Мы продолжим правильно произносить, различать звуки «Р и РЬ» и букву «Р».
Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).
– Возьми своё зеркало, выполни артикуляционную гимнастику: “Улыбка”,“Вкусное варенье”, «Лошадка», «Барабан», «Заводим мотор».
Разбор артикуляции звуков.
- Давай, заведем мотор машины: «РРРРР»
- Когда мы произносим звуки «Р и РЬ», что делают губы и язычок?
- губки и зубки разомкнуты;
- язычок за верхними зубками, дрожит.
- воздух вырывается маленькими порциями.
- Давай дадим характеристику звука «Р». Звук «Р», какой?
( согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом)
- У звука «Р» есть напарник. Кто? Правильно, звук «Рь»
(при произнесении звука «рь» язык отодвигается от зубов немного ближе к горлышку, а губы улыбаются шире)
- А какой буквой обозначаются звуки «Р и Рь» (находим среди букв).
- Буратино предлагает нам проговаривать слоговые дорожки. (повторять за взрослым)
РА-РО-РУ-РЫ
РО-РУ-РЫ-РА
РУ-РЫ-РА-РО
РЫ-РА-РО-РУ
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра – глубокая нора.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ру-ру-ру – скачет кенгуру.
Ру-ру-ру – коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – полетели комары
Фонематический слух (называет взрослый, ребенок слушает)
- Давай поиграем с Буратино в игру «Поймай звук»
(хлопни в ладоши когда услышишь звук «Р»)
а) на уровне ряда звуков:
Р Н Г Р З Р В Р Д Р Ж М Р
б) на уровне ряда слогов:
РА - ЛО – РУ – МЫ– ОР – ВА – РЫ- КО - АР
в) на уровне слов:
Батон, рысь, груша, молоток, лук, пирамидка, стакан.
- А теперь отгадай мои загадки:
Сам алый сахарный,
Кафтан зеленый бархатный. (арбуз)
Стоит копна посреди двора:
Спереди вилы, сзади метла. (корова)
Ярко красный, но не мак,
В огороде – не сорняк.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (помидор)
Поднялись ворота-
Всему миру красота. (радуга)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (река)
Не зверь, не птица, а нос, как спица.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар)
Игра «Найди лишний предмет».
Арбуз, корова, ветер, радуга, река, комар.
- Что лишнее? (РЕКА)
- Почему? (В слове РЕКА — звук «РЬ» мягкий, обозначается зеленым цветом)
Игра «Найди место звука»
Арбуз, корова, ветер, радуга, комар. (Определение места звука в слове)
Физкультминутка:
Буратино.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
Составление предложений:
- Ссоставь предложения со словом РАДУГА
Например: На небе появился радуга.
Схема: - Сколько слов в этом предложении?
-Какое из них слово РАДУГА?
-Сколько слогов в слове РАДУГА?
- Сколько звуков в слогов?
– Выложи (нарисуй) схему слова РАДУГА
– Сколько согласных?
- Сколько гласных?
– Выложите на доске слово РАДУГА
Чтение таблиц:
«Доскажи словечко»
Буратино тебя будет путать и называть ломаные слова, почини их.
_ак, _ыба, топо_, кове_, _адуга, _оза, _уки, помидо_, зефи_, тиг_.
Итог занятия.
- А теперь давай подведем итоги нашего занятия.
- Какие звуки вспоминали на занятии?
- Звук «Р» - согласный, звонкий, может быть твердым - обозначается синим цветом; может быть мягким - обозначается зеленым цветом.
-Звук «Р» на письме обозначается букой «Р»
Наше занятие закончилось. Большое спасибо за работу.
Важно! Сфотографируйте свою работу и отправьте, пожалуйста, мне в группу в Контакте.