Тема: «Экономическая сущность налогов»
Раздел 4.2. «Налоговое законодательство»
Содержание:
1. Понятие налогового законодательства.
2. Предпосылки возникновения Налогового кодекса РФ.
3. Характеристика НК РФ (части 1 и 2)
4. Налоговые реформы.
1. Налоговое законодательство – внутренне согласованная система нормативных актов, устанавливающая в государстве определенный налоговый механизм. Оно регулирует взаимоотношения налогоплательщиков и контролирующих структур, основания возникновения налоговых обязательств, санкции за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета, уклонение или несовременную уплату налогов.
В узком понимании состоит из нормативных документов парламента уровня законов, в широком – охватывает также акты подзаконного нормотворчества.
Налоговое законодательство следует отличать от налогового права. Кроме блока отраслевых нормативных актов составляющими налогового права являются:
- административная и судебная практика правоприменения;
- научная доктрина.
Налоговое законодательство устанавливает:
- руководящие принципы налогообложения;
- процедуру исполнения налоговых обязательств;
- систему общеобязательных платежей в пользу государства;
- санкции за налоговые деликты.
Налоговое законодательство Российской Федерации - это система налоговых предписаний, содержащихся в общефедеральных законах, актах субъектов Федерации и отдельных муниципалитетов.
Ключевым документом отрасли является Налоговый кодекс. Согласно содержанию ст.3 этого документа:
- установление налогов, изменение их базы и ставок может происходить только через внесение поправок в НК;
- возложение на лицо обязанности уплачивать налог, не регламентированный НК, является противоправным.
Иерархия источников налогового законодательства
- Конституция;
- ратифицированные российской стороной международные акты, например, во избежание двойного обложения сборами;
- федеральные законы, такие как НК, ФЗ №943 «О налоговых органах РФ»;
- постановления правительства, акты министерств, развивающие положения законов;
- нормативные документы, выданные местными властями.
2. Предпосылками разработки налогового кодекса являются налоговые реформы. Налоговый Кодекс вступил в действие в итоге первого этапа налоговой реформы в России.
Становление введенной с 1992 года принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономический и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительно количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими жизни общества процессами.
Происходившие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требовали проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктовалась и его крайним несовершенством, выражавшимся, в частности в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и в частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Изменений требовали и чрезмерно жестокие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.
Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации – систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствие с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.