Концепции проекции.
Проекция – основная описательная и объяснительная категория проективного метода.
Впервые термин проекция был использован З. Фрейдом для объяснения патологических симптомов паранойи в 1896 г. Приписывание другим людям социально-неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказывает сам себе. В основе лежит процесс самозащиты.
Потом Зигмунд Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира. Классическая защитная проекция – приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера.
Виды проекции (Мюрстейн и Прайер).
1. Классическая защитная проекция.
2. Атрибутивная проекция – приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.
3. Аутистическая проекция – детерминированность восприятия потребностями воспринимающего.
4. Рациональная проекция – проекция с рациональной мотивировкой (Например, студентов попросили высказать свои замечания о структуре учебного процесса: на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики; на квалификацию преподавателей – двоечники). Таким образом приписывается ответственность за собственные неудачи другим людям, внешним обстоятельствам. Всегда находится оправдание нежелательным собственным чертам личности и поведения.
Классификация видов проекции по Д. Холмсу.
Два измерения проекции:
1. что проецируется: субъект воспринимает в другом свои собственные черты или черты ему самому не присущие;
2. осознает ли субъект обладание той чертой или нет.
Комбинация измерений.
Осознание субъектом проецируемой черты | Наличие у субъекта проецируемой черты | Отсутствие проецируемой черты |
Субъект не осознает свою черту | Симилятивная проекция | Проекция Панглосса или Кассандры |
Осознает | Атрибутивная проекция | Комплементарная проекция |
Симилятивная проекция выполняет защитную функцию, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает чертой.
|
Проекция Панглосса или Кассандры – вариант защитного механизма “реактивное образование” (замена “эго” – неприемлемых тенденций на прямо противоположные). (Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованным чувством ненависти к нему).
Комплементарная проекция. Если субъект ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих; приписываемая черта служит причинным объяснением собственного состояния.
Концепция апперцетивного искажения Л. Беллака.
Отказ от понятия «Проекция» как объяснительной категории.
Критика фрейдовской концепции защитной проекции.
Содержание проекции не сводимо к асоциальным тенденциям. Объектом проекции может быть и положительное проявление личности. Проекция не может объяснить проективное поведение.
Апперцепция – процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий.
Семинарское занятие № 5. Проективные методы в психодиагностике (2 часа)
1. Общая характеристика и классификация проективных методов [52, С. 10-18; 36, С. 68-70; 44, С.290-299, 308-320].
2. История развития и обоснования проективного метода [52, С. 19-44, 58-70; 36, С. 51-62; 44, С. 285-287, 299-308].
3. Концепции проекции в обосновании проективного подхода [52, С. 44-57; 36, С. 63-67; 44, С.287-290].
|
Литература:
Основная: 36, 44, 52
Дополнительная: 3, 41, 45
Задачи и вопросы для самоконтроля:
Можно ли проективную методику считать тестом? Приведите классификацию проективных методов и примеры разных видов проективных методик. Каковы возможности и ограничения в применении проективных методов?
Какова роль стимула в проективном методе? Расскажите о постулатах Д. Кенни, объясняющих взаимосвязь стимул – реакция. Можно ли проникнуть в бессознательное психическое, используя проективные методики?
Назовите основные виды проекции и объясните их.
Назовите основные рисуночные тесты и кратко охарактеризуйте их.
Тема 2. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга
Цель: Создать условия для изучения Теста рисуночной ассоциации
С. Розенцвейга.
Основные понятия: фрустрация, стресс, агрессия, толерантные реакции, экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные реакции.
Установка к занятиям [55, 21, 30].
Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 г. Им также был предложен детский вариант (1948). У нас тест получил распространение под названием "методика изучения фрустрационных реакций" после адаптации, выполненной Н.В. Тарабриной.
Общие положения
1.1. Определение основных понятий.
Наиболее широко используются следующие два определения фрустрации: первое - как невозможности (или ситуации невозможности) удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия, второе - как психического состояния, возникающего вследствие противодействия факторов, блокирующих удовлетворение потребности.
|
И в том и в другом определении фрустрация относится к ситуативным явлениям. Но иногда, правда, редко, фрустрация понимается как более или менее устойчивая характеристика, свойство личности, неспособность личности приспосабливаться к ситуации стресса. Такого понимания придерживался и сам Розенцвейг, противопоставляя фрустрации толерантность, как способность справиться с фрустрирующей ситуацией без утраты психобиологической адаптации.
Эмоциональные и поведенческие реакции при фрустрации могут быть разделены на три больших класса. Для этого мы воспользуемся классификацией, предложенной Н.Д. Левитовым:
1) Толерантные реакции, с помощью которых индивид производит адекватную оценку ситуации и достаточно успешно ищет выход из нее.
2) Стенические реакции, с помощью которых отрицательная эмоциональная энергия направляется вовне (кроме агрессии сюда могут быть отнесены некоторые ригидные эмоциональные реакции по тормозному, либо сверхвозбудимому типу).
3) Астенические реакции, к типичным проявлениям которых могут быть отнесены возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение уровня деятельности. Депрессию можно считать классическим примером астенических реакций.
В отличие от эмоциональных реакций, связанных с фрустрацией непосредственно, поведенческие реакции будут зависеть от целого ряда внешних условий. Данное положение важно для более точного определения предмета исследования методики. С помощью методики непосредственно можно оценить лишь эмоциональные ответы, а реальное поведение во фрустрации оценивается лишь прогностически, т.е. результаты имеют лишь предсказательную силу.
1.2. Характеристика методики.
Методика Розенцвейга использует этот механизм - она создает условия для появления проекции, стимулирует ее и интерпретирует каждый ответ испытуемого как проективный. Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства, пробужденные восприятием ситуации, и приписывает этому персонажу определенною фразу, которую тот, как ему кажется, произносит. Изображенные на карточках персонажи не имеют определенных черт, что облегчает идентификацию с ними испытуемого, а следовательно, и проекцию.
В методике Розенцвейга наиболее удачно по сравнению с другими проективными тестами формализована и стандартизирована процедура обработки и интерпретации результатов. В этом ее основное преимущество. Обработка результатов производится легче, чем в других проективных методиках, легко разбивается на этапы. Для обработки используются стандартные оценочные категории, рассогласований по применению которых практически не возникает. Это, а также быстрота и легкость выполнения и возможность группового обследования, позволяет использовать методику в прикладных исследованиях.
К методическим недостаткам следует отнести слабый контроль за процессом проекции. Другое ограничение связано с ситуациями, моделируемыми на стимульных карточках. Стимульные ситуации имеют некоторый диапазон пригодности.
1.3. Основные диагностические задачи.
Основные диагностические задачи методики в виде перечня, в последовательности, которая приближенно отражает порядок обработки и интерпретации тестовых данных.
1. Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль реакций и делается вывод о наличии эмоцинально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию.
2. Оценка степени социальной адаптированности личности.
3. Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.
4. Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.
5. Оценка фрустрационной толерантности.
6. Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.
Описание основных сфер практического применения методики:
1. Изучение личности больного неврозом или пациента, имеющего невротическую симптоматику. Применение теста помогает выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их компенсации и разрешения.
2. Психотерапия. С помощью методики может быть определено направление коррекционных воздействий. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позволит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные способы воздействия.
3. Социально-психологический эксперимент. Методика используется для определения социальной и групповой адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.
4. Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях, связанных с изучаемой профессиональной деятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств испытуемого.