Мораль как регулятор социального поведения.




Тема лекции: Мораль. Основные принципы и нормы морали.

План лекции:

1. Понятие мораль.

2. Мораль как регулятор социального поведения.

3. Функции и принципы морали.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.

Понятие мораль.

Сегодня, мы с вами попробуем понять что такое мораль, как мораль влияет на регулирование социального поведения людей, какими принципами морали руководствуются люди.

Начнем с понятия морали. В этом нам поможет видео к уроку. Просмотрите видео к уроку, пройдя по ссылке:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4687/main/84700/

Мораль как регулятор социального поведения.

 

Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы — правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Соци­альные нормы конкретно предписывают, какие поступки долж­ны совершать люди в тех или иных ситуациях. Присущие социаль­ной норме общеобязательность, схематизм и типичность поведе­ния имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть действия людей в определенной ситуации.

Социальные нормы помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей и поэтому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусматривая ответственность в отношении на­рушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения лю­дей выражаются в определенной, понятной для большинства, фор­ме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закрепились в устной и письменной речи.

У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции. Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также про­исходило неодинаково. Например, рукопожатие как обычай при­ветствовать друг друга зародилось еще в период античности. Так, воин протягивал руку тому, к кому он был настроен доброжела­тельно, демонстрируя, что не вооружен. В бассейне реки Конго сложился обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться, стано­вились прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивая их перед со­бой. В Новой Зеландии, здороваясь, терлись носами. В Индии об­менивались поклонами, складывая руки на груди ладонями вверх. У племен, живущих на берегах озера Танганьика, хлопали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменивались рукопожатием.

Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, орга­низовать дело. А потому эти правила взаимоотношений людей ос­нованы на критерии прибыльности.

Социальными регуляторами поведения стали и семейные нор­мы — правила взаимоотношений в семье. Они могут очень разли­чаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции.

Политические нормы создаются на основе правил взаимоотно­шений людей в политике. Им следуют лидеры и члены политиче­ских партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организа­ции могут создаваться свои уставы, где прописаны права и обя­занности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно.

Корпоративные нормы — правила общественных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач. Например, общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения рыбной ловли, а его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные правила, которые учили состраданию, доброте, суп­ружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хо­чешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и т.д. формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие. В «Беседах на Евангелие» Иоанна Златоуста, константинопольского еписко­па (IV в.) сказано: «Нет ничего хуже зависти и ненависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей за неправедный образ жизни. Реализация религиозных норм часто сопровождается совершением каких-либо обрядов. Их назы­вают нормами ритуалов. Ритуалы могут иметь место и в других об­ластях жизни человека.

С давних времен человек стремился не только удовлетворить свои самые простые потребности (в пище, одежде), но и окру­жить себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к пре­красному, возникала культура одежды, быта, отношений друг с другом. И в современном мире существуют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в нормах этикета.

Давно доказано, что отступления от правил культуры поведе­ния ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Сред­ние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли ра­зобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидо­вать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого».

В систему социальных норм входят и нормы права — правила поведения, установленные и охраняемые государством. Они отли­чаются от других социальных норм формальной определенностью (они записаны в качестве общеобязательных для всех, кто оказал­ся в сфере их действия), наличием юридической ответственности за их неисполнение.

Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нрав­ственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. С самых давних пор человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В произведениях народного творче­ства сопоставлялись персонажи, олицетворявшие разные систе­мы ценностей: одни — плохой (жадный, злой, коварный), а дру­гой — хороший (добрый, благородный). Это ленивая дочка злой мачехи и скромная трудолюбивая падчерица, коварный старший сын и добрый младший и т.д. Практически все произведения заканчивались победой добра. Таким образом, фольклор помо­гал воспитывать у людей потребность в хорошем поведении. Пра­вила, регулирующие поведение людей в обществе и сформировавшиеся на основе уважаемых всеми ценностей, критерием для которых служат представления о добре и зле, и называют мо­ральными. Не всегда и не в каждом коллективе моральные нор­мы одинаковы.

В области морали, в формировании новых ценностей огром­ную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед и другие, обладав­шие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде мо­ральных заповедей, проповедей, умений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Мухаммед — арабской, Конфуций — китайской), предложив собствен­ную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур.

Практика показывала, что человек, не делающий добра, жи­вет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая нам изба­виться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию.

Одна из привлекательных особенностей характера человека — вежливость. Она играет важную роль в разрешении любого дела.

К нравственным категориям относятся понятия долга, совес­ти, гуманизма. Долг — это необходимость выполнения нравствен­ных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обла­дающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей. Совесть — это спо­собность соотнесения своих поступков с общепринятыми норма­ми морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. Гуманизм — это признание человека как личности и его блага высшей ценностью. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те каче­ства, которые объединяют людей.

Если каждый человек будет придерживаться общих нравствен­ных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество прибли­зиться ко всеобщей гармонии.

Функции морали

Какова же социальная роль морали, т. е. каковы её основные функции?

Здесь можно назвать основные функции морали: регулятивную, оценочную, воспитательную, так же контрольную и интегрирующую.

Регулятивная функция одна из главных. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Несмотря на то, что в обществе существуют различные способы регуляции: правовой, технический и др., моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Здесь не нужно создавать какие-то специальные органы или учреждения, моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе.

Воспитательная функция формирует личность, концентрируя нравственный опыт человечества, делая его достоянием каждого нового поколения людей. Через нравственные идеалы и цели, мораль обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Она учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

И, наконец, оценочная функция позволяет морали рассматривать мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала. Все это, несомненно, способствует объединению людей, их развитию. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, благородства и низости и др. Конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Контрольная функция - контроль над выполнением норм со стороны общества (общественное осуждение) и самоконтроль со стороны личности.

Интегрирующая функция - поддержание целостности духовного мира человека, морально-нравственной основы всего общества.

Универсальные моральные принципы

1. Принцип талиона. В Ветхом Завете формула талиона выражена так: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду.

2. Принцип нравственности. Золотое правило нравственности можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Мухаммеда, Христа. В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Заповедь любви становится основным универсальным принципом в христианстве.

3. Принцип золотой середины представлен в работах Аристотеля: избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

4. Принцип наибольшего счастья (И. Бентам, Дж. Милль): каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред.

5. Принцип справедливости (Дж. Ролз): каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод; социальные и экономические неравенства должны быть устроены к выгоде неимущих.

Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал, который в основном понимается как человеколюбие.

Аморализм

В современном обществе в массовой культуре и через СМИ зачастую внедряется убеждение, что есть разная мораль, что-то, что ранее считалось аморальным, сейчас может быть вполне приемлемо и допустимо. Это свидетельствует о размывании строгости морального критерия, четкости и ясности в различении добра и зла. Утрата морали ведет к разрушению самой основы социальности, связей между людьми, законов и норм. В итоге рушится вся социальная система, незаметно и постепенно подточенная изнутри.

Аморальность связана с понятиями эгоизма, страсти и греха. Страсти (душевные, телесные) – это то, что ведет по пути, противоположному добродетели и самопознанию.

Чтобы общество прогрессировало в своем развитии, необходимы сплочение гражданского общества и его борьба с аморализмом во всех его проявлениях. Она должна вестись через воспитание, образование, духовное развитие, убеждение и просвещение. Насилие невозможно в сфере морали, как невозможно добро с кулаками, хотя оно должно быть активным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: