Особенности работы с карточками




Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии.

 

 

Воспитатель: Гурова С.Д.

 

 


 

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.

Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей развития у детей культуры речи через решение следующих задач:

- развитие речевых способностей и умений;

- формирование предпосылок чтения и письма;

- овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте[1].

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области

«Речевое развитие»

Основное содержание работы по освоению целей и задач данной области должно быть направлено на воспитание у детей звуковой культуры речи, словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря), формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову. Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, игры, представленные в пособии, дают только некоторые ориентиры по освоению ребенком речевой культуры в дошкольном возрасте.

Важно отметить, что в играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.

В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание насмысловую сторону слов.

При усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).

Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.

«Развитие языковой способности включает в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент»[2].

Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.

Важнейшим средством речевого развития детей является общение со взрослыми и с детьми в разных видах деятельности. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах детской деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности – и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Идеи Фридриха Фрёбеля

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Очевидно, что полноценное общение ребенок должен получать прежде всего в семье, в окружении любящих и понимающих взрослых, где межличностные отношения побуждают тянуться друг к другу. Фридрих Фрёбель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира»[3].

К сожалению, в современном мире это не всегда реализуется в полной мере. Ведь большую часть времени дети проводят вне контактов с семьей, а те немногие периоды взаимодействия в семье зачастую наполнены вовсе не содержательным общением друг с другом. Зачастую формирование качественного, развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит только в образовательных учреждениях, где перед взрослыми стоят важные задачи формирования детского сообщества, в котором возможно развитие межличностного общения. Так или иначе, вся деятельность воспитателя связана с общением.

Воспитатель является главным организатором детских игр в младшем и среднем возрасте, воспитатель создает поводы для общения в старшем дошкольном возрасте, и именно воспитатель должен научить детей качественному продуктивному общению друг с другом. Игра как основной вид детской деятельности является источником и важным стимулирующим поводом для взаимодействия детей друг с другом и полем, на котором возможно формирование навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, но существуют и специальные игры, способствующие развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры предлагаются в данном методическом пособии. Замечено, что уже сами элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым. Разнообразие предлагаемых материалов и их абстрактность предполагают возможность составлять различные вопросы, комбинировать и фантазировать по поводу предлагаемых материалов. Как правило, материалы вызывают непосредственный интерес детей. Воспитателю важно поддерживать этот интерес, постоянно совершенствуя способы взаимодействия между детьми, стимулируя детей к общению, подбирая все новые и новые игры на основе материалов «Даров», расширяя их диапазон и привнося новое содержание в уже известные игры.

Итак, психологическая сущность общения состоит в потребности к познанию самого себя и других людей. С одной стороны, человек стремится узнать и оценить отдельные качества своего характера, и сделать это он может только с помощью других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как его оценивают другие, человек формирует самооценку, познает и оценивает других. Другой путь познания себя заключается в соединении, приобщенности к другим людям через любовь, уважение, дружбу. Удовлетворению этой потребности служат игры, предлагаемые в образовательной области «Социализация».

«Ребенку в игре необходим товарищ: вначале это самый близкий ему человек, но к трем годам у ребенка явственно проявляется потребность в общении со сверстниками. И тогда от игры в одиночку необходимо перейти к совместным играм, в которых ребенок, осознавший свое Я, в полной мере может ощутить себя как часть более большого целого – детского сообщества. Для формирования первоначального детского сообщества Ф. Фрёбель предлагает использовать подвижные игры. Первые из них носят характер хоровода, каждое звено которого подчиняется общему движению»[4]. Общение всегда предпринимается с определенным мотивом. Самым главным поводом и мотивом для общения является сам человек. Качества человека, которые являются поводом для общения на определенном этапе и определяют характер общения. М.И. Лисина выделила три группы мотивов общения: деловые, познавательные и личностные. Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. Для удовлетворения деловых мотивов служат все предлагаемые игры с использование игрового набора «Дары Фрёбеля», где взрослый – партнер и участник совместной деятельности. Взрослый должен уметь и хотеть играть, быть интересным и предлагать ребенку интересные поводы и материалы для игры. В практической деятельности, так же как и в бытовой, общение играет второстепенную роль, оно как бы обслуживает эти виды деятельности. И только личностные мотивы характерны для общения как для основного вида деятельности.

Формы общения в дошкольном возрасте. Первая и единственная форма общения детей первых шести месяцев жизни – ситуативно-личностная, затем появляется ситуативно-деловая форма, которая характеризуется потребностью в сотрудничестве, деловыми мотивами и предметно-действенными средствами общения, которая остается главной до конца третьего года жизни ребенка.

В возрасте до трех лет целесообразно впервые предъявить материалы из игрового набора «Дары Фрёбеля» и начинать организовывать первые совместные игры детей, в которых материала достаточно для всех, и дети могут выполнять с ним одинаковые действия, что существенно снижает конфликтность в игровой деятельности.

С развитием такого средства общения, как речь, становится возможным внеситуативное общение ребенка. Общение со взрослыми по поводу, который не находится в непосредственных ощущениях ребенка, развивает речь ребенка и способствует формированию картины мира. То есть в познавательном общении ребенка со взрослым важная роль принадлежит речи как основному средству общения, мотивом общения является потребность в получении сведений об окружающем мире, потребность в уважении взрослого к ребенку формирует начало личностного общения. Именно в личностном общении ребенка со взрослым к концу дошкольного детства ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения, начинает руководствоваться ими в действиях и поступках. В таком общении формируется потребность и умение видеть себя со стороны, развивается самооценка ребенка. Также дети учатся различать различные роли взрослых и выстраивать свои отношения сообразно ситуации и роли.

Фридрих Фрёбель полагал, что ничто не заменит общения ребенка со взрослым.

Все формы общения формируются в разном возрасте и не вытесняют одна другую, а как бы расширяют возможности каждой из этих форм. Важно, чтобы ребенок в развитии форм общения переходил от одной к другой в процессе своего развития и не «буксовал» на какой-то одной стадии.

В период детства важным приобретением ребенка является овладение речью как способом общения, познания, это необходимое условие для дальнейшего обучения в школе. Сопровождение жизни ребенка словом создает для этого необходимые условия. Постепенно ребенок усваивает смысл слов и готов на дальнейших возрастных ступенях воспринять новые знания только через слово: бытовую речь, рассказывание, сказки, басни, стихотворения и т.д. Фрёбель достаточно подробно рассматривает вопросы, связанные с развитием детской речи, дает конкретные методические рекомендации по ее совершенствованию. «Игра и разговор — вот стихия, в которой живет теперь ребенок» [5].

Для развития каждой из форм общения важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы ему было нестрашно, интересно. При развитии познавательного общения важно положительно оценивать речевые навыки ребенка: задаваемые им вопросы, активные высказывания и рассуждения. Полем для формирования информационного повода и развития этой формы может быть широко внедряемая на сегодняшний день в практику дошкольного образования проектная деятельность, в которой также стимулируется и речевая активность родителей. Любые беседы после проведенной игры также предоставляют такую возможность. Незаменимым источником для развития именно этой формы общения служит детская литература.

Для формирования личностного общения ребенка со взрослым необходимо создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым будет оценка собственных умений и оценка результатов собственной деятельности. «…Ничто не заменит развивающую и образовывающую силу рисования, лепки, складывания и вырезания (аппликации), разнообразных работ с бумагой, бусинками, природным материалом, которые прочно вошли в жизнь нашего детского сада и в жизнь семьи»[6]. Незаменимым инструментом для формирования произвольного поведения и осознанности собственных действий, а значит, для расширения представлений дошкольников о себе, является игра. Именно для развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и следует постоянно расширять запас используемых сюжетно-ролевых игр и игр с правилами при непосредственном участии взрослого, постепенно делегируя полномочия организатора игр самим детям. Для успешного взаимодействия дошкольников друг с другом важно чуткое участие заинтересованного взрослого, который помогает детям выстраивать взаимоотношения друг с другом, учит решать конфликтные ситуации конструктивными способами, способствует формированию уважительного отношения друг к другу, стимулирует развитие дружеских и партнерских отношений в группе, формирует детский коллектив. Игры, художественные произведения, стиль общения самого воспитателя и есть те средства, которые призваны помочь воспитателю в процессе выполнения такой важной задачи, как формирование общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Посредством общения деятельность организуется и развивается.

Важно понимать, что переход от одной формы общения к другой зависит от того, как взрослый организует взаимодействие с ребенком, от содержания, которое взрослый будет предлагать ребенку для общения, от событий, которые могут стать поводом для общения, и от специально организованных занятий и игр, которые взрослый будет предлагать детям. Важно помнить, что постепенное, осмысленное обучение детей качественному взаимодействию друг с другом и со взрослым должно быть организовано взрослым. Именно взрослый несет ответственность за продуктивность общения в группе дошкольников. Взрослый подбирает с раннего возраста ребенка адекватные игры и так организует детскую деятельность, чтобы в жизни детей-дошкольников полноценно развивалась специфическая деятельность человека – общение. В качестве примера следует привести планомерное использование игр в группе детей младшего дошкольного возраста, описанных и разработанных З.М. Богуславской и Е.О. Смирновой в книге «Развивающие игры для младших дошкольников»7.

При подборе игр для развития общения со сверстниками важно учитывать, что первые такие игры могут использоваться уже в раннем возрасте, и в них все дети действуют одновременно и одинаково. Это народные игры и игры-забавы, игры-хороводы, в которых эмоциональная составляющая, ритм, музыка, движения и простые правила создают безопасную и доверительную атмосферу, так необходимую для формирования взаимодействия взрослого и ребенка и, следовательно, способствуют развитию общения ребенка со взрослым на основе доверительного контакта.

Следующими играми должны стать такие, в которых развиваются и согласованность действий и движений с партнером, и ориентация в пространстве, и совместное преодоление препятствий в игре. Это хорошо всем известные «У медведя во бору», «Кот и мыши» и т.п., где дети учатся совместно действовать в эмоционально окрашенной атмосфере игры. Следующим уровнем в развитии взаимодействия дошкольников друг с другом становятся игры, в которых дети решают совместную игровую задачу группами, по очереди. Так ненавязчиво возможно обучение детей принимать на себя роль и действовать в рамках этой роли с уже прописанными действиями и движениями. И далее – игры, которые учат кооперации и взаимопомощи, таким образом формируется самооценка и самоконтроль. Другими примерами игр, развивающих навыки межличностного общения, могут служить игры, разработанные К. Фопелем.

В настоящем пособии большинство игр, предлагаемых для решения задач всех образовательных областей, способствуют развитию речевых навыков. В данном комплекте представлены игры, которые специально развивают именно средства общения.

В представленном комплекте карточки с играми являются адаптированным вариантом идей Фрёбеля при реализации задач образовательной области «Речевое развитие».

Игры, представленные в методическом пособии, возможно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования и решая задачи образовательной области «Речевое развитие», способствуют решению задач из других образовательных областей.

Задачи других образовательных областей:

«Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира и расширение кругозора, первичных представлений о себе, собственных возможностях и особенностях;

«Социально-коммуникативное развитие» – получение опыта общения в различных игровых ситуациях со сверстниками;

«Художественно-эстетическое развитие» – использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Речевое развитие»;

«Физическое развитие» – развитие физических качеств ребенка в процес-

се освоения разных видов игровой деятельности, в процессе совместной деятельности детей друг с другом и со взрослым. (В представленных играх это реализуется с помощью специально подобранных физкультминуток.)

Особенности работы с карточками

Прежде чем приступить к работе, рекомендуется ознакомиться со всеми карточками данного набора. Если воспитатель на основании актуального уровня развития детей группы или сложностей, возникших в сфере межличностного общения дошкольников, нуждается в подборе игры для совершенствования форм общения, то рекомендуется, изучив карточки из остальных наборов, на которых в колонке «Интеграция с образовательными областями» указана область «Речевое развитие», выбрать подходящую для решения конкретной задачи игру.

На карточках данного комплекта стихотворения, загадки и физкультминутки подобраны в соответствии с игровым замыслом и сюжетом игры и создают необходимую атмосферу для начала игры. Рекомендуется разучить эти короткие произведения до начала реализации игрового замысла. При реализации игр, направленных на решение задач развития средств общения, необходимо создать такую атмосферу, которая будет настраивать ребенка именно на общение. Это означает, что при проведении игр подобного типа воспитатель становится полноправным их участником, игроком. Посторонние предметы, звуки, персонажи должны обыгрываться по ходу игры. Это игры с широким полем для импровизаций, поэтому правила в них просты, доступны, а интерес поддерживается именно личностным отношением воспитателя к игре и основывается на стремлении воспитателя создать базу для взаимного интереса детей друг к другу.

В данном методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Его неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: