СЕМЬЯ: ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ




ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ» И «БРАК»

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на лич-

ность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславли вают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Так, в терминах общей теории систем, разработанной Людвигом ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое».

Другой взгляд на семью отражен в высказывании А. И. Захарова: «В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья — единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей».

Согласно определению Н. Я. Соловьева, «семья — малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А. Г. Харчевым: семья — это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения стано-вится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Среди семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных и кончая обширными перечнями признаков семьи.

А. И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители — дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Он обращает внимание на пространственную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

А. И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества — родительства — родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп, в полном смысле слова семьями не являющихся: это молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактическом браке пары, имеющие детей, и пр.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А. Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности»1.

: В этом определении^ ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака.

Так, в разных обществах признают разный цозраст для вступления в брак и оформление брака (например, период с момента подач заявления до его официального оформления, виды и формы его расторжения.

По мнению 4» Г» Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений чем, брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходи-мых им людей,


Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом что, действительно, правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья — не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак — без семьи.

Брак —это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т. д. Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу.

В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества, данного рода, то есть кровные родственники: братья с сестрами, родители со своими детьми и т.д. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом (от лат. ргоггнзсшз — смешанный, всеобщий).

Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина — каждой женщине. Такое явление обычно называют эндогамией, то" есть браком внутри данной общности, «внутренним» браком. Но, строго говоря, это не совсем точно, потому что брака в современном понимании как общественного регулирования отношении между полами в то время фактически еще не существовало. Это была просто биогенная добрачная форма сожительства между мужчинами и женщинами.

Впоследствии, в связи с тем что возникавшие довольно часто осложнения, конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода в определенные периоды. Нарушители этих запретов карались жесточайшим образом, и впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жестокое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя». Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступления в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в поистине случайные связи с женщинами другого рода, другой общности. Как видим, экзогамия, этот «первобытный адюльтер», была по существу первым бунтом человеческой природы, человеческого организма против попыток установления диктата социальности над ним.

Экзогамные отношения, по-видимому, сразу же обнаружили свои биологические преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены (оставаясь, правда, еще длительное время на правах исключениями правил—только в дни праздничных оргий, когда разрешалось вее то, что запрещалось в обычные, будничные дни). Стабилизировались, закрепились обычаями связи экзогамные, и возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами — то, что мы называем ныне браком. Таким образом, первой формой брака фактически был групповой дуально-родовой брак. При нем все мужчины одного рода «имели право» на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Иными словами, любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода. Групповой брак существовал еще в конце каменного века.

Но уже в рамках этого группового брака, естественно, могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода (иными словами, кто-то из «мужей» был особенно милым). Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда, любой из этих «напарников» мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более — последовательно, «по расписанию» или по мере исчезновения привязанности к данному партнеру, с другими людьми, партнерами или партнершами. В это время все хозяйство, производство вещей, продуктов питания, предметов первой необходимости по-прежнему оставалось еще в рамках первичного рода. Одно только деторождение, производство потомства вышло за его границы. А работали и жили «супруга» отдельно друг от друга, в рамках своих родов. (По-нынешнему говоря, это были «приходящие» супруги).

Поскольку биологическое отцовство в таких условиях установить было исключительно трудно, практически невозможно, родство считалось по материнской линии. Дети, рожден-


ныв данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина. «Мужья» и «жены» имели раздельное хозяйство, и если мужчина приносил детям своей женщины и ей самой в подарок часть добытой им на охоте пищи, то часть эта фактически отрывалась, изымалась им из имущества того рода, к которому принадлежал данный мужчина. Иными словами, создавая более благоприятные условия для женщины и детей чужого рода, он в какой-то мере лишал этих благоприятных условий свой род, и в том числе детей своих сестер. Как видим, уже с самого своего зарождения формирующаяся семья входила в противоречие с более широкой общностью, с родом. -

В самом конце каменного века, а особенно в бронзовом и железном веках, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара оказывались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта ларная семья «отпочковалась» от рода и в хозяйственном, производственном отношении. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью, за судьбу потомства все более переходила к мужчине,, к отцу. Вместе с ней, естественно, переходила и власть. Таким образом матриархатные отношения постепенно перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской, мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногамная (то сеть единобрачная) семья. Полностью закрепилась моногамия как новая форма брака с возникновением частной собственности на средства производства, с разделением общества на классы. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.

