Бориса Георгиевича Могильницкого




Лекция – напутствие

Декана Исторического факультета Томского Государственного Университета, профессора, доктора исторических наук

Бориса Георгиевича Могильницкого

 

Последний звонок. 4 января 1981 года. Главный корпус.

Пятый курс ИФ ТГУ.

Хотелось бы сказать, что мы думаем о вас, студентах. Мы, преподаватели, можем смело смотреть вам в глаза, ибо мы честно, искренне старались передать вам знания.

Вы за эти годы прикоснулись к великой книге, которая называется История, которая ещё не вся написана. Это прикосновение к истории, знакомство с ней определит вашу жизнь.

Вы выходите в мир в сложные 1980-е годы. Эти годы будут очень сложными, со многими неясностями. Но совершенно ясно, что эти годы будут нелёгкими. В эти годы жить и работать можно, имея какое-то целое, веру. Мы думаем, что убедили вас в значении истории, в жизненности марксистско-ленинского убеждения. Служение идеалу будет нас облагораживать, вести по верной дороге.

В этой жизни очень важно себя сохранить как личность. Не просто ради удовлетворения каких-либо потребностей. Наша с вами профессия одновременно сложная, но в тоже время и благодарная, так как она позволяет увидеть это целое, часть этого целого.

Многое забывается, но остаётся та связь времён, которая собственно и породила науку. Связь, которая помогает понять не столько прошлое, сколько настоящее, понять насколько мы связаны с наследием человечества, понять нашу ответственность за судьбу мира, за судьбу людей. Чувство ответственности за это, определяется жизненным поведением каждого из нас. И в большой степени это чувство ответственности должно быть присуще историку, ибо он живой носитель этой связи времён. Эта связь во многом имеет значение воспитательное. Как мы преподаём, чему мы учим человека?

Недавно была опубликована в журнале «Дружба народов» повесть Владимира Тендрякова «Шестьдесят свечей». У главного персонажа повести, учителя истории, отработавшего в школе 40 лет, после празднования 60-летнего юбилея происходит переоценка ценностей.

Учитель дал классу задание написать сочинение на тему «Иван Грозный». Проверяя тетради, он видит, что все ученики написали одинаково: «Иван Грозный – жестокий, но справедливый». И даже один ученик, «вольнодумец», тоже так написал. Но одна работа в классе отличалась от других одинаковых. Ученица написала «антиивановское» сочинение, в котором отрицает прогрессивность деятельности Ивана IV. Как думает учитель по Костомарову. Он зачитывает это сочинение перед классом. Все ученики оценивают Ивана IV как прогрессивного деятеля и пишут, что «ничего не значит несколько повешенных стрельцов». Учитель размышляет, что не это же определяет значение деятельности Ивана Грозного. Его поразила мысль: «Почему мы детей не учим добру?». Он убеждён, что дети всё оправдывают ради необходимости, даже жестокость.

Учитель понимает, что уроки истории должны учить доброте, справедливости. Может наиболее важное, что может дать учитель истории в гражданском воспитании человека – это воспитать добро. Ибо история, как ни какая другая наука может это дать. История делает уроки особо восприимчивыми, уроками добра. Речь идёт не о добре вообще, абстрактно гуманистическом, а о нашем советском понимании добра.

И здесь я хотел бы повторить то, что история – коллективная память человечества, но память часто злая и несправедливая. Мы знаем Герострата, но не знаем, кто построил храм. Но это относится и к временам более близким.

Собственно марксистская наука, впервые поставила перед собой задачу создания истории народа, истории созидателей, а не только выдающихся личностей. Не просто народ как безликая масса, речь идёт о конкретных людях.

Очень значимо то великое движение, которое развёртывается в стране по сохранению исторической памяти. Это и память фронтовика, воевавшего под лозунгом: «За Родину! За Сталина». Это и память о фронтовиках, так как «никто не забыт и ничто не забыто». Эта память и есть история народа, новая история народа, история всех созидателей, творцов. И хотелось бы, чтобы выпускники университета приняли участие в этом важном движении. Всё это имеет не утилитарное значение, а более широкий смысл, когда в истории остаются те, кто её делал.

Изучение истории жизненно необходимо человеку. Мы выбрали неумирающую профессию, которая будет существовать столько, сколько существует человечество.

Мнение, что история возникла с классами, и исчезнет с их исчезновением, это мнение спорное. История будет.

Конечно, связь с классами в классовом обществе существует. Это определяется и идеологией, и политикой классового общества. Значение истории определяется тем, что она является самопознанием общества. Это определяется в наиболее сознательных произведениях фантастов (Иван Ефремов «Туманность Андромеды»), там историк, один из главных героев. Высшее общество, ни чем не затуманенное, обращается к своим истокам. И, может быть, сегодня, в наше время, обращение к истории является важным и необходимым.

Наше время сложное и противоречивое, порой у некоторых создаётся впечатление, что «порвалась связь времён». В этих условиях необходимо заниматься историей.

Ибо отношение к истории – есть здоровье духа нации. В последнее время интерес к истории заметно возрастает. Здесь и празднование 600-летия Куликовской битвы, где отмечалось значение истории для современности.

Шестой съезд писателей РСФСР тоже подчеркнул необходимость бережного отношения к истории. Чувство историзма важно для нас и в воспитании. Нельзя по настоящему любить свой народ, не зная его истории, не чувствуя себя сопричастным с этой историей. Вот почему это воспитание историей, во многом определяет воспитание человека будущего и мир будущего.

В августе 1980 года в Бухаресте состоялся Конгресс историков, где главной темой было обсуждение темы воспитания подрастающего поколения на уроках истории. Всё это в целом и определяет место в мире вашей специальности, нашей с вами специальности. Это что касается общественного звучания истории.

В более узком смысле – история должна помогать нам уметь определять, какие ценности являются значимыми и определяющими, а что является мимолётным, случайным. Поэт Александр Блок писал: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Это очень непростое умение увидеть красоту мира. И одна из важнейших задач истории в том, что она учит этому, помогает отделить главное от второстепенного. Но эта красота не сусальная. Это «яростная красота», как писал Андрей Платонов, которая вытекает из борьбы.

Мир развивается по восходящей линии, это ярко показывает история. Но история вместе с тем учит, что этот каждый шаг оплачивается дорогой ценой, а порой и большой кровью. Этот вывод хочется, чтобы вы прилагали к своей деятельности, выйдя из стен университета. Можно предполагать, что вы столкнётесь с трудностями. И умение выходить из них – это главное качество для историка.

 

 

Записал Сергей Морозов:

студент группы 363 и группы 361 ИФ ТГУ,

выпускник 1981 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: