КОНФЛИКТЫВ ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ
Конфликт - столкновение интересов.
Бывает внутренний и внешний.
Внутренний - внутри человека.
Внешний - между людьми.
Причины возникновения конфликтов:
- Несовпадение точек зрения
- Личная неприязнь
- Желание самореализоваться (самоутвердиться)
- Чтобы добиться цели
- Зависть
Причины возникновения конфликтов в лагере:
- Власть
- Любовь
- Самовыражение
- Социальные различия (национальные).
Виды конфликтов | Возможные причины | Пути решения конфликта |
Вожатый - вожатый | Разделение сфер деятельности, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей |
|
Вожатый – администрация | разделение власти, неопределенность должностных обязанностей
ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ ВОЖАТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ?
|
|
Вожатый - родитель | Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Также родители любят по каждому поводу звонить вожатым в любое время дня и ночи. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта. |
|
Вожатый – ребенок | превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия. |
|
Ребенок – ребенок | бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости |
|
|
|
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1. Противоборство – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Принцип этого стиля: «Или все – по-моему, или совсем ничего».
+ + + Применение уместно, если:
§ Ситуация критическая и исход конфликта очень важен для вас;
§ Вы уверены в своей правоте, и правота значит для вас больше, чем развитие отношений;
§ Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем ваши оппоненты;
§ Вы обладаете сильной волей, достаточным авторитетом, властью.
- - - Применение неуместно, если:
§ Попытки сотрудничества еще не были предприняты;
|
§ Важно участие других и развитие отношений;
§ Слишком часто применяется;
§ Оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе.
2. Компромисс – стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.
Принцип этого стиля: «Я уступаю немного, если вы тоже готовы уступить».
+ + + Применение уместно, если:
§ Участие других важно, но времени недостаточно;
§ У сторон одинаково убедительные аргументы и равная власть;
§ Возможно промежуточное решение, так как другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными.
- - - Применение неуместно, если:
§ Творческий выход из положения совершенно необходим;
§ Последствия компромисса для вас неприемлемы.
3. Уступка – стороны действуют совместно, но при этом не пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания отношений.
Принцип этого стиля: «Все, что вы хотите…».
+ + + Применение уместно, если:
§ Дело вас практически не трогает или вы бессильны предотвратить действия вашего оппонента;
§ Важнее восстановление спокойствия и сохранение добрых отношений;
§ Вы осознаете, что правда все равно на вашей стороне;
§ Вы чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
- - - Применение неуместно, если:
§ В результате вы затаите ненависть;
§ Этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (результат – депрессия и потеря уважения к себе).
4. Избегание – если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон, либо стороны просто не желают тратить время и силы.
Принцип стиля: «Конфликт? Какой конфликт?».
+ + + Применение уместно, если:
§ Недостаточно времени и решения необязательны;
§ Нет реальной власти, но есть желание предотвратить действия другого;
§ Хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде, чем принять решение;
§ Считаете, что в конфликте участвуют трудные для общения люди – грубияны, жалобщики, нытики и т.п.
- - - Применение неуместно, если:
§ Само дело и развитие отношений для вас важны;
§ Применяется по привычке к большинству проблем (приведет к взрывам или замораживанию отношений);
§ Результат может стать неприятный осадок и отрицательные эмоции;
§ Люди нуждаются в конструктивном столкновении лицом к лицу.
5. Сотрудничество – наиболее трудная тактика, но и наиболее эффективная в конфликтных ситуациях. Преимущество – стороны находят наиболее приемлемое решение, превращаются из оппонентов в партнеров.
Принцип стиля: «Давайте посмотрим, как мы оба можем достичь того, чего хотим».
+ + + Применение уместно, если:
- Сама проблема так же важна, как и отношения;
- Позиции сторон хорошо известны и есть время и энергия на обсуждения;
- Если каждый из подходов к проблеме важен, но не допускает компромиссных решений;
- Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.
- - - Применение неуместно, если:
- Проблема маловажная и недостаточно времени;
- Ситуация перегружена «разбирательствами»;
- Стремления другой стороны неоправданны.
- Способы успешного разрешения конфликта
Самый лучший способ – компромисс.
Ставьте себя на место другого человека.
Заключайте договоры с партнером.
Не затягивайте конфликт.
Результатом должны быть довольны обе стороны.