С переходом к феодализму обществом был' установлен единый для всех обязательный церковный брак (хотя крепос-


тные могли вступать в него лишь с позволения своего хозяина, помещика, феодала и практически по его выбору).

Надо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного, но и полигамного брака, когда один муж имеет право владеть несколькими женами, подчас целым гаремом. В этом случае особенно ярко видно неравноправие женщины в браке — и не только в экономическом и правовом отношениях, но и в отношениях сексуальных, в отношениях между полами. Женщина здесь имеет право вступать в брак только с одним мужчиной, мужчина же — одновременно с несколькими женщинами. Ныне полигамия существуете некоторых мусульманских странах, но у цивилизованных слоев населения она уже идет на спад.

Справедливости ради надо бы отметить, что история знает и иную форму неравенства в браке: полиандрию, то есть многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев — и получалась так называемая фратериаль-ная, или братская, семья. Причем женщина в таких семьях обычно занимает высокое положение, ссоры здесь крайне редки, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.

Известно, что частная собственность по существу есть своеобразное отношение между двумя слоями общества, из которых один является полным, верховным собственником средств производства, а другой илилолностью лишен их, или выступает лишь подчиненным собственником. Поэтому одни представители общества имеют возможность присваивать часть труда других себе. С возникновением частной собственности и распределение стало осуществляться уже не по принадлежности к данному роду, как это было в начале истории человечества, на первых стадиях первобытнообщинного строя, и не по количеству вложенного труда, как это было в конце существования родового строя,, а по собственности, то есть в зависимоети-от того, чем владели члены общества

 

 


При этом тот, кто владел большей собственностью, и получал больше независимо от того, сколько труда он вложил в общее дело.

Превратившись в собственника семьи, ее имущества, в том числе и имущества, ранее принадлежавшего жене, муж стал выступать в качестве кормильца детей и жены, а они — в качестве его иждивенцев, независимо от того, кто на самом деле содержал семью, за счет чьего труда — главы или самих членов данной семьи — жила семья. Он считался кормильцем лишь потому, что являлся собственником средств производства. Положение женщины резко ухудшилось, она превратилась фактически в бесправную домашнюю рабыню.

Установление отношений наследования богатства резко поставило проблему биологического отцовства. Мужчина теперь был крайне заинтересован в том, чтобы дети его жены были именно его детьми. Отсюда появились законы, требующие от женщины сохранять девственность до вступления в Зрак и хранить верность мужу в браке. Измена супруги стала рассматриваться как тяжкий грех, и за подобные проступки даже католическая церковь позволяла расторгать браки. В некоторых странах и государство становилось на защиту прав мужчины: в частности, еще в середине XIX века во Франции супружеская неверность со стороны жены могла быть наказана заключением в тюрьму сроком да двух лет.

 


СЕМЬЯ: ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию.

Определение, как видим, достаточно простое, и тем не менее правильное понимание его трудно встретить даже у высокообразованных людей. Можно иногда прочитать: «Ма-ма+папа+Я=семья». Но так ли это? Давайте подумаем. Отец, мать, ребенок — это лишь составляющие общего целого, которое представляет собой некую совершенно новую реальность по сравнению просто с суммой его частей, т. е. членов семьи. Она обладает своими, только ей присущими свойствами, особенностями, закономерностями, не характерными ни для одной из составляющих ее величин по отдельности. И эти новые особенности, возникающие при создании семьи, заранее предсказать чаще всего невозможно, во всяком случае очень сложно, даже если знаешь свойства будущих членов семьи.

Иными словами, семья— это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут таинственным образом исчезнуть, подобно тому, как группа атомов может «исчезнуть» и превратиться в совершенно новую реальность, называемую, полупроводником или плазмой, своеобразие которых нельзя извлечь из особенностей составляющих их атомов. Семья — это прежде всего и главным образом именно отношения между составляющими ее лицами.

Но ограничиться только этим едва ли можно, потому что, если вдуматься, все, что мы видим,—это отношение, соотношение. Именно оно придает прочность, форму, красоту или безобразие предметам действительности. Именно на него мы обращаем свое внимание прежде всего, рассматривая тот или иной объект, потому что до того, из чего он состоит, нам дела нет, если мы не специалисты. Нас восхищает киевская София или московский Василий Блаженный, и мы не задумы-ваемся над тем, что это просто -сумма камней или кирпичей и связывающего их вещества. Мы видим их форму,.то есть закономерность.связи различных строительных материалов и элементов. Мы игнорируем то, что одни из них образуют фундамент, другие — стены, третьи — своды, четвертые — башни, звонницы и т.д. Нам важно, что храм, собор — велик, одухотворен, устремлен, что он зовет ввысь, утешает, радует глаз и т. п.

В семье же. особенно своей, мы чаще всего, наоборот, не замечаем, что мы части целого, что наша «функция» — быть в своде или быть в фундаменте. Что наша индивидуальность в данном случае выступает лишь в каче'стве строительного материала этого нового храма —семьи. Иными словами, мы зачастую не понимаем, что создать семью — это означает не только найти человека и поставить соответствующий штам-пик в паспорт. Создать семью — это значит построить отношения любви, взаимопониманий, поддержки.

Вопрос о том, что первично — брак или семья, пока еще дискутируется. Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой, ядром семьи, но окончательного вывода нет ни в теории, ни в обыденной жизни. Каждая перепись населения в нашей стране, например, показывает, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. И это не означает, что у нас существует многоженство. Просто, по-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди расценивают по-разному: женщины его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, мужчины же полагают безбрачием, временным сожительством.

Из приведенного выше определения семьи следует, что основными являются три ее признака: 1. Брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами. 2. Совместное проживание в одном помещении. 3. Общий семейный бюджет. Как видим, юридическая сторона, юридическое оформление тут не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени надо проживать совместно — одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает, в себя весь семейный-бюджет и т. д. И это при том, что такие.признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы. Что же тога говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование; как их измерить?

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Можно отметить еще одно отличие семьи от брака.. Если брак фиксируется прежде всего государством, обществом, то семью создаем только мы сами (с помощью государства, общества, естественно). И разрушаем тоже.

Семья, как отмечалось в предыдущем параграфе, начала развиваться вместе с развитием брачных отношений в обществе. При этом менялись ее функции, общественные роли. Вместе с увеличением числа общностей, в которые входил тот или иной человек (молодежные группы, производственные объединения, клубы по интересам и т. д), семья постепенно уступала часть своих функций другим группам. И в то же время с самого своего возникновения и до наших дней среди всех этих групп она играет особую роль.

Ныне становится все более ясным, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Это не значит, конечно, что все произошло из семьи, как считали некоторые мыслители (Руссо, Кондорсе, Гердер и др.), что общество с его социальными институтами — это всего лишь разросшаяся семья, что и политика, и государство и т. д. получили свое начало в семье. Конечно же, у развития общества свои законы. Но тем не менее, находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической, правовой систем, семья оказывает свое — и довольно заметное — воздействие на общество. Прежде всего своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья-осуществляет рождение, воспитание и выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является и своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека.

Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли и желания людей. Это и отношения между полами (отношения детопроизводства), и экономические отношения между членами семьи в процессе непосредственного производства необходимых им материальных благ (особенно в семьях крестьян и ремесленников). На протяжении многих веков семья осуществляла накопление и передачу по наследству определенной собственности. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда (в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании семьи).

Кроме того, в семье между ее членами существуют и идеологические, в частности правовые, отношения, а также нравственные или религиозные. Формирование трудовых ресурсов, их распределение и перераспределение, квалификационный рост и производительность труда, а также миграция населения — все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье обычно принимаются решения о том, куда молодому человеку пойти учиться, куда уезжать на учебу либо работу или никуда не уезжать. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви, привязанности, родства, долга, ответственности между членами семьи.

Или взять такую важную социальную проблему, как проблема заболеваемости и состояния здоровья населения. Ведь именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а также привычки, навыки, установки по отношению к своему здоровью. Занимается человек физкультурой или не занимается, любит быть в свободное время в лесу, на природе или не любит, подвижный образ жизни ведет или малоподвижный и т. д. — все это обычно начинается именно с семьи.

Потребление людьми материальных благ и духовных ценностей также во многом определяется семьей. Именно она воспитывает вкусы, потребности, наклонности у представителей младшего поколения. Именно от семьи в первую очередь зависит, насколько молодой человек умеет оставаться самим собой, противостоять неумной и разорительной моде и т. д.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: