Песенный репертуар. Основание выбора темы




Песенный репертуар

1. Ӟазег уя, ӵӧж уя (Гусь плавает, утка плавает) – игровая. Исполнялась детьми в свободное время. Записана в 2018 году в деревне Лудорвай Завьяловского района; исполнила Борисова Анфиса Павловна 1935 года рождения.

2. Ӟеч ивор но кылӥськиз (Хорошую новость услышали) – сюан гур (свадебный напев). Исполнялась родственниками жениха (сюанчиос) при подходе к дому невесты. Записана в 2018 году в деревне Лудорвай Завьяловского района; исполнила Борисова Анфиса Павловна 1935 года рождения.

3. Чиль, чиля но чилялоз (Блестит, блестит да переливается) – лирическая песня. Исполнялась в любой ситуации. Записана в 2018 году в деревне Лудорвай Завьяловского района; исполнила Борисова Анфиса Павловна 1935 года рождения.

4. Суда балык йөзәдер лә (Рыбы, в воде плавающие) – лирическая песня керэшен (крещёных татар). Исполнялась в любой ситуации. Записана в 2019 году в городе Ижевске; исполнила Гузель Сахабутдиновна 1950 года рождения.

5. Когда б имел златые горы – лирическая песня. Исполнялась во время празднеств, также могла исполняться на проводах в армию. Записана в 2016 году в городе Ижевске; исполнила Данилова Вера Петровна 1951 года рождения.

  1. По диким степям Забайкалья – романс. Исполнялся во время празднеств и значимых событий. Записан в 2016 году в городе Ижевске; исполнила Данилова Вера Петровна 1951 года рождения.

 

 

Тема: Передача традиций в современной семье.

Сверхзадача: Показать, насколько важно знать своё, родное, что было «до»; насколько силён человек, знающий это.

Основание выбора темы

"Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро."

Василий Сухомлинский

Я взяла этот материал потому, что это важно для меня и для всего мира. Общечеловеческая проблема забывания своих корней уже возведена в норму, ярко она проявляется и в моей стране. Это можно легко увидеть, если спросить людей молодых и людей среднего возраста о прошлом их семьи. "Есть ли у вас традиции в семье? Откуда они взялись, если таковые есть, кто их соблюдал и передал вам?", "Какой национальности были ваши предки? Откуда они пришли? Какие песни они пели?", "Кем были ваши прабабушки и прадедушки?". На эти и некоторые подобные вопросы мне не давали ответа. История пишется победителями, но наш народ проигрывает, ведь он забывает свою историю.

Почему так произошло? Из-за определённых исторических событий. По поводу этого механизма удачно выразилась психоаналитик Мария Тимофеева: «Знать свое прошлое было смертельно опасно. Забвение стало механизмом выживания».

Политика страны в отношении культуры и национальностей была весьма поверхностной, картинной, унифицирующей. В графе "национальность" всё чаще и чаще писали "русский(ая)" представители не только малочисленных народов, но и больших, многочисленных. Сцены и эстраду наполнили псевдонародные исполнители. Когда-то народные хореография и песни доводились до практически академических шаблонов. Людей поэтапно отделяли от их аутентичной культуры. Лишаясь её, люди забывали историю их семей и родОв. Люди становились похожими друг на друга, удобными. Теперь их потомки хают любого, кто критически относится или выставляет в каком-либо неприглядном свете эти обезличивающие времена, происходящие события и власть. Лишь единицы могут отбросить идеологическое воспитание и вернуться к своим истокам.

"Чувство достоинства может процветать только в атмосфере, где оцениваются индивидуальные различия, допускаются ошибки, общение открыто, а правила гибкие. Это атмосфера, которая встречается в воспитанном семействе."

Вирджиния Сатир

 

Не зря говорят: Как сильно дерево стволом и корнями, так силён и человек, знающий свою семью, своих предков. Люди начинают осознавать, что знать историю своей семьи - важно. Возобновляемые традиции и новообретённые ценности улучшают жизнь человека, дают ему понимание того, сколько человек жило до него, жило для него, чтобы жил он и чтобы жизнь продолжалась. Это понимание преобразуется в чувство защищённости, является внутренним стержнем многих людей. Также оно является и началом любви к Родине, ведь любая родина начинается с самого родного - семьи.

Время забвения постепенно проходит. Теперь сложность предстаёт другая: где человеку, которого его предки отрезали от их прошлого, найти сведения об этом прошлом? Один из путей - исследование и реконструкция аутентичных песен молодыми исполнителями, привлечение к фольклору большего количества людей.

В своей работе с помощью песен трёх народов Поволжья я реконструировала образы своих предков, выразила все собранные мною данные о моей семье, о трёх национальностях, наиболее проявившихся в ней. И я верю, что такая заинтересованность в изучении истории своих предков станет положительным и заразительным примером для тех, кто воплотит или увидит эту концертную программу.

Сценарий программы

Эпизод «Жили-были»

На экране слайд №1, на котором написано: «Концертная программа «Семейные песни» по фольклорно-этнографическим материалам Завьяловского района и города Ижевска Удмуртской Республики»

Свет потихоньку загорается, появляется рассказчик.

Рассказчик: Жили-были мои родные …. Родные люди… мои предки. Разные, сильные, талантливые. Много их было до меня, многих я не застала в жизни, но я застала их в воспоминаниях… сказках, рассказах, песнях, ценностях и традициях… передаваемых из поколения в поколение в моей семье. О них я решила узнать. О том, откуда пошёл мой род? Об этом и хочу поведать вам».

На экране Слайд №2 - фотография моей семьи сейчас. Исполняется наигрыш на узьы гумы. Свет потухает.

Слайд №3 – gif 1 «Дом» на заднике

Cлайд № 4 – "Беззвёздное небо"

(фото дома рассказчика с пригорка, ракурс переходит на небо – оно без ярких звёзд, только далёкие звёзды видно белыми точками).

Рассказчик: Как далеки эти звёзды, мерцают, горят... Сразу не заметишь. Так и я далека, как от звёзд, от своих предков. Не о всех ещё я знаю…

 

2 Эпизод «Мошонкины»

На сцене лавка, стол. На столе – кружева, часы. Рассказчик садится на лавку.

Рассказчик: Дальше всего в прошлое я ушла в изучении рода моей матери, удмуртской его стороны. Известная нам история началась с Мошонкина Игната, удмурта, и Ксении Елизаровны, его полурусской-полуудмуртской жены с села Чутырь Игринского района. Бабушка Сима, как её ласково звали в семье, передала моей матери рецепт открытого пирога с малиной, который печётся лишь на Рождество и Великий день, Пасху, и чудесные кружева, которые украшают наш дом и сейчас. Ещё есть часы, которые исправны и звонко тикают, и будильник на них завести можно - звонят...

На экране слайды № 5, 6 и 7

Плавно загорается яркий свет. За кулисами раздается ребячий шум - считалки, смешки, переклички.

Девочка -1 (за кулисами): Лена-пена, пен пена, куата пуйы, копейка. (Лена-пена, пен-пенна, мешок капризов, копейка)

Девочка-2 (за кулисами): Ма-а-ар? (Что?)

Из-за левой кулисы выходят, выбегают девчата и парень (участники фольклорного ансамбля «Сорока»)

Девочка-1: Мар-куар, куака кар, ӧд ке вала – котьма кар. (Что-лист, воронье гнездо, если не понял – хоть что делай.)

Девочка-3: Ток-ток, молоток, милям Лена небыльток. (Ток-ток, молоток, наша Лена недотёпа.)

Девочка-4: Васьлей-пасьлей, пась ыштан, гоно куко кучыран. (Васьлей-пасьлей, дырявые штаны, сова с волосатыми лапами.)

Девочка-1: Ачиз лапег, куказ сапег, бызе, мынэ, погыра. (Сам маленький, на ногах сапожки, бежит, идет, падает.)

Мальчик: Ну-ка, нылъёс, тырмоз! Шудон кутскиз ни! (Ну-ка, девчонки, хватит! Игру уже начали!)

Играют «Ӟазег уя, ӵӧж уя» (Гусь плавает, утка плавает).

Играющие встают парами в ручеёк, берут пару за руку, поднимают руки в положение «воротики». Остаётся один человек без пары, который встаёт спереди ручейка. Он проходит под руками до конца ручейка, выбирая себе в пару любого понравившегося человека, знакомясь с ним. В ходе игры пропеваются имена выбирающего и выбираемого. Тот, у кого забрали пару, встаёт на место водящего и игра продолжается.

Ручеёк (за пять-шесть рефренов) перетекает вправо, к правой кулисе. С той стороны (из правой кулисы) слышны молодёжные разговоры и шутки. Выходит молодёжь.

Девочка-1: Ой, сюанчиоз лыкто! (Ой, свадьба идёт!)

Молодёжь запевает Ӟеч ивор но кылӥськиз (Хорошую новость услышали)

Дети некоторые присоединяются, некоторые стоят и смотрят. Рассказчик с хлебом с маслом и по:сятэмом встречает молодёжь, которая двигается к столу. Идут радостные, весёлые!

Свет гаснет.

Слайд №8 – gif 2 "Две звёздочки" (Фото тёмного, беззвёздного неба, на котором загораются 2 звёздочки). Свет медленно включается на скамейке с рассказчиком.

На экране слайды №9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23

Рассказчик: Мошонкин Виктор Игнатьевич, сын Симы и Игната, родился уже в Ижевске, вырос, женился на Печёнкиной Руфине Карповне из деревни Губино Воткинского района. Она не хотела выходить за него, не считала и в старости свой брак счастливым. А перед свадьбой моей мамы она отдала ей своё обручальное кольцо, сказала ей тепло «Юляша, это тебе, чтобы жизнь сложилась, чтобы всё у тебя было хорошо, хорошо замуж вышла».
Сын Руфины и Виктора, Анатолий – мой дед, отец моей матери, он различал и подражал голосам всех лесных птиц. Он передал это маме, а мама передала всё это мне.

Из-за кулисы выходят две девушки, садятся рядом с рассказчиком на лавочку. Рассказчик запевает «Чиль, чиля но чилялоз» («Блестит, блестит да переливается»), её подхватывают.

Свет потухает.

На экране слайд №24 – gif 3 "Шесть звёзд" – на небе рядом с двумя яркими звёздами загораются ещё четыре – 6 звёзд.

Эпизод 3 «Хаматовы»

Рассказчик: История моего отца увела меня к башкирским и татарским корням. А вышло это так…

На экране слайды №25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 и 32

Рассказчик: Давным-давно жил мой прапрадед, Хамат, основатель фамилии. Сам он был с Крыма, но во время гонений крымских татар отправился к дальним родственникам в Казань. Его сын – Димий – после приехал уже в Ижевск, женился на местной татарке с красивым именем Зейнап, она была умной и образованной девушкой, могла переводить Коран с арабского на родной язык.

Димий очень хотел защищать Родину в период ВОВ, поэтому решил во что бы то ни стало отправиться на фронт. А на перроне ему сообщили, что у него родился сын – Рафис, мой будущий дед, бабай. В то время нельзя было отправлять на фронт, если оставалась жена с единственным ребёнком. И его отправили домой. Он защищал и семью и Родину свою в тылу.

Хорошо жили: Димий – прекрасный гармонист и певец, Зейнап – умная, хозяйственная. А когда и у Рафиса появился сын – как они внука обожали и нежили!.. Ещё бы: улымчик, маленький внучок, сыновний первенец! И избранницу своего внука, мою маму, тоже любили, относились очень тепло.

Рассказчик исполняет песню «Суда балык йөзәдер лә» («Рыбы, в воде плавающие»).

Выходит гармонист, играя весёлый наигрыш. Рассказчик подыгрывает на курае; начинает пританцовывать, переходит на сольную пляску.

Рассказчик возвращается на скамеечку, гармонист уходит. Свет остаётся только на рассказчике.

На экране слайды № 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 и 46

Рассказчик: Рафис вырос, окреп, получил образование и женился на моей абике, бабушке то есть – башкирке Венере. Отец её, Садык, был управляющим колхоза. Задолго до рождения моего отца умер. Имени её матери я не знаю, мой папа запомнил её «кортыйкой» - бабушкой, старушкой. Дочь их, Венера, первоклассная мастерица, шила, вязала, стряпала – одевала и кормила всю семью. Жалко только не пела. А ещё она была модницей, вся семья выглядела как «с иголочки». И мне в наследство она оставила швейную машину, сундучок этот, да жемчужное ожерелье и серьги. Многие мне говорят, что я очень на неё похожа, даже те люди, что с ней работали.

Свет потухает, пока рассказчик играет татарский наигрыш на курае, переходящий уже ясно в «По диким степям Забайкалья ».

На экране слайд №47 – gif 4 "14 звёзд" – на небе 6 звёзд, к ним добавляются ещё 8.

Эпизод 4 «Даниловы»

На экране слайды №48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56 и 57

Рассказчик: Моя бабушка, Данилова Вера Петровна, о своей семье мне говорила так: «Мои родители были рабочие люди, мамочка учительствовала, воспитанница детдома с 10 лет, она с района Ярского, Яра. Папа мой был… я родилась, когда мамочке моей было 47 лет, а отцу-то было 55. Так что я отца знаю немного, я с ним прожила всего восемь лет… Ну я помню, что в детстве любил меня… Любил. Да, да. Слова говорил, на ручки меня брал… Давал мне рубль! Чтобы я ходила на базар и купила семечек.

Тяжёлое они застали время, война. А после войны из районов была вербовка на металлургические заводы в Ижевск. Сразу обеспечивали людей жильём, дают пособие – на каждого по 500 рублей. Это было такое счастье, такая радость! После всех военных лет, после скитания по квартирам – и вдруг иметь своё жильё. И мамочка приехала в город с двумя моими старшими сёстрами, где встретила моего отца. На заводе. Мамочку мою звали Мария Ивановна Данилова, а папочку моего звали Пётр Семёнович Лисин. Он – русский, я в него пошла. Отец родился у меня в XIX веке, 1896 год. Раз Пётр – значит, родился летом, когда были петровские праздники. А мамочка у меня была 1904 года, 13 июня по старому стилю.

Когда у мамочки был день рождения – все собирались, сёстры с семьями приходили. Мамочка с утра уже была в белом передничке, белый платочек у ней повязан шапочкой, даже сзади расправляла! – повязан назад. Она стряпала в этот день, в этот день всегда у нас было пирожки с луком с яйцом, с мясом, шаньги. А пели… Ну, не все пели. Эти песни мы пели с тётушкой Зиной, то есть сестра отца, я и мама. А одну песню пел мой отец – «Когда б имел златые горы», эту песню можно записать в красную книгу, она – на все века и времена.

На экране слайд №58

Свет медленно-медленно загорается, выносят скамьи. Выходит фольклорный ансамбль «Сорока» и Данилова В.П., запевают песню «Когда б имел златые горы».

Свет чуть приглушается, остаётся только на передней части сцены.

Рассказчик: – Теплее мне от того, что я знаю этих людей, от этих звёзд. Вместе с тем, что мне оставили предки, ко мне пришёл их свет, их тепло и любовь. Говорили они на разных языках, но все – о жизни и для жизни. Пели о разном, но была одна песня, которую знали и удмурты, и русские, и татары, особая песня, объединяющая нас всех.

На экране слайд №59

Все встают в полукруг, поют песню «По диким степям Забайкалья».

Свет потухает полностью.

На экране слайд №59 – всё родовое древо.

На экране слайд №60 – Gif 5 "17 звёзд" – на небе по центру загораются ещё 3 ярких звезды.

На экране слайд №61 – Gif 6 "Звёздное небо" – Рядом с 17 яркими звёздами множество более далёких, мелких звёздочек-предков, о которых я ещё не знаю, но всё равно люблю.

На экране слайд №62 - Gif 7 – со звёздного неба ракурс переходит на мой маленький, уютный дом с тёплыми рыжими окошками.

На экране слайд №63, 64 и 65.

"Ас палзэ вунэтэм адями – йыромем адями" (кылтэчетъёсты удмурт)

- Люди, забывшие свою родину - заблудившиеся люди

(удмуртская пословица)

"Тамырлары нык булган агачны җил кисә алмый" (татар мәкале)

- Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит

(татарская пословица)

 

" Вся семья вместе, так и душа на месте"

"У крепкого дерева крепкие корни"

Русские пословицы.

 

 

Конец

 

 

Список использованных источников

Цитатница.ру: цитаты о семье и семейных ценностях (300 цитат); https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-o-seme-i-semejnyh-tsennostyah-300-tsitat

Воршуд: Пословицы, поговорки; https://vorshud.unatlib.ru/index.php/Пословицы,_поговорки

Ашкадарские Зори: "Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит";
https://ashkadarskie-zori.rbsmi.ru/articles/obshchestvo/derevo-u-kotorogo-krepkie-korni-veter-ne-valit-/

https://litra.pro/boljshaya-kniga-semejnoj-mudrosti/kollektiv-avtorov/read/5

«Удмуртский фольклор» (Долганова Лидия Николаевна, 1981)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: