Европейские атласы XVI – XVII веков




Прообразами первых европейских атласов можно считать собрания портоланов – навигационных карт. Портоланы стали появляться еще в XI веке, однако потребовалось значительное время, чтобы единичные карты стали систематизироваться и собираться воедино. Так, появлялись своеобразные атласы акваторий, омывающих Старый свет морей [6, с. 31]. Отличительной чертой портоланов от остальных карт было и то, что они не входили в «поле» церкви, что позволяло применять в их создании новые методы и подходы без каких-либо ограничений [8, с. 61]. Последующий толчок к развитию портоланы получили во время Великих географических открытий. На протяжение всего XVI века навигационная морская картография продолжала активно развиваться, в особенности в странах, проводивших колонизаторскую политику, подтверждением чему могут служить многочисленные атласы португальского картографа Дьогу Хомема [1, с. 116]. Другим предвестником появления первых европейских атласов можно считать широкое использование картографических материалов в иных печатных изданиях. Так, собрания карт можно обнаружить в «Началах для послушников» (Любек, 1475), «Isolario» (Венеция 1485) – 49 карт, «Странствиях по Святой Земле» (Майнц, 1486), Нюрнбергской хронике 1493 года [1, с. 96-98] и во «Вновь напечатанной смеси» (Париж, 1522) [1, с. 105]. Постепенно атласное картографирование перемещается из Португалии в Испанию и Францию, где в 1542 году в Нормандии был изготовлен атлас для английского короля [1, с. 122]. Одновременно с этим продолжают функционировать и старые центры картографической науки. Мастерская Аньезе Баттисто в Венеции изготовила за 64 года (1500-1564) более 80 различных атласов [8, с. 62].

Во второй половине XVI века центром развития картографии становятся Нидерланды [5, с. 349], такая передислокация была связана в первую очередь с высокими темпами экономического роста и растущими колониальными интересами этой страны. В 1570 году выходит в свет труд Авраама Ортелия «Зрелище шара земного» - собрание из 53-х карт, в последующем множество раз переиздававшееся [3, с. 111]. Только с этого момента «География» Птолемея выходит из практического применения и становится историей [5, с. 349]. В 1570-х годах в Антверпене выходит портативный дорожный атлас [5, с. 349], в 1572 в Кельне печатают атлас «Города Земного шара» [8, с. 63]. В 1575-1579 годах был изготовлен комплект карт четырех континентов – суммарно 42 листа [1, с. 151]. Большой вклад в развитие атласной картографии в это время внес и Антонио Лафрери. Он впервые стал заниматься купле-продажей не просто отдельно взятых карт, а сразу целых комплектов, формируемых под запросы заказчика или на взгляд самого Лафрери. Подобный подход в следом за Лафрери был подхвачен и многими другими картоиздателями и коммерсантами [1, с. 151]. Однако же само понятие «атлас» было впервые употреблено только Г. Меркатором к собранию карт, изданному им в 1585 году [5, с. 349]. Меркатор совершил прорыв в картографии, что дало серьезный толчок для развития в том числе и атласного картографирования. Буквально в это же время выходит и первый морской атлас Вагенера «Зеркало мореплавания» [8, с. 62], а в 1592 году атлас «Сокровище мореплавания» [1, с. 129]. Параллельно с этим развивается и атласное картографирование, ориентированное на создание атласов европейских государств: атлас Италии Маджини (1620) [1, с. 160], атлас Голландии («Описание городов и земель его величества, его пределов и границ», 1573) [1, с. 179], атлас Франции Мориса Бугеро (1594) [1, с. 180], атлас «Театр Британской империи» (1612) [1, с. 188] и др.

«Победное шествие» европейских атласов продолжалось вплоть до середины XVII века. Как отмечает К.А. Салищев: «Увеличение объема голландских атласов середины XVII в., совершенствование техники картоиздания и внешнего вида карт не сопровождалось качественными сдвигами. Не было новых, действительно ценных научных идей, которыми раннее выделялись работы Меркатора» [5, с. 353]. Развитие картографии ограничивалось также и отсутствием обмена научной информацией между различными странами и колониальными кампаниями, географическая информация и картографические материалы были строго засекречены [5, с. 353]. На это указывает в частности тот факт, что о существовании Торресова пролива стало известно европейской общественности только через 163 года после его открытия [7, с. 10]. Проблема заключалась также и в том, что практика введенная Лафрери – сбор для покупателя любого набора карт разных картоиздателей в последующем привела к упадку картографии [1, с. 213]. При подобном механическом формировании наборов карт терялось одно из главных свойств атласа – системность в представлении визуальной информации, не говоря уже о том, что наблюдалось огромное количество противоречий между различными картами в пределах одного набора. Тем не менее и этот период отмечается значимыми произведениями атласной картографии – в первую очередь атласом Блау 60-х годов XVII века. Данный атлас содержит 609 двухстраничных карт [5, с. 351]. Публиковали свои атласы также семьи Янсон и Хондиус [1, с. 209]. Следующий прорыв был осуществлен лишь Николаем Сансоном в 1650 году – именно тогда вышел в свет большой атлас «Обозрение Франции» [5, с. 353]. Атласы Сансона пользовались популярностью вплоть до конца XVII века [1, с. 215]. Они отличались строгим критическим сопоставлением содержащихся карт и не менее строгой оценкой источников [5, с. 353]. Именно благодаря такому подходу удалось решить проблему простого механического составления атласов. Методы Сансона использовался в последующем и другими французскими картографами – Делилем и д`Анвилем [5, с. 362].

Конец XVII – середина XVIII века представляет собой некий подэтап «золотого века» атласной картографии. В это время кризис голландской картографии сменяется рассветом картографии в новых колониальных державах – Франции и Англии. Развитие науки, поступление новой географической информации и укрепление централизации в данных странах создало благоприятный климат для последующего развития атласного картографирования. В итоге за весь этот период было создано и издано большое количество различных атласов. Однако золотой век атласов не ограничивался лишь произведениями на бумаге, атласы создавались и в камне в прямом смысле этого слова.

Атласы в камне

Не малое количество атласов в камне появляются в Италии на протяжении всей второй половины XVI века – Зал карт во дворце Дожей в Венеции (1540), Галерея географических карт в Ватикане (1580), Зал карт в Палаццо Веккьо во Флоренции (1589) и карты Тосканы в канцеляриях Тосканского герцогства в палаццо Уффици [5, с. 349]. Пожалуй само известное и самое значимое с точки зрения развития атласной картографии произведение подобного рода – Галерея географических карт в Ватикане. Идея создания галереи карт принадлежала папе Григорию XIII и является “завещанием его основателя – правителя, питавшего безграничную любовь к Италии, Наукам и Изобразительным искусствам” [4, с. 10]. В данной галереи собраны 40 карт Италии и ближайщих к ней островов. Вдоль южной стены галереи размещены карты тех территорий, которые омываются Адриатическим морем, а вдоль северной – Лигурийским морем. Пол же в представлении создателей должен был выстпуать в качестве Апеннинского хребта. Сами же карты разбиты по числу “государств и префектур” [4, с. 15]. Интересно и то, что карты сопровождались потолочными фресками, четко “привязанными” к конкретным картам [4, с. 15]. Таким образом, примениельно к галерее географических карт в Ватикане можно говорить о высокой степени систематичности в представлении визуальной информации. Карты галереи, в которой “Григорий Бонкомпаньи прогуливается по Италии, не выходя из дворца” [9], представляют собой удивительно точно воссозданные планы. Поражает также удивительное переплетение исторических и географических сведений. К примеру, на карте герцогства Пьяченцы и Пармы прямо посреди современных (на тот момент) городов и транспортных путей изображена битва на реке Треббиа - войска Ганнибала сражаются с Римской республикой… [4, с. 12]. Точно также на картах галереи представлены практически все виды морских судов, когда либо пристававшие к итальянскому берегу [4, с. 13]. Игнацио Данти выполнил поставленную папой задачу изобразив одновременно и Италию как театр исторических событий, и “Настоящую” Италию с ее реками, горами и населенными пунктами как они есть [4, с. 15]. Несмотря на то, что галерея географических не раз подвергалась тем или иным изменениям, она сохранила огромный пласт научно-картографической информации и продолжает выполнять свою функцию и по сей день. Директор музеев Ватикана А. Паолуччи пишет: “Это святилище теологии и картографии <…> дает нам представление об Италии, которое очень созвучно с современными теориями государственного устройства” [4, с. 19]. Действительно, галерея географических карт помогает посетителю сформировать представление о том, что Италия единая и неделимая страна, при этом крайне разнообразная, и это разнообразие отражено на каждой из 40 карт южной и северных стен одного коридора. Быть может именно в этом предназначение любого атласа, в том числе и печатного…

 

Выводы

Развитие атласного картографирования в Европе в XVI – XVII веках с одной стороны являлось следствием серьезных изменений в устройстве европейского общества и развития науки и техники, а с другой поддерживало и сопровождало эти же самые изменения. Атласная картография не шла по простому линейному пути, в ее развитии можно выделить несколько подэтапов. Первый этап длился с самого начала XVI века (его начало было положено Великими географическими открытиями) вплоть до середины XVII века. Кульминацией этапа стало появление атласа Меркатора в 1585 году. Это был не просто колоссальный научный прорыв, само слово «атлас» появляется только в это время. Центры картографии на протяжении всего первого этапа постепенно смещались из Португалии и Италии в Нидерланды и к концу него Нидерланды стали ведущей «картографической державой». Затем в первой половине - середине XVII века наступил второй этап, выражавшийся в некотором кризисе в развитии европейской картографии и в частности атласного картографирования. Потенциал прошлого прорыва был исчерпан, выпускаемые в это время атласы не содержат в себе каких-либо новшеств, кроме того широко наблюдалась отрицательная для развития атласного картографирования тенденция формирования комплектов карт под заказ, при которой атласы теряли свое важное свойство – систематичность в представлении информации. К счастью, второй этап длился не долго, во второй половине XVII века наступил третий этап, ознаменованный перемещением центров развития картографии из Нидерландов во Францию, Англию, а также Германию. Новые атласы вновь приобрели свойство систематичности, восторжествовал критический подход. Атласная картография демонстрировала новый подъем. Этот этап завершился лишь в первой половине XVIII века.

Все эти три этапа дали в сумме огромное количество различных атласов, несущих в себе не только важную географическую информацию, но и позволяющих представить уровень развития картографии для каждого из трех периодов. В каждый атлас вложен немалый труд, порой это становилось делом всей жизни. Над атласами работали великие ученые-картографы, целые мастерские и мануфактуры, их дарили королям и императором, их заказывали папы и кардиналы. XVI и XVII века были поистине одним «золотым» веком европейской атласной картографии.

 

 

Список литературы:

1. Багров Л. История картографии / пер. с англ. Н.И. Лисовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 319 с.

2. Браун Л. История географических карт / пер. с англ. Н.И. Лисовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 479 с.

3. Кильдюшевская Л.К. Атлант мировой картографии //Наука из первых рук. – 2012. – №. 4 (46) – С. 106-115.

4. Паолуччи А. Галерея Географических Карт. – Рим: Tipografia Vaticana, 2012. – 128 с.

5. Салищев К.А. Картоведение. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1976. – 439 с.

6. Сваткова Т.Г. Атласная картография: Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2002. – 203 с.

7. Свет Я.М. Предшественники и современники / Вступительная статья; Джеймс Кук Первое кругосветное плавание. – М.: Эксмо, 2008. – С. 8-22.
8. Маркова С. Г., Корнилов И. К. Атласы, карты, глобусы: полиграфический аспект //Вестник Московского государственного университета печати. – 2014. – №. 1. – C. 61-70.

9. Галерея географических карт в Ватикане / под. ред. Л. Гамби, А. Пинелли. – Модена, 1994.

10. Картоведение: Учебник для вузов / А.М. Берлянт, А.В. Востова, В.И. Кравцова и др.; Под ред. А.М. Берлянта – М.: Аспект Пресс, 2003. – 477 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: