Организация деятельности органов внутренних дел в условиях военного или чрезвычайного положения




С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»). Состояние войны объявляется федеральным законом к случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

При введении военного положения, когда на ОВД возлагаются специальные задачи в сфере мобилизационной работы, территориальной и гражданской обороны, а также при введении режима чрезвычайного положения, при внутреннем вооруженном конфликте, возникают особые условия несения службы.

Согласно отечественному законодательству, в период действия военного или чрезвычайного положения, проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника ОВД, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в ОВД и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника.

Отказ сотрудника ОВД без уважительных причин от прохождения службы в ОВД в названных случаях является основанием для освобождения его от замещаемой должности в ОВД, расторжения контракта и увольнения со службы в ОВД в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании Закона о полиции полиция имеет право применять в период проведения контртеррористической операции, во время действия режима чрезвычайного или военного положения предусмотренные федеральными законами усиленные меры и временные ограничения, а также обязана обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах. К правам полиции в сфере охраны общественного порядка отнесено право патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка.

Военное положение — особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод.

Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее регионах в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.

Режим чрезвычайного положения — временно вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав юриди­ческих лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Во время действия особого правового режима могут устанавливаться специальные меры, предусмотренные ст. 11—15 Закона о чрезвычайном положении, в частности:

усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

- ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

- комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;

- проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия — личного досмотра, досмотра вещей, жилища и транспортных средств;

- ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций также и учебной военной техники и радиоактивных веществ.

ОВД и Росгвардия во взаимодействии с вооруженными силами Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, МЧС России, при объявлении режима военного положения и чрезвычайного положения обеспечивают решение следующих задач: поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

- участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

- охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

- разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

- проведение мобилизационных мероприятий по выявлению лиц, уклоняющихся без уважительной причины от прохождения военной службы, и дезертиров;

- ведение учета потерь гражданского населения;

- введение контроля работы типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны, особой аккредитации журналистов;

- запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

- введение контроля (цензуры) за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем (интернета), а также контроля телефонных переговоров, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

- интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

- запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации и др.

В специальных оперативных планах, разработанных в ОВД на случай введения чрезвычайного положения предусматриваются: характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в период возникновения различных стихийных бедствий и социальных конфликтов;

- перечень и последовательность неотложных действий дежурного и начальника ОВД при получении команды о введении чрезвычайного положения;

- расчет привлекаемых сил и средств и порядок их сбора по тревоге;

- указание конкретных мест (горячих точек), где необходимо сосредоточить и развернуть силы в виде конкретных нарядов;

- меры по эвакуации и спасению людей, оказанию помощи населению;

- порядок оцепления опасных зон, развертывания заградительных постов и заслонов, организация контрольно-пропускных пунктов для обеспечения установленного пропускного режима, обеспечения безопасности дорожного движения;

- эвакуация из опасных зон задержанных и арестованных, а в отдельных случаях — оружия, спецтехники и документации в безопасные места;

- организация взаимодействия на всех уровнях;

- оказание помощи в организации спасательно-восстановительных работ;

- организация связи, материально-техническое, хозяйственное, медицинское, продовольственное и иное обеспечение.

Особый правовой режим подразумевает введение ограничений прав и свобод граждан. На данной территории запрещается проведение забастовок, митингов, демонстраций, собраний, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий. Деятельность политических партий, профсоюзных организаций и иных общественных объединений временно приостанавливается, в особенности это касается организаций, препятствующих нормализации обстановки и защите государственных интересов страны. Предусматривается продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в соверше­нии актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца. Возможно введения особого предоставления населению средств первой необходимости и медикаментов. Выборы и референдумы в период военного и чрезвычайного положения не проводятся вплоть до их отмены. Сроки полномочий выборных органов продлеваются на указанный период, если их полномочия не приостановлены в соответствии с действующим законодательством. Может быть введено прямое президентское правление. Указом Президента Российской Федерации для осуществления единого управления силами и средствами назначается комендант территории, который осуществляет руководство комендатурой указанной территории.

Согласно Закону о чрезвычайном положении, комендант издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения для обеспечения режима военного и чрезвычайного положения, которые обязательны к исполнению на подконтрольной территории всеми должностными чинами и организациями независимо от форм собственности. Он устанавливает время и срок действия комендантского часа и пропускной режим на время его действия. Распоряжением коменданта устанавливается особый режим продажи (возможный запрет) оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной продукции. В компетенции коменданта находятся места хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и военной техники. Для оповещения населения, о вводимых комендантом временных ограничений и порядке осуществления отдельных мероприятий используются средства массовой информации.

Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории. Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

При ведении военных действий противник может применить оружие массового поражения. Несмотря на запрещение применения химического и биологического оружия положениями Женевской конвенции (имеются ввиду Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактери­ологических средств 1925 г. (так называемый Женевский протокол), Конвенция о запрещении биологического оружия 1972 г. и Конвенция о запрещении химического оружия 1993 г. Два последних документа являются развитием Женевского протокола, где учитываются современные средства массового поражения, например, нервно-па­ралитические отравляющие вещества), имеют место ее нарушения. Например, применение так называемого не летального химического оружия, такого как дефолианты, использованного США во Вьетнамской войне. Многие государства, считавшиеся (возможно таковыми и оставшиеся) потенциальными противниками, ведут интенсивные секретные разработки в сфере новых видов химического и биологического оружия. Не следует пренебрегать возможностью применения и ядерного оружия.

Действия по обнаружению и оповещению о применении противником оружия массового поражения возложены на войска радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны Российской Федерации. В условиях использования оружия массового поражения необходимо принять меры по защите личного состава от соответствующих видов поражения. Для снижения риска угроз здоровью сотрудников используются индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожных покровов (противогаз с индивидуальным противохимическим пакетом, респиратор, общевойсковой защитный костюм, легкий защитный костюм Л-1, импрегнированное обмундирование) и групповые средства зашиты (бомбоубежища, перекрытые укрытия и военная техника, снабженные фильтровентиляционными установками). Эффективной защитой от биологического оружия является предварительная вакцинация личного состава от наиболее опасных видов заболеваний.

Обозначение зон заражения с указанием уровней радиации и типа, примененного отравляющего вещества, осуществляется с машин радиационной и химической разведки. На этих машинах установлены рентгенметры-радиометры и автоматические приборы химической разведки. Для определения типа отравляющего вещества и степени опасности его концентрации химик разведчик может использовать войсковой прибор химической разведки. О применении биологического оружия может свидетельствовать странное поведение животных, большое количество погибших грызунов, большое количество насекомых паразитов, переносчиков заболеваний. Установление вида распространяемой инфекции проводится медицинской службой в санитарно-эпидемиологических лабораториях

Отравляющие вещества по степени стойкости в окружающей среде подразделяются на стойкие (иприт, пи-газы) и нестойкие (синильная кислота, фосген). По физиологическому действию на живые организмы отравляющие вещества классифицируются:

- на смертельные: нервно-паралитические (зарин, зоман, вигазы); кожно-нарывного действия (иприт, люизит); общеядовитого действия (синильная кислота, хлорциан); удушающего действия (фосген, дифосген);

- несмертельные: слезоточивого действия или лакриматоры (хлорацетофенон СМ, дибензоксазепин СК); чихательного действия или стерниты (адамсит, дифенидхлорарсин); смешанного действия (хлорбензальмалонодинитрид С5); психохимического действия или инкапаситанты (бизет, ЛСД).

Отравляющие вещества слезоточивого, чихательного и смешанного действия имеют общее название ирританты.

Наибольшей токсичностью обладают нервно-паралитические отравляющие вещества. При поражении данными отравляющими веществами человеку внутримышечно вводится 2 мл раствора атропина (1: 1000) и используются индивидуальные средства защиты. Территории, подвергшиеся химическому заражению, для обеспечения безопасной жизнедеятельности подвергаются дегазации в случае использования стойких отравляющих веществ. Нестойкие отравляющие вещества, особенно в жаркое время года, достаточно быстро испаряются из приземного слоя атмосферы и дегазация проводится в редких случаях, чаще всего в холодное время при затруднении естественного испарения. Индивидуальная дегазация личного состава проводится с помощью противохимического пакета и на пунктах дегазации под руководством химика - дегазатора.

В качестве биологического оружия используют потенциальные поражающие агенты, обладающие высокой инфекционной активностью. К ним относят чуму, оспу, тиф, сибирскую язву, туляремию, желтую лихорадку, лихорадку Эбола, лихорадку Западного Нила, холеру и т.п. При возникновении на территории эпидемии вакцинацию людей проводить нецелесообразно, так как для выработки устойчивого иммунитета требуется достаточно продолжительное время. Можно проводить вакцинацию на незараженных территориях в целях блокирования распространения заболевания. Проводятся мероприятия по дератизации территории распространения эпидемии и прилегающих местностей.

Личный состав ОВД и Росгвардии в условиях применения оружия массового поражения проводит в пределах своей компетенции заградительные мероприятия по радиационному, химическому и медико-биологическому контролю на подотчетной территории и оказывает помощь пострадавшим. На пропускных пунктах организуются места для проведения дезактивации и дегазации. Не допускается переход на чистую территорию зараженных объектов, техники, людей. Пропуск на опасную территорию производится по специальным пропускам. На территорию, подвергшуюся биологическому заражению, допускаются люди, имеющие устойчивый иммунитет к выявленной инфекции, подтвержденный медицинскими документами. Допуск в зону заражения необходимых специалистов без иммунитета может быть осуществлен по особому разрешению главного эпидемиолога данной территории или вышестоящих медицинских руководителей.

Для координации деятельности ОВД и Росгвардии создается временная организационная структура — совместный оперативный штаб, включающий руководите; с и отраслевых подразделений. Из личного состава ОВД и Росгвардии создаются сводные специальные отряды и специальные группы.

В условиях чрезвычайного или военного положения необходимо обеспечить надлежащей охраной жизненно важные объекты, в частности ОВД, газопроводы, гидротехнические сооружения, государственные органы, лечебные учреждения, электростанции (особенно атомные электростанции).

Для сотрудников, несущих службу в особых условиях, предусматриваются компенсации. Например, согласно ст. 21 Закона о чрезвычайном положении на сотрудников ОВД распространяются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Все правовые акты, принятые в целях обеспечения режима военного или чрезвычайного положения, связанные с введением временных ограничений прав и свобод физических и юридических лиц, прекращают свое действие без специального уведомления но завершению времени действия военного или чрезвычайного положения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: