В основе обоснования управленческих решений лежит маржинальный метод, который позволяет выбрать наиболее целесообразный вариант и в практической деятельности:
· рассчитать маржинальную прибыль (маржинальный доход);
· определить пороговую выручку (точку безубыточности);
· установить нижнюю границу цены товара, работы, услуги (цену безубыточности) в случаях снижения спроса на продукцию предприятия или с целью увеличить свою долю на рынке, перекрыть конкурента;
· рассчитать прибыльность различных видов продукции, а также обосновать ряд других расчетов, которые приходится повседневно решать специалистам предприятия.
Основное преимущество маржинального метода учета состоит в том, что на себестоимость продукции списывают не все затраты на производство, а только переменные затраты (их еще зачастую называют производственными). Постоянные затраты, которые называют также периодическими, списывают непосредственно на уменьшение прибыли от реализации продукции.
Постоянные затраты связаны с функционированием предприятия в целом как хозяйственного субъекта, с решением всех вопросов производственно-хозяйственной деятельности (сбытом, рекламой, управлением, планированием и т. п.).
Маржинальный метод (или метод безубыточности) предполагает деление всех затрат предприятия на постоянные и переменные. При этом исходят из следующего:
· сумма постоянных затрат не меняется от изменения объема производства (реализации) продукции;
· сумма переменных затрат зависит от изменения объема производства (реализации) продукции.
Маржа — переменные затраты, сумма которых зависит от изменения объема производства (реализации) продукции.
|
К постоянным относятся затраты на содержание управленческого персонала, амортизация, арендная плата, суммы процентов за кредит, затраты на подготовку кадров, затраты некапитального характера, услуги сторонних организаций и некоторые другие.
К переменным относятся затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, воду, заработную плату производственных рабочих, отчисления ЕСН и др.
Маржинальные затраты – это дополнительные затраты, когда производится еще одна единица продукции. Такие затраты рассчитываются не на весь выпуск, а на единицу продукции.
Маржинальные затраты обычно различны при разных объемах производства. Они уменьшаются с увеличением выпуска продукции.
Критическая цена продукции - цена, позволяющая предприятию, производящему продукцию, лишь покрывать свои издержки.
Такая цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность — нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Суть расчета критического уровня постоянных затрат состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая будет равна маржинальной прибыли при заданном (возможном) объеме продаж, цены и уровня удельных переменных затрат. При такой критической сумме постоянных затрат организация не будет иметь прибыли, но не будет и в убытке. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации будет невозможным покрыть данные затраты за счет маржинальной прибыли.
Например, цена изделия 50 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции 30 тыс. руб., возможный объем производства продукции 5000 ед. Требуется определить критический уровень постоянных издержек: Т = Н/(Ц - V) = 5000 (50-30) =100 000 тыс. руб.
|
При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки. Проверить этот тезис можно, рассчитав критический объем продаж: Т = Н/(Ц - V)= 100 000/(50 - 30) = 5000 шт.
Предприятие должно произвести и реализовать 5000 изделий, чтобы покрыть постоянные издержки в размере 100 000 тыс. руб. Если же сумма издержек будет выше, а увеличить объем продаж нет возможности, то предприятие окажется в убытке, частично "проест" свой капитал.
Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Определение критической суммы переменных затрат на единицу продукции.
Для предприятия важно заранее знать минимально допустимую, или критическую, сумму переменных затрат, приходящихся на единицу продукции. Это позволяет более обоснованно формировать объемы производственных запасов сырья, материалов, топлива, выбрать оптимальные объем и сроки поставки, цену и т. п.
Маржинальный анализ позволяет рассчитать критическую сумму переменных затрат на единицу продукции. При этом предприятие может выбрать различные варианты объема реализации (РП), цену (Ц) и сумму постоянных затрат (Зпост) на весь объем реализации для получения некоторой (ожидаемой, предполагаемой) суммы прибыли (Пож).
|
Критическая сумма переменных затрат на единицу продукции (КСпер. ед) определяется по формуле: КСпер. ед = Цед – ((Зпост + Пож) \ РП)
Пример 1: Исходные данные: Цед = 1500 руб., Зпост = 1800 тыс. руб., Пож = 3100 тыс. руб., РП = 5000 т.
Определим КСпер. ед: 1500 – (1800 + 3100) / 5000 = 1500 – 980 = 520 руб.
Проверим правильность выполнения расчетов:
1.Зпер. ед = 520 руб.
2. Зпост. ед = Зпост / РП = 1800 тыс. руб. / 5000 т = 360 руб./т.
3.Пож на единицу измерения 1 т = Пож / РП = 3100 тыс. руб. / 5000 т = 620 руб.
4.Цед = Зпост. ед + Зпер. ед + Пож. ед = 360 руб. + 520 руб. + 620 руб. = 1500 руб.
Исходя из своих возможностей, каждое предприятие самостоятельно выбирает наиболее приемлемый для него вариант и формирует свои постоянные и переменные затраты, размер прибыли, цену реализации и объемы продаж. Эти расчеты имеют большое значение при выборе наиболее приемлемого варианта текущего и стратегического развития предприятия.
Наличие заданного объема продаж, постоянных и переменных затрат на единицу продукции позволяет предприятию сформировать минимальный, или критический, уровень цены реализации (Ц min).
Минимальная цена реализации определяется по формуле: Ц min = (Зпост \ РП) + Зпер. ед
Пример 2: Исходные данные: Зпост = 1800 тыс. руб., РП = 5000 т, Зпер. ед = 520 руб.
Определим Ц min: 1800 / 5000 + 520 = 360 + 520 = 880 руб.
Минимальная цена равна полной себестоимости продукции, то есть Ц min = Зпост. ед + Зпер. ед, прибыль и рентабельность равны нулю.
Если предприятие будет реализовывать продукцию ниже минимального уровня, то оно окажется убыточным.
В практической деятельности при принятии ценовых управленческих решений предприятие должно руководствоваться долгосрочным и краткосрочным нижним пределом цены, то есть минимальным размером цены.
Долгосрочный минимальный размер цены — это цена, которая минимально покрывает полную себестоимость продукции (работ, услуг), то есть затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
Краткосрочный минимальный размер цены — это цена, которая покрывает лишь переменные затраты на производство. При этом маржинальный доход (постоянные затраты и прибыль) равен нулю.
Если предприятие формирует цену реализации, то к полным затратам следует добавить желаемую прибыль. В тех случаях, когда нет информации о прибыли, расчет можно вести по маржинальному доходу, который определяется по формуле: МД = Зпост + Пож.
Пример 3: Используем данные примера 2.
Сначала определяем сумму МД: 1800 тыс. руб. + 3100 тыс. руб. = 4900 тыс. руб.
После этого рассчитаем сумму маржинального дохода на единицу измерения (МДед) по формуле: МДед = МД / РП.
Определим для данного примера МДед:= 4900 / 5000 = 980 руб./т.
Определим цену реализации с ожидаемой суммой постоянных затрат и прибыли: Ц = МДед + Зпер. ед = 980 + 520 = 1500 руб./т.
Если по этой цене трудно реализовать продукцию, то предприятие само решает, за счет чего можно снизить затраты.
Практика свидетельствует, что наиболее значимые снижения достигаются за счет снижения переменных затрат (более рациональное использование сырья и материалов, правильное их хранение; лучшее использование рабочего времени; рост производительности труда; применение новых технологических решений и т. п.).
Если все эти меры не позволяют снизить затраты, то предприятие вынуждено снижать прибыльность своей продукции и предприятия в целом.
2. Домашнее задание:
- составить краткий конспект по пройденному материалу,
3. Отправить выполненную работу преподавателю.
Критерии оценки конспекта:
• содержательность конспекта, соответствие плану;
• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
• соответствие оформления требованиям;
• грамотность изложения;
• конспект сдан в срок.
Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц;
Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы;
Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц;
Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.