СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ




КОНФЛИКТЫВ ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ

 

Конфликт - столкновение интересов.

Бывает внутренний и внешний.

Внутренний - внутри человека.

Внешний - между людьми.

 

Причины возникновения конфликтов:

- Несовпадение точек зрения

- Личная неприязнь

- Желание самореализоваться (самоутвердиться)

- Чтобы добиться цели

- Зависть

 

Причины возникновения конфликтов в лагере:

- Власть

- Любовь

- Самовыражение

- Социальные различия (национальные).

 

Виды конфликтов Возможные причины Пути решения конфликта
Вожатый - вожатый Разделение сфер деятельности, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей
  • четкое распределение профессиональных обязанностей между напарниками-вожатыми
  • всегда опираться в диалоге на позицию «мы», избегая позиции «ты-я»
  • изменение пары вожатых в отряде по сменам, предоставление возможности попробовать себя в разных социально-профессиональных ролях
  • везде и всегда помнить, что мнение может быть у каждого свое, и каждый имеет потребность быть успешным.
Вожатый – администрация разделение власти, неопределенность должностных обязанностей   ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ ВОЖАТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ?
  • Дисциплины
  • Благодарности от родителей
  • Быть в хорошем свете перед вышестоящими органами
  • Отдохнуть
  • Чтобы их не допекли проблемами
  • Сэкономить материальные ресурсы
  • Сохранности материальной базы
  • Хороших отношений
  • Преклонения.
ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЖАТЫЙ?
  • Организации быта и материальной базы;
  • Уважение как к коллеге
  • Чтобы не мешали, не вмешивались во время рабочего процесса
  • Психологической поддержки и одобрения
  • Поддержания авторитета вожатого перед детьми
  • Взаимной защиты
  • четкое знание своих функциональных обязанностей
  • обращение за консультацией к более опытным вожатым или методистам
  • объективный анализ ситуации, объективная рефлексия
  • компромиссный подход к разрешению ситуации
  • неагрессивное поведение во взаимодействии с представителями администрации.
  • наличие четких договорных отношений.
 
Вожатый - родитель Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Также родители любят по каждому поводу звонить вожатым в любое время дня и ночи. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта.
  • правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, не предъявлять сразу весь комплекс претензий, никогда не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка, выбрать позицию собеседника, который делится переживаниями по поводу поведения ребенка и готов совместно с родителями найти выход из сложившейся ситуации и т.д.)
  • четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне
  • правильно объяснить родителям суть сформулированных педагогических требований
  • привлекать в случае необходимости «независимого третьего лица» из администрации, не развивая при этом конфликт вширь, а совместными усилиями осуществляя поиск наиболее продуктивного решения.
Вожатый – ребенок превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия.
  • никогда не использовать «обобщение» (например, «Опять никто не выполнил мое требование!», «Ты никогда меня не слушаешь!» и т.п.), которое является мощным конфликтовозбудителем
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • создание положительного морально-психологического климата в отряде.
Ребенок – ребенок бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости
  • учить детей продуктивно разрешать конфликтные ситуации
  • как можно скорее остановить конфликт, развести противников в разные стороны
  • минимизировать число участников конфликта
  • максимально загружать разнообразной деятельностью воспитанников
  • своевременно разрешать мелкие недоразумения, не давая им возможности перерасти в конфликт
  • постараться найти возможность реализации каждому ребёнку
  • создать коллективу общую ситуацию успеха.

 

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 

1. Противоборство – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Принцип этого стиля: «Или все – по-моему, или совсем ничего».

+ + + Применение уместно, если:

§ Ситуация критическая и исход конфликта очень важен для вас;

§ Вы уверены в своей правоте, и правота значит для вас больше, чем развитие отношений;

§ Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем ваши оппоненты;

§ Вы обладаете сильной волей, достаточным авторитетом, властью.

- - - Применение неуместно, если:

§ Попытки сотрудничества еще не были предприняты;

§ Важно участие других и развитие отношений;

§ Слишком часто применяется;

§ Оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе.


2. Компромисс – стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.

Принцип этого стиля: «Я уступаю немного, если вы тоже готовы уступить».

+ + + Применение уместно, если:

§ Участие других важно, но времени недостаточно;

§ У сторон одинаково убедительные аргументы и равная власть;

§ Возможно промежуточное решение, так как другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными.

- - - Применение неуместно, если:

§ Творческий выход из положения совершенно необходим;

§ Последствия компромисса для вас неприемлемы.


3. Уступка – стороны действуют совместно, но при этом не пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания отношений.

Принцип этого стиля: «Все, что вы хотите…».

+ + + Применение уместно, если:

§ Дело вас практически не трогает или вы бессильны предотвратить действия вашего оппонента;

§ Важнее восстановление спокойствия и сохранение добрых отношений;

§ Вы осознаете, что правда все равно на вашей стороне;

§ Вы чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

- - - Применение неуместно, если:

§ В результате вы затаите ненависть;

§ Этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (результат – депрессия и потеря уважения к себе).


4. Избегание – если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон, либо стороны просто не желают тратить время и силы.

Принцип стиля: «Конфликт? Какой конфликт?».

+ + + Применение уместно, если:

§ Недостаточно времени и решения необязательны;

§ Нет реальной власти, но есть желание предотвратить действия другого;

§ Хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде, чем принять решение;

§ Считаете, что в конфликте участвуют трудные для общения люди – грубияны, жалобщики, нытики и т.п.

- - - Применение неуместно, если:

§ Само дело и развитие отношений для вас важны;

§ Применяется по привычке к большинству проблем (приведет к взрывам или замораживанию отношений);

§ Результат может стать неприятный осадок и отрицательные эмоции;

§ Люди нуждаются в конструктивном столкновении лицом к лицу.


5. Сотрудничество – наиболее трудная тактика, но и наиболее эффективная в конфликтных ситуациях. Преимущество – стороны находят наиболее приемлемое решение, превращаются из оппонентов в партнеров.

Принцип стиля: «Давайте посмотрим, как мы оба можем достичь того, чего хотим».

 

+ + + Применение уместно, если:

  • Сама проблема так же важна, как и отношения;
  • Позиции сторон хорошо известны и есть время и энергия на обсуждения;
  • Если каждый из подходов к проблеме важен, но не допускает компромиссных решений;
  • Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

 

- - - Применение неуместно, если:

  • Проблема маловажная и недостаточно времени;
  • Ситуация перегружена «разбирательствами»;
  • Стремления другой стороны неоправданны.
  • Способы успешного разрешения конфликта

 

Самый лучший способ – компромисс.

Ставьте себя на место другого человека.

Заключайте договоры с партнером.

Не затягивайте конфликт.

Результатом должны быть довольны обе стороны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: