Технология тестирования.




2.1. Инструкция испытуемому.

Инструкция №1 Основной вариант для взрослых

(для тестирования с фиксацией ответов на карточках).

"Перед Вами набор карточек с рисунками. На каждой карточке изображена ситуация, в которой одно из действующих лиц говорит определенные слова другому. Вам необходимо определить, что в данный момент отвечает тот персонаж, над которым изображен пустой квадрат.

Запишите его ответ в пустой квадрат. Записывайте первое, что приходит Вам в голову.

Если Вам кажется, что персонаж молчит, представьте, что он думает в ответ на обращенные к нему слова. Не старайтесь отделаться шуткой, представьте ситуацию серьезнее".

2.2. Порядок тестирования.

Перед тестированием экспериментатор в общих чертах рассказывает о целях тестирования. После этого раздаются наборы карточек с рисунками и, если необходимо, бланки или листки для ответов. Экспериментатор зачитывает инструкцию и демонстрирует, как надо отвечать. Он просит взглянуть на первую карточку с рисунком, читает вслух слова действующего лица, изображенного слева, и после короткой паузы просит испытуемого составить в уме самый первый ответ, который представляется ему возможным для лица, изображенного справа. Когда испытуемый сообщит, что ответ готов, его просят записать этот ответ. После этого испытуемый должен перейти к самостоятельной работе с другими карточками. Отвечать необходимо в порядке нумерации карточек.

Тестирование может проводиться: в индивидуальном (1) или групповом (2) варианте, с детьми (3) или со взрослыми (4), с использованием одноразовых (5) карточек или многоразовых (6).

2.3. Первичная обработка ответов.

В распоряжении экспериментатора после тестирования остаются «ответы-реакции» испытуемого на картинки теста. Этих «ответов-реакций», зафиксированных в любой форме - на карточке или на бланке ответов, - столько же, сколько карточек - 24.

При первичной обработке экспериментатор должен определить тип и направление эмоционального ответа испытуемого, выраженного «ответом-реакцией». Для того чтобы сделать это, часто достаточно иметь письменный ответ испытуемого. Но иногда полезно учитывать и невербальные компоненты (мимику, тон, жесты и др.). В этих случаях, необходимо попросить испытуемого прокомментировать свой «ответ-реакцию».

Для облегчения определения типа и направления реагирования приводится краткая таблица со значениями возможных "ответов-реакций" и примерами.

Каждую «ответ-реакцию» испытуемого кодируют буквами E’, I’, M’, E, I, M, e, i, m.. После чего, или одновременно, заполняется индивидуальный «Бланк фиксации результатов».

Обработка результатов.

3.1. Построение профилей.

Получив первичные оценки и произведя с ними некоторые математические операции, можно построить первичный и вторичный профили фрустрационных реакций.

Для этого необходимо подсчитать количество эмоциональных ответов одного и того же направления и типа (обозначенных одной и той же буквой). Результаты подсчетов заносятся в свободные клетки таблицы (см. ниже). На каждый «ответ-реакцию» - 1 балл. Если "ответ-реакция" состоит из нескольких обозначений, то этот балл делится на количество обозначений (например, если один ответ «Еm», то на каждый тип приходится по 0,5 балла).

Е’____ Е ____ Е _____ е ____
I’___ I ____ I _____ i _____
М’___ M ___ m_____

Эта таблица и является первичным профилем. Вторичный профиль получается в результате суммирования по столбцам и строкам:

E’_____ E______ E ________ e______ E=_______
I’_____ I______ I _______ i______ I=_______
M’____   M______ m______ M=_______
  OD=____ ED=____ NP=_____  

Этот профиль (после перевода в проценты) может быть сравнен с нормативным по таблицам. Он отражает более глубокие факторы поведения, чем первичный.

Средние (в %) по направленности и типу реакций для взрослых лиц 20-30 лет:

E I M OD ED NP
36,2 35,1 28,3 28,9 36,6 34,1

3.2. Коэффициент групповой адаптации.

Бланк фиксации результатов служит также основой для вычисления коэффициента групповой адаптации (КГА). КГА оценивает степень совпадения «ответов-реакций» испытуемого со статистически выведенными социальными и групповыми таблицами стандартных ответов. При сравнении используются «ответы-реакции» не на все ситуации, а только на те, ответы на которые имеются в таблице.

ТАБЛИЦА СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ (Для взрослых лиц по данным Н.В. Тарабриной).

номер Рисунка типы реакций   номер рисунка типы реакций
OD ED NP   OD ED NP
  M’ E           E
    I            
            E’    
              EI  
      I          
      E     E’   E
    E         I  
                 
                 
    E       M’    
                 
    E M     M’    

Порядок вычисления.

При сравнении ответов испытуемого с эталоном отмечается количество совпадений и несовпадений. Совпадение считается как 1 балл, несовпадение - 0. Если ответ испытуемого состоит из двух реакции, то совпадение одной из них с эталоном считается как 0,5 балла.

Все баллы суммируются. Затем, исходя из количества эталонных реакций, помещенных в таблицу (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина КГА испытуемого.

Так, для таблиц, предложенных Н.В. Тарабриной, КГА будет исчисляться:

КГА = Кол-во совпадений *100%
14

Этот коэффициент после перевода в проценты сравнивается с приведенными нормативными коэффициентами. Чем меньше коэффициент, тем меньше адаптированность.

Средние по КГА, полученные на разных выборках Н.В. Тарабриной (1984).

основные группы Средние (в %)
мужчины летчики 9,02 64,3
мужчины студенты-физики 8,99 64,2
мужчины инженеры-конструкторы 9,91 63,6
женщины инженеры-конструкторы 8,7 62,1
больные неврозами 6,85 48,9

Существует возможность определять степень адаптированности испытуемого в конкретной группе. Для этого необходимо составить групповую таблицу стандартных ответов и вычислить КГА на основе этой таблицы.

3.3. Образцы.

Образцы – это реакции испытуемого, упорядоченные по частоте их встречаемости. На основании индивидуального первичного и вторичного профиля составляются 3 основных образца и 1 дополнительный.

1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответов независимо от их типа. Экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, если Е=13.5, I=7, М=5, образец записывается:

Е>I>M

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили OD=10, ED=6, NP=8. Образец записывается:

OD>NP>ED

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например:

i>E>M’

Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов E и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения». При составлении четвертого образца используется несколько показателей.

Показатель E+I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но так как только 8 или 1/3 текстовых ситуаций позволяет подсчет E и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Этот показатель свидетельствует о склонности к болезненному самоутверждению, проявляемой в ситуациях обвинения. Невротический характер таких реакций обнаруживается в защитных механизмах по типу вытеснения и отрицания и склонности занимать крайне пассивную оборонительную позицию в отстаивании своего «Я».

ТАБЛИЦА ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ.

Нап-равле-ние реак-ции Типы реакций
OD [фиксация на препятствии] ED [фиксация на самозащите] NP [разрешение ситуации]
[E] э к с т р а п у н и т и в н ы е [E’] подчеркивается наличие препятствия.   образец: эта ситуация меня определенно фрустрирует, досаждает, беспокоит. Встречается, главным образом, в ситуациях препятствия. [E] враждебность, порицание направлены против кого-нибудь или чего-нибудь в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм.   образец: все это надо порицать, Вы виноваты и т.д.   [ E ] – вариант предыдущего: субъект активно отрицает свою вину за совершенный поступок (ситуация «обвинения»).   образец: я не делал того, в чем Вы меня обвиняете. [e] требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.   образец: это Вам надо разрешить этот вопрос.
[I] и н т р а п у н и т и в н ы е [I’] фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение (или как заслуживающая наказание).   образец: эта ситуация фактически – благодеяние (выгода). В замаскированной форме – мне очень жаль, что я послужил причиной этого.   [I] порицание, осуждение направленные против самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести.   образец: это меня надо осуждать (винить, бранить) за то, что произошло.   [ I ] вариант предыдущего: субъект, признавая свою вину, отрицает свою ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства.   образец: я виноват, но я сделал это не нарочно. [i] испытуемый сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.   образец: я беру на себя ответственность за исправление этой ситуации.
[M] и м п у н и т и в н ы е [M’] трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному отрицанию.   образец: эта ситуация меня нисколько не фрустрирует. Она не имеет никакого значения. [M] ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается.   образец: никого (ни Вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло. [m] выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно, автоматически разрешат проблему – просто надо немного подождать, или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.   образец: вопрос решится сам собой, стоит только нам немного подождать, поговорить, подумать.

Интерпретация.

В профессиональной психодиагностике методику Розенцвейга целесообразно применять в тех случаях, когда успешность профессиональной деятельности зависит от особенностей коммуникационных взаимодействий с окружающими, особенно если при этом часто возникает необходимость разрешения конфликтных ситуаций.

Для диагностики пригодности к профессиям такого рода чаще всего используется КГА. Высокий КГА будет характерен для лиц социально гибких, умеющих приспосабливать свои реакции к существующим социальным стандартам. Но этот показатель ни в коем случае не является универсальным, он не охватывает таких важных коммуникативных характеристик, как проницательность и искушенность в общении, умение организовать социальное взаимодействие и даже коммуникабельность.

Более дифференцированная характеристика деловых качеств может быть получена при анализе профиля реакций. Согласно многочисленным данным, наиболее благоприятным для успешности деятельности, связанной с организацией социальных и производственных отношений в коллективе, является выраженность реакций типа NР, т.е. рациональный, продуктивный стиль реагирования, разрешающий ситуацию. По некоторым данным, благоприятными являются и реакции экстрапунитивной направленности. Эти реакции свидетельствуют о социальной искушенности, а их повышенная выраженность положительно связана с высоким общим и невербальным интеллектом.

Интересные данные о связи преобладания в профиле различных реакций с деловыми качествами получены в исследованиях Н.Г. Хитровой:

E’ - если проявляется у специалистов высокого статуса, свидетельствует о высокой самокритичности и требовательности к себе и своим действиям, для рядовых инженеров выраженность таких реакций - показатель безынициативности, неэнергичности, низкой коммуникабельности, неспособности к самостоятельному решению задач.

I’ - показатель выраженности таких качеств как оперативность, критичность ума, умение увидеть новые стороны проблемы.

М’ - характерно для безынициативных руководителей, обладающих массой организаторских недостатков, например, неумением увлечь людей, создать трудовую атмосферу и т.п. Но этот же показатель может быть и следствием высокого профессионализма работника, предрасположенного к индивидуальной творческой деятельности, индивидуализм и независимость в работе которого обеспечивается соответствующими личностными качествами.

Е - свойственно людям самоуверенным, реалистически настроенным, обладающим высокой чувствительностью по отношению к окружающим, с деловой стороны их характеризует способность внедрять новое, болеть за производство, рационально подходить к решению задачи.

Е - связано с неумением руководителя работать с персоналом, неумением правильно поощрять и наказывать, неуважением к людям, что, в свою очередь, вызывает антипатию окружающих. Болезненное самомнение порождает стремление к полной независимости в приня­тии решений, нежелание считаться с мнением других

I - характеризует человека доверчивого, уступчивого, заботящегося о других и склонного «уступать им дорогу», застенчивого, конформного, склонного брать вину на себя, с деловой стороны он характеризуется ответственностью и самокритичностью, но с несколько сниженным творческим и рациональным потенциалом в решении задач.

I - свойственно специалистам с доминирующей узкопроизводственной направленностью, умеющим ориентироваться в работе, обладающим достаточно высокими коммуникативными качествами, но с недостаточно развитыми административно-организаторскими умениями.

М - характеризует толерантное поведение в критических ситуациях, это поведение обеспечивается такими качествами, как независимость в суждениях и поведении, богатое воображение и творческий подход к решению задач, хороший словарный запас и высокий уровень культуры специалиста.

е - свойственно для деятельных специалистов, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству, с деловой стороны их характеризует оперативность, инициативность, авторитетность в коллективе.

i - является показателем высокой эмоциональной стабильности, развитого чувства долга, высокой ответственности специалиста, к деловым недостаткам следует отнести невысокие организаторские умения и отсутствие индивидуального подхода к людям.

m - может рассматриваться как продуктивная тактика, свойственная людям с развитыми административно-организаторскими умениями, особенно умением правильно распределять работу, а также справедливо поощрять и наказывать, этим людям присуще наиболее гармоничное сочетание личностных черт: упорство, ответственность, обязательность, с одной стороны, и конформность, внимание к мнениям и интересам других людей - с другой.

Следует учитывать, что методика Розенцвейга не дает представления об интеллектуальном потенциале человека и о многих его характерологических и личностных свойствах, которые могут в некоторой мере скомпенсировать недостатки развития его эмоциональной сферы и создать условия для эффективной профессиональной деятельности.

Довольно надежным показателем невротизации служит КГА. Он реагирует на нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими, которое является либо предвестником, либо следствием развития невротических или иных патопсихологических процессов. Величина его в этом случае уменьшается.

Полученные при тестировании данные можно использовать для дифференцирования некоторых психических расстройств.

Преобладание экстрапунитивных реакций свидетельствует о повышенных требованиях предъявляемых к окружающим, и, скорее всего, неадекватно завышенной самооценке.

Повышенное ЕD характерно для лиц с чрезмерной фиксацией на защите своего "Я", взаимодействие с окружающими у них будет сильно осложнено наличием защитных и компенсационных процессов.

Преобладание реакций типа ОD может быть следствием слабости опыта общения у данной личности.

 

Практическое занятие № 3. Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга (4 часа) [55].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: