- Игра «Красная Шапочка» (Текст произведения приведен в Приложении 1)
Изобретенные Ф. Фрёбелем «дары» и «виды деятельности» делятся на три категории: жизни, красоты и знаний. Обычные оригами относятся к категории жизни. Оригами, которые складываются в симметричные узоры, – относятся к категории красоты. А основы геометрии, которые возможно показать через оригами, относятся к категории знаний.
Оригами, или складывание из бумаги, по мнению Ф. Фрёбеля, есть творческое и очень важное занятие для развития ребенка, хотя и весьма сложное, так как требует развитие глазомера и большой аккуратности и точности при работе.
В раннем возрасте, когда у ребенка только развивается мелкая моторика (ловкость пальцев), точность, глазомер, занятия по оригами должны строиться как игра. Во время работы по складыванию бумаги необходимо давать инструкции последовательно и точно. Важно, чтобы ребенок не потерял интереса к занятию, не разочаровался в нем.
Основные принципы организации занятий по оригами, по Ф. Фрёбелю:
- занятие по оригами должно быть организованно с учетом возраста ребенка; - занятия должны проводиться в игровой форме;
- фигуры для складывания необходимо выбирать простые, с которыми ребенок часто сталкивается в реальной жизни;
- прежде чем приступить к созданию фигур из бумаги, целесообразно сконструировать их из деталей «даров» (трехмерные, объемные фигуры);
- на одном занятии может быть сложена только одна фигура;
- все операции по складыванию фигур надо делать аккуратно;
- обязательно должен быть переход от занятия по складыванию моделей к игре с ними (например, сделать домики для трех поросят).
Также необходимо учитывать следующее:
|
1) при занятии оригами с дошкольниками (особенно младшими) важен не результат, а процесс создания фигур;
2) во время занятий по конструированию из «даров» и оригами, важно развитие продуктивной деятельности и умственных способностей детей, а не точное копирование представленного образца;
3) самая большая ценность этих занятий в том, что ребенок сам участвует в изготовлении фигур.
Особое внимание Фрёбель уделяет рекомендациям педагогам, работающим с детьми:
1) во время занятий по конструированию и оригами необходимо позволить ребенку действовать в своем ритме, просто и свободно;
2) действия педагога в игре не должны быть искусственными, необходимо быть включенным в игру, быть ее неотъемлемой частью;
3) не надо привлекать внимание детей авторитарными методами, вводить строгую дисциплину;
4) не надо быть волшебником, у которого все получается наилучшим образом, а дети никогда не достигнут этого.
Из истории оригами. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в Стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Вместе с распространением рецепта производства бумаги распространилось и искусство оригами. Традиционное оригами появилось в культурном обмене между Востоком и Западом. Фридрих Фрёбель был первым педагогом, который начал использовать технику оригами в процессе образования детей.
Преимущества оригами для развития ручного труда детей дошкольного возраста. Оригами – не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечет за собой повышение активности полушарий головного мозга, и развивается не только левое полушарие, отвечающее за логику и речь, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Поэтому занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления.
|
К достоинствам оригами в развитии ребенка можно отнести следующее:
- доступность бумаги как материала, простота ее обработки;
- дети в процессе работы овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами:
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
|
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
- совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
- способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.
Однако конструирование оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объемные формы. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабом развитии мелкой моторики, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Прежде чем приступить к складыванию моделей, нужно ознакомиться с техническими приемами и основными видами складок, которые используются в оригами. Складывать бумагу нужно аккуратно и точно, освоив сначала простые, а затем сложные складки.
Способы складывания (Приложение 2): сгиб «долиной»; сгиб «горой»; наметка; складка-«молния».
В оригами существуют формы, которые принято считать базовыми. Это стандартные заготовки, из которых потом складываются различные модели. Из них можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые из этих базовых форм приведены на обратной стороне карточек.
Базовые формы: «треугольник»; «дверь»; «книжка»; «воздушный змей»; «блин»; «рыба»; «дом»; «двойной треугольник»; «птица»; «катамаран».
На первых занятиях по складыванию бумаги необходимо в игровой форме ввести ребенку основные понятия: угол, сторона, ориентация в пространстве, линия сгиба. Например, используя для этого наборы № 7 или № J1. Фигуры из этих наборов можно расставить по углам квадратного листа бумаги. Для ориентации в пространстве, а также развития основных понятий (на, под, в, за и т.д.; вправо, влево, впереди и т.д.) можно также воспользоваться этими наборами и квадратным листом бумаги. Важно также обыграть введение в ориентацию в пространстве с помощью сюжетно-ролевой игры или драматизации сказки.
Основные навыки по складыванию бумаги по средней линии необходимо вводить от угла к стороне. То есть сначала мы соединяем уголки листа, потом выравниваем стороны и перегибаем его пополам, разглаживая пальцем линию сгиба.
Самой первой фигурой оригами для дошкольников может стать «конверт». Фрёбель предлагал детям делать такие «конверты», а вместо марки ставить на него поцелуй. Также при закреплении понятия «средняя линия» можно складывать из бумаги книжки, альбомы и т.д. (все, что можно сложить).
Следующим этапом в занятиях по оригами идет строительство домиков и их частей. Вначале можно сделать крышу (из квадратного листа бумаги, сложив его пополам). Необходимо обратить внимание, что получившаяся модель из бумаги подобна геометрическим фигурам, входящим в набор № 6 (например, разложив куб на две треугольные призмы). Далее следует перейти к строительству остальных частей дома (стены, окна и т.д.). Важно показать детям, что можно создавать объемные модели как из наборов №№ 3, 4, 5, 6 (деревянных геометрических фигур), так и из бумаги (плоского материала).
После построения домиков в освоении оригами необходимо перейти к складыванию из большого квадрата маленьких (его частей), разглаживая линии сгиба и заламывая различные его сегменты. На этом этапе важно продемонстрировать детям эти трансформации на примере набора № 2 (куб) и № 3 (куб, состоящий из 4 частей), № 4 (куб, состоящий из прямоугольных призм), а также показать это на плоскости набором № 7.
Важно в игровой форме привить ребенку интерес к оригами.
Также можно интегрировать в занятия по оригами основы цветового восприятия (цветовых ощущений): сначала цвет бумаги для фигуры выбирает сам ребенок, далее, знакомясь с цветами, ребенок должен сначала назвать цвет из предложенных. Также можно включать в занятия по складыванию бумаги набор № 1, для выбора цвета (например, через игру «Фанты»). Выбор цвета ребенком можно использовать в качестве диагностического мониторинга настроения ребенка во время занятий, ориентируясь на восьмицветный тест М. Люшера[7].
В методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» с использованием техники оригами. Его неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.
Список рекомендуемой литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ИЦ «Академия», 2000.
Борисенко М. Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3–4 лет. СПб.: Паритет, 2006. 112 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2011.
Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд. М.: Детство-Пресс, 2004. 128 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001. 400с.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб.: ИД «Литера», 2001.
Ладыженская Т.А. Об обучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6–7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1974.
Ларечина В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. СПб.:
Речь, 2004.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж,1997.
Недоспасова В.А. Растем играя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2004. 190 с.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная пресса, 2003. 128 с. (Дошкольное воспитание и обучение).
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1978.
Пименов В.А. Театр на ладошках: Репертуарный сборник для дошкольников и школьников. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998. 128 с.
Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: Метод. рекомендации М.: МГППУ, 2004.
Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2010.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: В 2 ч. Ч 1. 2-е изд. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практ. пособие: Пер. с нем.; В 4 ч. Ч. 2. М: Генезис, 1998.
Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей / Пер. с нем., сост. и предисл. Л.М. Волобуевой. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1963.
[1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
[2] Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2014. С. 109.
[3] Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей: Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 41.
[4] Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей: Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 227.
[5] Там же. С. 41.
[6] Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей: Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 191. 7 Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: Метод. рекомендации. М.: МГППУ, 2004.