Тема 3.3. Методология научного познания.




План:

1. Ненаучные методы познания.

2. Познание как процесс.

3. Эмпирические методы.

4. Теоретические методы.

5. Общефилософские методы.

6. Методология в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром».

Существует раздел в философии тесным образом связанный с гносеологией (теорией познания), эпистемологией (учение о знаниях), логикой (учение о мышлении) – методология. Методология – это раздел философии, изучающий методы, то есть способы, средства познания.

Что такое методы? Это не просто способы познания. Это научные инструменты в руках исследователя. Если, например, врач – это субъект познания, больной – объект, то роль методов будут выполнять инструменты в руках хирурга. В философии так и говорят: методологический инструментарий.

В методологии можно выделить два подраздела: 1) методология ненаучного познания (художественное познание, религиозное познание; 2) методология научного познания. Критерий деления – факт наличия научных и ненаучных методов познания.

Существуют научные и ненаучные методы познания действительности. К ненаучным методам познания относят шизоанализ С. Дали, художественную интуицию Солженицына, методы персонификации и экстраполяции, широко применяемый в художественной литературе, в частности, в художественных, публицистических произведениях Солженицына. Эти методы могут претендовать на достижение истины, но как показывают современные исследования по философии литературы, методы художественного исследования плохо согласуются с объективной действительностью, с историческими фактами.

Для того чтобы разобраться в методе шизоанализа С. Дали, рекомендую, воспользовавшись Интернет-ресурсами, посмотреть его картину «Лицо войны». На картине не изображена военная баталия, своеобразная панорамная массовка, к которой мы привыкли. На переднем плане картины изображен череп – символ и образ войны. Внутри ротового отверстия черепа, в его глазницах, по матрешечному принципу изображены множество черепов. Тем самым, как я полагаю, С. Дали проиллюстрировал следующую мысль: война – это таблица по умножению трупов. Рядом с черепом – лужа крови, в ней плавают тельца неродившихся младенцев. Художник иллюстрирует наглядным образом, что война убивает не только живых людей. Она в их лицах уничтожает неродившихся детей, ничтожит будущее человечества. Череп с черепами, неродившиеся дети изображены на фоне пустыни – безжизненного, опустошенного пространства. Пустыня – главное последствие войны.

Интересно отметить, что когда М. Хайдеггер писал о том, что с изобретением атомной бомбы оказались смертным не только люди, но и все человечество, немецкий философ использовал образ пустыни. «Пустыня растет, пустыня растет», - предостерегал нас М. Хайдеггер.

Метод шизоанализа С. Дали основан не на классическом искусстве, не на зеркальном способе отображения действительности. С изобретением фотографии, телевидения пейзажи, натюрморты, портреты ушли в прошлое. Художникам не интересно отображать то, что уже может делать техника. Творчество С. Дали – это абстракционистское искусство, в основе которого лежит определенная философия. Философия З. Фрейда.

З. Фрейд, как известно, является автором концепции об индивидуальном бессознательном. Он полагал, что бессознательное занимает большое место в структуре сознания, играет важную роль. С. Дали «взял на вооружение» философские идеи З. Фрейда. Художник рисовал те образы, которые являлись ему во сне, а затем, проснувшись, переносил их на холст, и потом подвергал их анализу, то есть интерпретации.

Если С. Дали в основу своего творчества положил концепцию З. Фрейда, то А. И. Солженицын – идею о том, что засилье коммунистической идеологии не дает развиваться гуманитарному научному познанию. Статистике, исторической науке верить, согласно А. И. Солженицыну, нельзя. Поэтому взамен научному методу, который тиражирует ложь, писатель предложил художественный метод познания, основанный на интуиции, которую Солженицын трактовал как непосредственное постижение истины, а также на взаимосвязанных методах песонификации и экстраполяции.

Таким образом, ненаучные методы познания актуализируют мировоззрение художника, субъективную составляющую исследовательской деятельности. Неслучайно, что эти методы имеют названия, которые содержат фамилии авторов: метод шизоанализа С. Дали, метод художественного исследования А. И. Солженицына. Первостепенная задача применения этих методов – не аутентичное отображение бытия, а методическое, системное, концептуальное выражения своего мнения о нем. На адекватное изучение бытия претендуют научные методы познания.

Познание - это деятельность человека, представляющая собой процесс, то есть движение от незнания к знанию. С точки зрения процессуального подхода познание осуществляется следующим образом.

Первая ступень познавательного процесса – это обнаружение и формулировка проблемы. Проблемой называют сложный и противоречивый вопрос, который требует разрешения.

Второй ступенью в познании является выработка гипотезы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое требует проверки, то есть верификации.

Третья ступень познания – сама процедура проверки, или верификация. Не все гипотезы можно верифицировать. Например, нельзя верифицировать гипотезу о существовании Бога. В связи с этим гипотезы подразделяют на верифицируемые, то есть те, которые можно проверить, экспериментально доказать, и неверифицируемые, то есть на те гипотезы, которые доказать невозможно.

Если гипотеза доказывается с привлечением большого количества фактов, то она становится теорией. Теория – это высшая форма организации теоретических знаний. Теория состоит из верифицируемых гипотез.

Если гипотезу доказать невозможно, то в этом случае можно говорить о концепции. Концепция – это форма организации теоретических знаний, представляющая собой совокупность взаимосвязанных идей и взглядов, которые несут в себе ярко выраженную печать авторской индивидуальности. Проще говоря, в концепции больше, чем в теории выражено мировоззрение субъекта познания, его ценностное отношение к миру. Концепция, как правило, состоит из неверифицируемых гипотез.

Например, совокупность взаимосвязанных идей Солженицына, согласно которым нации представляют собой живые, Богом созданные человеческие образования, нужно идентифицировать как концепцию, так как утверждения Солженицына нельзя проверить, верифицировать. Эти солженицынские суждения являются выражением его теоцентрического, религиозного мировоззрения. Напротив, утверждение И. Ньютона о том, что на планете Земля действует сила притяжения, можно верифицировать. Следовательно, они представляют собой теорию.

Формулировка проблемы, выработка гипотез, их верификация осуществляется с помощью определенных приемов, правил и способов познания, то есть методов. Метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать объект. Например, объект можно исследовать с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Целью всякого познания, как уже говорилось, является истина. Истину можно определить как знания, которые соответствуют действительности.

Подведем итоги. Познание как форма человеческой деятельности может быть рассмотрена с точки зрения процессуального подхода. Познавательный процесс включает в себя обнаружение проблемы, ее формулировку, затем – выработку и проверку (верификацию) гипотез. Познавательная деятельность осуществляется на основе методов. Цель познавательного процесса – получение истины, а методы – это средства, инструменты познания. Концепцию и теорию можно рассматривать как формы выражения и организаций знаний, претендующих на истину. Но если концепция отражает динамический характер истины, ее процессуальную природу, относительную ее форму, то теория – объективный характер истины. Иначе говоря, в основе концептуальных знаний – относительная истина, в основе теоретических – абсолютная.

Роль методов в познавательной деятельности очень важна. С помощью методов выбирается объект исследования, вычленяется его предмет. Методы можно рассматривать как средство, способ превращения знаний о предмете исследования в концепцию или теорию.

К основным научным методам относят эмпирические методы – методы, основанные на чувственном познании:

1) наблюдение - целенаправленное систематическое
восприятие объекта
, которое бывает включенным и невключенным Невключенное наблюдение – это сбор информации со стороны. Например: преподаватель наблюдает за поведением студентов, за их познавательной активностью. «Сильные стороны» невключенного наблюдения – отстраненность, более объективный характер информации. Недостаток – нехватка информации: формальное общение подразумевает присутствие неких «рамок». Включенное наблюдение – это наблюдение «изнутри». Например: студент группы наблюдает за согруппниками. Достоинство включенного наблюдения: больший объем информации. Недостаток: поскольку отстраненности нет, студент является членом группы, оценки будут носить более субъективный характер. Исследователь, находящийся внутри группы и применяющий включенное наблюдение, называется инсайдером. Исследователь, не являющийся членом группы, наблюдающий ее со стороны, называется экспертом.

2) сравнение - метод сопоставления объектов с целью
выявления сходства или различий между ними на основе определенных критериев
. Этот метод играет большую роль в познавательной деятельности человека. Неслучайно говорят: «все познается в сравнении». Существуют правила проведения сравнения. Правило первое – сравнивать между собой однотипные явления, объекты. Конечно, в принципе можно сравнить камень и человека, но польза от этого будет минимальна. Поэтому принято сравнивать людей с людьми, обезьян с обезьянами. Правило второе – разработать критерии сравнения, то есть такие показатели, на основе которых будет осуществляться сравнение. Например, машины можно сравнить по типу кузова, трансмиссии, двигателя, производителя.

3) эксперимент - метод исследования объекта, при котором
исследователь активно воздействует на объект
. Эксперименты распространены не только в естественных науках (физика, химия), но и в гуманитарных науках (психология). Главное требование экспериментов в психологии – не наносить вред человеку, не выходить за рамки гуманистических установок.

Главное отличие наблюдения от эксперимента заключается в том, что наблюдение трактуется как целенаправленный сбор информации об объекте без вмешательства. Эксперимент такое вмешательство подразумевает (вспомним про эксперименты на уроках химии, физики).

Методы эксперимента и наблюдения нередко могут быть связанными. Например, брат моей жены решил узнать, зачем кошке нужны усы. Он взял ножницы, отстриг усы и заметил, что кот потерял ориентацию в пространстве, бился головой о проем в дверях. Но по мере роста усов кот все лучше и лучше ориентировался в пространстве.

4) Измерение – определенное отношение измеряемой величины к эталону. Например, магистральные газопроводы измеряются километрами. Измерение позволяет выявить, нормально ли функционирует тот или иной агрегат, насколько безопасна его дальнейшая эксплуатация. Существуют измерительные приборы, функционирующие в автоматическом режиме. Их устройство, принцип работы изучают на факультете автоматики и вычислительной техники колледжа. Метод измерения широко применяют и в обычной жизни: например, при измерении температуры (тут эталон будет 36,6) или при измерении давления (эталон 120 на 80);

В методологии научного познания выделяют еще и теоретические методы – методы, основанные на обработке эмпирических данных, на рациональном, логическом мышлении:

1) идеализация - мысленное конструирование идеальных
объектов:
плоскость, линия, точка. Этот метод широко применяется при изучении математики, инженерной, компьютерной графике;

2) формализация - метод, при котором происходит процесс
формализации знаний с помощью использования искусственного
языка
: формулы в химии, физике, экономике;

3) исторический — детально воспроизводит развитие объекта: историческая наука достаточно подробно воспроизводит развитие общества. Так, мы знаем, как развивалось российское общество на протяжении веков, имеем общее представление об основании Царицына и основных вехах развития Царицына-Сталинграда-Волгограда;

4) логический - воспроизводит историю объекта в главном,
существенном
, что позволяет понять логику исторического процесса на основе выделения основных этапов развития общества: аграрное (традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное);

5) индукция – движение мысли от частного к общему, от фактов к выводу. Например: падение производства, рост инфляции, снижение уровня реальных заработных плат, рост цен. Вывод: это проявления экономического кризиса. Огромную роль индуктивного познания продемонстрировал в своих исследованиях английской философ Нового времени Ф. Бэкон. Он считал, что в научном познании не допустим «метод паука», то есть догматизм, когда исследователь выводит умозаключения исключительно опираясь на свое сознание, на свой опыт. Критически относился Бэкон к «методу муравья» - некритическому исследованию действительности. И только «метод пчелы», служащий у него моделью научно обоснованного индуктивного метода заслуживает у него высокой оценки;.

6) дедукция – мыслительный процесс, обратный дедукции: от общего к частному, от изучаемого явления, свершившегося факта к предполагаемым выводам, умозаключениям - гипотезам. Неслучайно, что этот метод получил название гипотеко-дедуктивного. Сущность этого метода – в художественной литературе (Шерлок Хомс). Например, Ш. Холмс увидел след – явление или факт. По глубине следа он может сделать предположение о весе преступника, по его длине – о росте, по направлению – о маршруте преступника. Но это будут только гипотезы: след может быть глубоким потому, что преступник нес тяжелую ношу, а длинным потому, что обувь была на несколько размеров больше. Ведущую роль дедуктивного метода подчеркивал французский философ и математик Нового времени Р. Декарт. Он показал его большой эвристический потенциал в математических, философских исследованиях, связав при этом аксиомы и дедукцию;

7) анализ – мысленное или реальное расщепление целого на составные части. Что означает выражение «взять кровь на анализ»? Это значит, что кровь как целое будут расщеплять на лейкоциты, тромбациты, сахар. Когда мы изучаем структуру общества и выделяем его экономическую, политическую, социальную сферы, мы проводим анализ. Исследуя структуру производства, его факторы, мы тоже прибегаем к анализу. Когда читаем текст, мы его анализируем: расщепляем текст как целое на составные части - абзацы;

8) синтез – это мысленное или реальное объединение раннее расщепленных частей в единое целое, то есть методы анализа и синтеза взаимосвязаны. Например: лаборанты провели анализ крови. Опираясь на показатели, например, сахара в крови, врач ставит диагноз: сахарный диабет. В данном случае врач синтезировал данные. Другой пример: мы делаем вывод о том, что основными факторами производства являются труд, земля, капитал, то есть тоже синтезируем раннее проанализированный материал. Когда вы отвечаете на заданный мною вопрос на основе работы (анализа) текста, то ваш ответ можно рассматривать как синтез.

Таким образом, не смотря на то, что анализ по сущности противостоит синтезу, они – две стороны одного и того же целого: синтезирование невозможно без проведения анализа, как диагноз врача невозможен без лабораторного забора и исследования крови.

 

9) абстрагирование – отвлечение в процессе познания от некоторых свойств исследуемого объекта с целью углубленного изучения одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования – абстрактные понятия: цвет, высота, материя, сознание. Самыми абстрактными науками является математика и философия. Например, 2+2=4. Что складываем: стулья, ручки, камни, людей, деньги? А это неважно. Философские категории целое, часть в высшей степени абстрактны, то есть неконкретны, поскольку не понятно, что подразумевается под целым и частью.

Вывод: таким образом, как эмпирические, так и теоретические методы применяются как в обыденной жизни, так и в учебно-исследовательской. Основное отличие философа от обычного человека заключается в том, что философ понимает, осознает, какие методы и по каким причинам он применяет в познавательной деятельности.

В методологии научного познания большую роль играют общефилософские методы – методы, основанные на абстрактном, обобщающем мышлении. Они называются общефилософскими потому, что зародились в недрах философской науки и имеют широкий охват применения. Однако это не означает, что данные методы применяются только в рамках философии. Другие науки тоже взяли их на вооружение.

Итак, к общефилософским методам относят:

1) метафизический – рассмотрение глубинных оснований объекта в покое, статике, вне связи с другими объектами, сведение всех изменений к количественным параметрам. Например, когда мы исследуем финансовую систему без учета внешних факторов, или партийную систему рассматриваем вне контекста политического режима, или изучаем семейное право автономно, не выявляя связь с гражданским, административным, уголовным отраслями права, мы применяем метафизический метод. При этом нас не интересует вопрос об институционализации семейного права как отрасли российского права, становление норм семейного права, их эволюция, внесение поправок в семейное законодательство. Если мы все эти факторы учитывали, то мы применили бы диалектический метод исследования объекта.

Другой пример: я исследую тормозные колодки на предмет коррозии и степени их изношенности. Меня не интересует, что тормозные колодки – это часть тормозной системы автомобиля, а также меня не волнует принцип их работы. Мне интересно узнать: пора их менять или они еще какое-то время мне послужат. В данном случае я применяю метафизический метод.

Достоинство метафизического метода: позволяет детально исследовать объект, абстрагируясь от несущественных фактов. Недостаток: не учитывает роль внутренних факторов, динамику развития объекта.

Религиозное познание основано тоже на метафизическом методе. Вспомним: Библия все изменения сводит не к качественным, а к количественным параметрам.

2) Диалектический – раскрытие законов развития и изменения объектов в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. При применении диалектического подхода происходит изучение объекта в динамике, во взаимосвязи с другими объектами, ведется учет как внутренних, так и внешних факторов развития, изменения изучаются как с точки зрения количества, так и качества.

Диалектический подход зарождался еще в недрах античной философии. Родоначальником диалектики специалисты по истории философии считают виднейшего античного философа Гераклита. Гераклит учил, что «все течет, все изменяется», «что в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Также философ изучал явление через его противоположность: «болезнь делает сладостным здоровье».

Позже диалектический подход применялся как при конструировании идеалистических философских систем (Гегель), так и при построении материалистических философских систем (Маркс). Наиболее полное выражение диалектический метод «нашел» в историческом материализме.

Диалектический принцип широко применяется в учебном процессе, когда, например, студенты изучают принцип работы газотурбинной установки или камеры сгорания. Когда я, к примеру, изучал принцип работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля, тоже применял диалектический метод

Г. Гегель сформулировал три закона диалектики. Первый закон – закон перехода количественных изменений в качественные. Например: если в процессе игры в хоккей удалят одного игрока (количественное изменение), то изменится «рисунок игры»: команда, оказавшаяся в численном большинстве, попытается реализовать это большинство, и перейдет в позиционную атаку. Наоборот, команда, «потерявшая игрока», перейдет в оппозиционную оборону и постарается играть на контратаках.

Второй закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. Можно привести такой пример. Зайцы и волки представляют собой противоположность: волки – хищники, а зайцы – травоядные. Единство заключается в том, что волки поедают в первую очередь слабых и больных зайцев, способствуя улучшению популяции зайцев, их эволюции: здоровые, сильные зайцы выживают, скрещиваются друг с другом и дают сильное потомство. Вот поэтому и называют волков «санитарами леса».

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. Для того, чтобы понять суть этого закона, необходимо ознакомиться со следующими терминами: тезис – объект в начале развития; антитеза – дальнейшее развитие тезиса, его «отрицание»; синтез – дальнейшее развитие тезиса, содержащее черты как тезиса, так и антитезы, повторное «отрицание», отрицание – новое качество.

В соответствии с третьим законом диалектики развивается все живое. Сажаем в землю, например, зерно. Зерно – это тезис, объект в начале развития. Пройдет определенное время, и из этого зерна вырастит стебель – антитеза. Стебель как бы отрицает зерно: он на него не похож. Но в тоже время является продолжателем зерна. В качестве синтеза будут выступать колосья: они содержат в себе элементы тезиса (зерна) и антитезы (стебля).

Таким образом, мы дали характеристику основным методам научного познания: эмпирическим, общетеоретическим, общефилософским.

 

Все изученные методы научного познания студенты ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» применяют в курсовых исследованиях. Например, при изучении устройства ГТУ – газотурбинных установок (компрессор, лопатки, ротор, статор, камера сгорания) – анализ и синтез. Изучение различные видов (модификаций) ГТУ – метод классификации. Сравнение ГТУ по мощности, по другим показателям – метод сравнения, компаративный анализ. Расчет себестоимость газа (с помощью формул) – метод формализации. Схема ГТУ – метод идеализации. Выявление причин снижение давления в газопроводе – такие методы как измерение, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Изучение принципа работы ГТУ – диалектический метод. Изучение лопатки статора на предмет коррозии и прочности – метафизический метод.

Если студент отделения транспорта, хранения и переработки газа ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» исследует компрессор как часть ГТУ, то объектом изучения будет ГТУ, а предметом – компрессор. Изучая принцип работы ГТУ, как компрессор, лопатки, статор, ротор взаимосвязаны между собой, какие узлы они образуют, студент применяет диалектический метод. Когда преподаватель по ГТУ показывает, как выглядит лопатка, какой она формы, длины, из какого материала сделана, он применяет метафизический метод исследования.

Таким образом, все методы научного исследования не только взаимосвязаны, но и широко применяются в учебно-исследовательской деятельности.

Подведем итоги. Методы – это способы познания, состоящие из определенных правил и процедур. Методы делятся на ненаучные и научные. К ненаучным методам относят метод шизоанализа С. Дали, художественный метод исследования А.И. Солженицына. Научные методы познания подразделяют на эмпирические, теоретические и общефилософские. Научные методы не представляют собой параллельных прямых, они пересекаются, как в научном исследовании, так и в любой творческой, познавательной, учебной, исследовательской деятельности. Например, метод сравнения связан с анализом, синтезом, классификацией, абстрагированием, индуктивным умозаключением.

Методология играет большую роль в жизни человека, так как разнообразные способы познания мы применяем не только в исследовательской деятельности, но и в обыденных практиках.

Мы изучили основные разделы философии – онтологию, гносеологию и связанные с ними методологию и логику. Рассмотрели онтологическую, гносеологическую, методологическую проблематику. Мы узнали, что бытие, материя, сознание, познание не только взаимосвязаны между собой, но и имеют системный характер.

Вопросы и задания:

1. Что такое методология? Что изучает данный раздел философии? С какими разделами философии он связан? Что эти разделы изучают?

2. Какие методы ненаучного познания вам известны? В чем состоит суть метода шизоанализа С. Дали и метод художественного исследования А.И. Солженицына?

3. Изучите с помощью Интернета картину С. Дали «Лицо войны». Какова ее композиция? Из каких художественных образов состоит эта картина? Что эти образы обозначают? Как вы понимаете эту картину? Какие методы познания (конкретно) вы применили в исследовании этой картины? Свой о ответ аргументируйте.

4. Чем ненаучные методы познания отличаются от научных методов познания?

5. Что представляет собой познание с точки зрения процессуального подхода? Какие этапы можно выделить в познавательной деятельности человека?

6. Что такое проблема и гипотеза? Как эти понятия связаны друг с другом?

7. На какие виды делятся гипотезы? В чем различие между верифицируемыми и неверифицируемыми гипотезами?

8. Что такое верификация? Чем концепция отличается от теории? Что общего между ними?

9. Применяли ли вы методологию научного познания в вашей жизни? С какими проблемами вы сталкивались? Какие гипотезы выдвигали по их разрешению? Смогли ли их верифицировать? Что получилось в итоге: концепция или теория?

10. Что такое эмпирические методы познания? Какие методы эмпирического познания вам известны? Какие эмпирические методы познания вы применяли в жизни? Ответы дайте в развернутой форме.

11. Что такое теоретические методы познания? Какие методы теоретического познания вам известны? Какие теоретические методы познания вы применяли в своей жизни? Ответы дайте в развернутом виде.

12. Какие общефилософские методы вам известны? Чем они отличаются друг от друга?

13. Как вы применяли метафизический и диалектический методы познания бытия в своей жизни?

14. Приведите свои примеры трех законов диалектики

15. Когда и как применяли вы эмпирические методы познания, обучаясь в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»?

16. При каких обстоятельствах вы применяли теоретические методы познания, обучаясь в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»?

17. Приведите примеры применения общефилософских методов познания при изучении учебных дисциплин в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».

18. Как связана методология как раздел учебной дисциплины «Основы философии» с корпоративным образованием ПАО «Газпром»?

19. Что вы нового узнали из этой лекции? Какие знания, полученные в результате изучения методологии, вам пригодятся в дальнейшей вашей в жизни, в работе ПАО «Газпром»?

20. Как вы понимаете высказывание Гераклита «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «все течет, все изменяется», «болезнь делает сладостным здоровье»? Какой философский метод отражают эти высказывания: диалектический или метафизический? И если они отражают диалектический метод, то какие законы диалектики они содержат?

21. Представьте себе, что вы пошли в магазин за молочными продуктами. Какие методы познания вы будете применять в магазине? Разработайте критерии сравнения продуктов. Ответ свой аргументируйте, дайте в развернутой форме.

22. Представьте себе, что вы едите на автомобиле. Какие методы познания вы будете применять в процессе управления данным транспортным средством? Ответ аргументируйте, дайте в развернутой форме.

23. Токарь стоял и работал за станком. Он не соблюдал ТБ. В результате ему оторвало руку и он стал инвалидом. Какой закон диалектики применим к философскому анализу этой ситуации?

24. Что схожего и что различного между методами наблюдением и экспериментом? Чем включенное наблюдение отличается от невключенного наблюдения? В чем сходства и отличия между инсайдером и экспертом? Применяли ли вы методы наблюдения и эксперимента? Выступали ли в роли инсайдера, эксперта? Приведите примеры, ответ аргументируйте.

25. Что схожего и что отличного между методами индукции и дедукции, анализа и синтеза? Применяли ли вы эти методы в своей жизни? Приведите примеры, ответ дайте в развернутой форме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: