Метод SWOT-анализа
SWOT – анализ – метод разработки стратегических альтернатив, основанный на рассмотрении взаимного влияния друг на друга наиболее значимых сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей внешней среды (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats).
Позволяет:
- обобщить результаты анализа общего (макро) и ближайшего (отраслевого, мезо) внешнего окружения и внутренней (микро) среды организации;
- оценить возможности взаимного влияния факторов сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз и разработать стратегические альтернативы.
Последовательность этапов анализа:
1. В самом начале, факторы внешней среды обобщаются в единой таблице (см. рис. ниже), которая получила название основной матрицы SWOT–анализа. Стрелками указаны направления сопоставления факторов, которые отражают необходимость соотнесения каждого фактора с каждым. В некоторых случаях, эксперты проводят ранжирование факторов по убыванию степени значимости.
Внутренняя среда | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. 2. | 1. 2. |
Возможности | Угрозы |
1. 2. | 1. 2. |
Внешняя среда |
2. Далее, строится вспомогательная таблица, где выявляются согласующиеся и конфликтующие пары, посредством сопоставлений. Согласующиеся пары – это пары, где соотносимые факторы, имеют потенциал взаимодействия друг с другом, например, возможность «рост рынка инновационных продуктов / услуг» и сильная сторона «перспективные НИОКР, связанные с новыми услугами». Конфликтующие пары – это факторы, взаимодействие между которыми бессмысленно или невозможно, например, угроза «сокращение безработицы» и слабая сторона «плохая организация материально-технического снабжения».
|
Сильные стороны (S) 1. 2. | Слабые стороны (W) 1. 2. | |
Возможности (O) 1. 2. | SО | WO |
Угрозы (T) 1. 2. | ST | WT |
OT | SW |
Таким образом, согласующиеся пары – заносятся в таблица, а конфликтующие пары – вычеркиваются. Заметим, что некоторые специалисты не рассматривают соотношение факторов внутри одной среды (см. нижнюю строку таблицы)
3. Предпоследним этапом SWOT-анализа является занесение согласующихся пар в аналитическую таблицу и разработка стратегических реакций (см. табл. ниже). Реакция представляет собой действие предприятия в ответ на «вызов».
Пара | Описание взаимодействия | Значимость пары 1 – 2 – 3 – 4 – 5 | Стратегическая реакция | Срок стратегической реакции |
S1O1 | + | |||
W1O3 | + | |||
S3W3 | + |
Все согласующиеся пары оцениваются на предмет значимости для предприятия, а для каждой стратегической реакции определяется срок ее реализации. Следует заметить, что специалисты, соглашаясь с принципиальной моделью SWOT-анализа, часто расходятся в методике его проведения. В данном случае, мы опираемся на учебное пособие специалистов Государственного университета управления, указанное в списке литературы под №1.
4. Завершает проведение SWOT–анализа группировка наиболее значимых стратегических реакции (действий) в более крупные направления (стратегические альтернативы). Существуют различные способы группировки. Так, ниже приводится один из принципов комбинации реакций:
а. «сильные стороны – возможности» - использование сильных сторон для использования возможностей;
|
б. «сильные стороны - угрозы» - использование сильных сторон для компенсации угроз;
в. «слабые стороны - угрозы» - определение степени усиления угроз слабыми сторонами;
г. «слабые стороны – возможности» - позволят ли слабые стороны использовать возможности или компенсируют ли возможности слабые стороны;
д. «возможности - угрозы» - возможно ли снизить степень угроз за счет реализации возможностей;
е. «сильные стороны - слабые стороны» - возможно ли минимизировать недостаток потенциала предприятия за счет сильных сторон.
Получается, что основной для группировки являются области сопоставления факторов (см. этап 2 SWOT-анализа). Однако это не единственный способ, так, в учебном пособии В.Н. Попова «Системный анализ в менеджмент» [2, стр. 107], способ группировки эффективных стратегических альтернатив, которые соответствуют внутренним параметрам предприятия и его положению на рынке, представляет собой построение матрицы корреляционного SWOT-анализа, где стратегические реакции распределяются между следующими четырьмя альтернативами:
- интенсивный рост -> поле «сильные стороны + возможности»;
- создание совместных предприятий (интеграция) -> «слабые стороны + возможности»;
- интеграция (диверсификация) -> «сильные стороны + угрозы»;
- отказ от владения (ликвидация) -> «слабые стороны - угрозы».
В некоторых случаях проводят комплексный анализ стратегических реакций, то есть учитывают все факторы вне зависимости от степени их влияния, вместо так называемой экспресс-разработки стратегии.
|
Далее, рассмотрим основные виды стратегий организации и кратко характеризуя их, обратим внимание, что в типологии был реализован один из классических принципов системного анализа – «иерархичность».
ВИДЫСТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Все стратегии организации условно можно представить в виде дерева. Это не удивительно, так как мы с вами рассматривая системные основы целеполагания, касались одного из классических способов организации целей в виде дерева. Таким образом, если цели организации упорядочиваются иерархично, следовательно, и способы их достижения должны быть выстроены соответствующе.
Итак, дерево стратегий – это иерархия стратегических решений, принимаемых на предприятии. Современные средние и крупные предприятия обычно имеют следующие виды стратегий:
Коллективная стратегия – кооперация действий с участниками внешней среды (в том числе с конкурентами).
Корпоративная стратегия – согласование деятельности многопродуктовой организации в целом.
Стратегия бизнеса (конкурентная стратегия) - обеспечение развития (конкурентного преимущества) отдельного вида деятельности (направления бизнеса) компании.
Функциональная стратегия – принципы организации и координации работ на уровне функциональных отделов (маркетинг, НИОКР, персонал, производство).
Операционная стратегия – принципы управления отдельными звеньями организационной структуры и цепочки создания добавленной стоимости (закупка, управление запасами, ремонт, транспортировка, реклама). По сути, это стандарты бизнес-процессов. https://www.krconsult.org/about/analytics/glossarii/strategy/
В иерархии дерева стратегий организации функциональные стратегии и стратегии бизнеса могут поменяться уровнями, что определяется особенностями организационной структуры предприятия.
Корпоративные стратегии
- Стабилизация – направлена на поддержание стоимости активов
- концентрация на единственном виде бизнеса;
- концентрация на наборе видов бизнеса;
- Рост – направлен на увеличение стоимости активов
1. Вертикальная интеграция – объединение назад/вперед по цепочке ценностей;
2. Горизонтальная интеграция – объединение с фирмами, работающими на той же стадии ОЦЦ (конкуренты);
3. Диверсификация – рост через приобретение других видов бизнеса;
- концентрическая (связанная, родственная) – родственные виды бизнеса по ресурсам, производству или каналам сбыта (продукты двойного назначения);
- конгломератная – несвязанные направления бизнеса.
- Сокращение – направлена на снижении стоимости активов с целью высвобождения ресурсов
- поворот (вращение) – сжатие (оптимизация) персонала и ресурсов для развития ключевых направлений;
- уход (раздевание) - закрытие (продажа) отдельных подразделений полностью;
- ликвидации – закрытие и распродажа активов предприятия.
Коллективные и корпоративные стратегии могут совпадать, однако отличается форма их реализации – корпоративная стратегия опирается на собственные активы, а коллективная на ассоциированные (партнерские).
Формы реализации корпоративных (коллективных) стратегий отражены в способах приобретения другого предприятия: покупка контрольного пакета акций, слияние (объединение) А+Б=С; поглощение (А+Б=2А).
Конкурентные стратегии
1. Низкоценовое лидерство – традиционное (эффекты масштаба, недорогие ресурсы, оптимизация каналов распределения, взаимные компенсации) и инновационное (удешевляющие инновации).
- Дифференциация – предложение потребителю уникального по качеству продукта (качество, дизайн, комбинации, условия поставки, ассортимент) и модифицирующие инновации.
- Фокусирование на определенном сегменте рынка – обслуживание конкретного рыночного сегмента через:
- дифференциацию качества под потребности;
- дифференциацию цены под потребности.