Горизонт – Жизненный мир – Идеация – Имманентное время - Интенциональность – Интерсубъективность - Конституирование - Ноэзис – Ноэма – Очевидность - Редукция – Эйдос - Философия
(Свасьян К. Феноменологическоге познание)
ГОРИЗОНТ - к онцепт (термин-метафора), характеризующий одну из основных черт интенциональной жизни сознания. Сознание, направленное на предмет, имеет дело не только с его сиюминутной данностью, но и с полнотой потенциальных свойств. Такова, по Гуссерлю, природа любого переживания; в каждой фазе сознательного протекания его сопровождает подвижный горизонт, образующий неопределенную атмосферу принадлежащих ему самому потенций восприятия. Восприятие как бы отсылает от непосредственно воспринимаемых сторон своего предмета к сторонам еще не воспринятым, ожидаемым и предугадываемым. Более того, сама "видимая сторона является стороной лишь в том случае, если она имеет и невидимые стороны, которые, как таковые, предугадываются, определяя данное значение". Таким образом, цель интенционального анализа сводится не просто к предмету в его актуальной данности, но ко всему смысловому горизонту предмета, на котором он воспринимается не в модусе "здесь и теперь", а как магнит, притягивающий к себе всю сумму собственных интенциональных импликаций, которые суть не что иное, как "предначертанные потенциальные возможности" его конституирования [2]. Горизонт, строго говоря, и есть сам предмет, взятый в смысловом пределе и телосе его сущностных характеристик. "Каждая данность, принадлежащая к миру, – пишет Гуссерль, – есть данность в "как" некоего горизонта, в котором имплицитно наличествуют все новые горизонты, так что, в конечном счете, любая данность влечет за собою мировой горизонт и лишь через это осознается в качестве принадлежащей к миру" [3]. Здесь, между прочим, и следовало бы искать чисто оптический источник всякого философского удивления, побуждающего мысль не застывать на готовой данности восприятия, а изживать себя в разомкнутой цепи непрекращающихся вопросов, толкований, прояснений и открытий (ср. у Мерло-Понти: "Мыслить, не значит обладать объектами мысли, это значит: очерчивать ими область мысли, которую мы еще не мыслим"). Гуссерль различал внутренний и внешний горизонты. Первый связан с антиципацией перспектив в восприятии одного объекта, второй указывает на связь с другими вещами. "Это значит, что каждая вещь, данная в опыте, обладает не только внутренним горизонтом, но и бесконечно открытым внешним горизонтом совместно наличествующих объектов" [5].
|
ЖИЗНЕННЫЙ МИР (Lebenswelt.—Понятие-философема, занимающая центральное место в поздней феноменологии Гуссерля (особенно, в «Кризисе европейских наук»). Жизненный мир—мир нашего повседневного опыта, не отягощенного еще никакими научными знаниями. Это—сфера первоначальных допредикативных очевидностей, конституируемых в деятельности чистой трансцендентальной субъективности. Как таковой, он не осознается нами непосредственно и сохраняет статус полной анонимности. Поэтому мы заслоняем его научной картиной мира и исходим не из лексического (греч. δόξα —верование) опыта чистых незамутненных интуиции, а из предикативного опыта научных конструктов, наивно полагая, что эти последние н образуют аутентичное представление о мире. Именно здесь, по Гуссерлю, следует искать радикальную причину кризиса европейской духовной жизни. Научные модели и понятия проецируются на мир и приписываются задним числом объективной сущности самого мира, как если бы он изначально представлял собою цепь квантификаций, формализации и протокольных тезисов. Результат не преминул сказаться: если наука, оторвавшись от жизненного мира, лишилась жизненного значения, то в свою очередь мир, созданный по образу и подобию науки, оказался дегуманизиро-ванным миром, где место первозданных и первородных вещей заняли суррогаты формализованных пред-метностей. «В своей предметной сфере принуждающая сила науки уничтожила все вещи, как вещи, задолго до того, как она взорвала атомную бомбу»7.
|
6 Paul Valery, Oeuvres completes, t. I, Paris, 1957, pp. 1203— 1204. См. на эту тему: К. А. Свасьян, Голоса безмолвия, Ереван, 1984, ее. 94—126
7 М. Heidegger, Vortrage und Aufsatze, PfulHngen, 1954, S. 168- Cp. аналогичные мотивы в одном из писем Рильке: «Еще для наших дедов был «дом», был «колодец», знакомая им башня, да просто их собственное платье, их пальто; все это было бесконечно большим, бесконечно более близким; почти каждая вещь была сосудом, из которого они черпали нечто человеческое и в который складывали нечто человеческое про запас. И вот из Аме-
Преодоление кризиса Гуссерль усматривает в радикальном повороте философского внимания от научных построений к очевидностям жизненного мира. «Возвращение к допредикатнвному опыту и проникновение в глубиннейшие и изначальные слои допредикативного опыта есть оправдание доксы, которая представляет собою царство изначальных очевидностей, не достигших еще точности и математизированно-физической идеализации. Тем самым обнаруживается, что доксические очевидности нисколько не уступают по значимости эпистемическим очевидностям, т. е. познанию, протекающему в суждениях, но являются как раз царством изначальности, в котором осмысленно коренится всякое точное познание»8. Отсюда возникает необходимость детального анализа доксических очевидностей. В итоге, жизненный мир предстает как универсальный горизонт, охватывающий хаос допредикативных, донаучных созерцаний. Проблематика науки о жизненном мире стягивается Гуссерлем в следующие пять пунктов: 1) Различение объективной науки и науки вообще; поскольку в исследовании жизненного мира центральное место принадлежит субъективным интуициям донаучной жизни, методы объективной науки оказываются бессильными охватить его тематику; 2) Использование субъективно-релятивного опыта жизненного мира в объективных науках; 3) Является ли жизненный мир объектом психологии? (ответ Гуссерля отрицательный, коль скоро речь идет о традиционной психологии, перенявшей методику объективных наук; но отсюда вырастает необходимость обоснования новой—трансцендентальной—психологии); 4) Противоположность между жизненным миром, как универсумом принципиальной зримости, и принципиальной незримостью «объ-
|
рики к нам вторгаются пустые равнодушные вещи, вещи-призраки, суррогаты жизни... Дом, в американском понимании, американское яблоко или тамошняя виноградная лоза не имеют ничего общего с домом, плодом, виноградом, которые впитали в
•себя надежды и думы наших предков... Одухотворенные, пошедшие в нашу жизнь, соучаствующие нам вещи сходят на нет и.уже ничем не могут быть заменены. Мы, может быть, последние.
•кто еще знали такие вещи». Р.—М. Рильке, Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи, М., 1971, с. 306.
8 Е. Husserl. Erfahrung und Urtell, S. 44.
ективно истинного» мира, как «логического образования»; 5) Исследование субъективных предпосылок объективных наук и принадлежности логико-теоретического праксиса к очевидностям жизненного мира.
Для понимания мысли Гуссерля важно учесть, что жизненный мир, как таковой, представляет собою доподлинный коррелят трансцендентальной субъективности, ее систематическое и чисто внутреннее самовыявление и самоистолкование. В основе его хаотичности покоятся, однако, априорные структуры, предшествующие всем логическим априори. Гуссерль отклоняет, как наивные, все попытки, приписывающие логике характер фундаментальной науки по отношению к прочим объективным наукам. В научном обосновании нуждается сама логика, которая, как таковая, коренится в фундаментальном априори жизненного мира, и поэтому радикальной основной наукой может быть, но его мысли, только феноменологическое исследование структур жизненного мира, без которых логика и все прочие науки «беспочвенно повисают в воздухе». Жизненный мир—изначальное лоно всякой проблематики и рефлексии, некий маточный раствор, обусловливающий кристаллизацию всех без исключения наук и философских учений. Сознание в каждом акте своей интенциональной деятельности «отталкивается от атмосферы глухих, скрытых, но содействующих значимостей, от жизненного горизонта, на котором актуально направленное «Я» может реактивировать прежние наслоения, осознанно достигая апперцептивных озарений и превращая их в созерцания»9, Еще одна—иллюстративная—параллель из Поля Валери: речь идет о настраивании оркестра в концертном зале. «Таков,—по словам Валери,—восхитительно щемящий душу музыкальный беспорядок, хаос надежд, некое первичное состояние, могущее быть лишь эфемерным; но эта живая невнятица таит в себе нечто более универсальное и, быть может, более философское (!—К. С.), чем все возможные симфонии, ибо она содержит их в своей смеси, она их всех внушает. Она—некое одновременное присутствие всех будущностей. Она пророчествует»10.
9 Е. Husseri, Die Krisis der europaischen Wissenschaften... S. 152.
10 Fau I Valery, Oeuvres completes, t. I, p. 721. 56
ИДЕАЦИЯ.—Интуитивно-феноменологическая процедура, называемая также эйдетической интуицией, категориальным созерцанием, или усмотрением сущности. Идеировать, значит усматривать сущность предмета, отвлекаясь от количества наблюдений и индуктивных выводов и сосредоточивая внимание на одном лишь примере; приобретенное знание при этом будет носить характер априорности и обладать значимостью для всех возможных предметов данной региональной сущности. Процедура была описана Гуссерлем во 2-м томе «Логических исследований» в связи с предложенной им новой теорией абстракции. Традиционная теория абстракции, извлекающая понятие путем вычленения из массы явлений общих признаков и сводящая понятие к экстракту действительности, где с увеличением объема уменьшается содержание. оказалась логически несостоятельной, так как покоилась на petitio principii: в самом акте сравнения и различения единичных вещей уже молча предполагалось наличие понятия. По Гуссерлю, понятие образуется именно в акте узрения единичного предмета посредством особой установки сознания, которое, созерцая определенный предмет, «мнит», «идеирует» как раз его понятие. Так, геометр, пользуясь наглядным образом треугольника, имеет в виду не «этот вот» треугольник, а треугольник вообще, или собственно понятие треугольника. «В акте абстракции,— поясняет Гуссерль,—... данным для нас является само
общее; мы мыслим его не чисто-сигнитивным способом, как это имеет место в случае простого осмысления общих имен, а схватываем его, созерцательно овладеваем им. Вполне позволительно, поэтому, говорить здесь о созерцании или, точнее, о восприятии oбщeгo.
Таким образом, феноменологическое познание включает в себя не только чувственную интуицию, но и категориальную (ту самую, в которой Кант отказывал человеку, считая ее сверхчеловеческой). Более того, именно последняя и гарантирует познанию целостность, адекватность и абсолютность. При этом Гуссерль особенно настаивает на общедоступном характере идеации; она не имеет ничего общего с особыми дарованиями и способностями. «Созерцание сущности,—по его словам,—не содержит больших трудностей или «мистических» тайн, чем восприятие. Когда мы интуитивно постигаем «цвет» с полной ясностью, в его полной данности, данное становится сущностью; когда мы в таком же чистом созерцании, переходя от восприятия к восприятию, возвышаемся до той данности, которая есть «восприятие», восприятие в себе,—вот это самотождественное существо различных изменчивых отдельностей восприятия,—то мы созерцательно постигаем сущность восприятия. Докуда простирается интуиция, созерцательное сознание, дотуда простирается и возможность соответствующих идеации»12.
Роль идеации в феноменологии исключительна. С ней Гуссерль связывает феноменологическую реформу наук (см. «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОНТОЛОГИИ»). Поскольку сама феноменология мыслится им как «наука о «началах», о «матерях» всякого познания» и «материнское лоно всех философских методов»13, то научные дисциплины должны выстроиться по отношению к ней в систему коррелятивных звеньев. Это и осуществляется путем эйдетической интуиции, играю-
11 Е. Husserl. Logische Untersuchungen, Bd. 2, Т. 2. Elemente einer phanomenologischen Aufklarung der Erkenntnis, Halle, 1901, S. 634.
12 Э. Гуссерль, Философия, как строгая наука, с. 29.
13 Е. Husseri, Ideen... 111. Die Phanomenologle und die Funda-mente der Wissenschaften, „Husserllana", Bd. 5, Haag, 1971, S. 80.
щей роль посредника между феноменологией и эмпирическими науками. Эйдетические науки предпосылаются опытным наукам с целью трансцендентального прояснения соответствующих региональных категорий, которые «наивно» используются в опытных науках; тем самым последние преодолевают свою отчужденность от сущности, обусловленную неприятием категориального созерцания и догматической ставкой только на чувственный опыт, и трансцендентально приобщаются к основополагающей науке о допредикативной очевидности. Именно поэтому «наряду с феноменологической редукцией эйдетическая интуиция является основной формой всех особенных трансцендентальных методов, так что обе вполне определяют доподлинный смысл трансцендентальной феноменологии»14. (Дальнейшие разъяснения приводятся ниже в статьях «СВОБОДНАЯ ВАРИАЦИЯ В ФАНТАЗИИ» и «ЭЙДОС»).
Гуссерлевский интуитивизм занимает чрезвычайно своеобразное место среди прочих интуитивистских доктрин западной философии XX века. Его установка принципиально рациональная, и это отличает его, скажем, от интуитивной философии Бергсона, опирающейся на иррационализм. Отдельные формулировки у Бергсона почти буквально совпадают с ходом мысли в гуссерлевских работах; когда, например, Бергсон характеризует абсолютное познание как «познание, схватывающее свой объект изнутри, воспринимающее его таким, как он сам воспринимал бы себя, если бы его восприятие и бытие составляли одно и то же»15, это звучит почти как выдержка из Гуссерля, и все же принципиальная разница между обоими философами состоит в том, что бергсоновские интуиции носят, скорее, импульсивно-артистический характер, тогда как гуссерлевские функционируют в пределах чистой логики. Не случайно, что Бергсон, отметив однажды определенное сродство своей философии с феноменологией, признался, что прочитал «Логические исследования» лишь частично, найдя их «чересчур трудными»6, как неслучайно и восклицание Гуссерля после
14 Е. Hussrri, Carteslanische Meditationen, S. 74—75.
15 Н. Bergson, Ecrlts et paroles, t. 2, Paris, 1959, p. 303. 15 Λ Benrubt, Souvenirs sur Henrl Bergson, Neuchatel, 1942, p. 79.
одной лекции Койре о Бергсоне: «Подлинные последовательные бергсонианцы—это мы»17. Во всяком случае, симптоматично уже то обстоятельство, что интуитивизм Гуссерля был развит именно в работе, носящей заглавие «Логические исследования», и, более того, оказался фундаментом самой логики. Так бесцеремонно упразднялась абсурдная антиномия между логосом и эйдосом, определившая всю типику философии Нового времени.
Заметим еще, что гораздо более существенной, чем связь с бергсонианством, является близость идеирующего метода к мысли Гёте. Гётевское учение о протофеномене исчерпывающим образом предвосхищает всю методику Гуссерля, и остается лишь удивляться тому молчанию, которое окутывает эту близость в феноменологических кругах.
ИММАНЕНТНОЕ ВРЕМЯ.—Гуссерль различает три уровня сознания времени. Первый связан с так называемым объективным временем, присущим обычной психологической рефлексии, которая отождествляет процессы сознания с процессами внешнего времени. С помощью редукции (см. «РЕДУКЦИЯ») мы достигаем второго уровня, где наша рефлексия направлена на самосведенные акты сознания в их чистом временном протяжении. И, наконец, возможен новый тип рефлексии, направленный на время как таковое, абсолютное время, имманентное самому сознанию и трансцендентально обусловливающее все \его процессы. Эту последнюю саморефлексию Гуссерль называет «трансцендентальной самокритикой самого феноменологического познания»18, которая играет роль феноменологии по отношению к самой феноменологии. Здесь время оказывается изначальной способностью конституирования (см. «КОНСТИТУИРОВАНИЕ») всех внутренних предметностей сознания и обусловливает возможность дескриптивной феноменологии. Понятно, поэтому, что феноменологическое время не имеет ничего общего ни с реальным «натуральным» временем, ни с временем в смысле естест-
" A. Diemer, Edmund Husseri, Mesenhelm a. G., 1956, S. 86. 18 Е. Husseri, Formale und iranscendentale Logik, S. 255.
возкания, ни тем более с психологическим временем19, а представляет собою, напротив, некий протофеномен (Urphanomen) всех возможных временных модификаций. Анализ структуры имманентного времени занимал мысль Гуссерля на протяжении всех фаз его философской жизни, и был им однажды охарактеризован как наиболее важный вопрос всей феноменологии. В текстах его рассыпано разнообразие утонченных и сложнейших описаний конституирования временных объектов. Гуссерль исходит из абсолютно немодифицированного первовремени, которое обозначается им как «протоимпрессия» (Urimpression); очевидность этой «протоимпреосии» явлена в переживании «теперь», которое всякий раз содержательно тематизирует ее различные манифестации. Но фаза «теперь» никогда не дана в изоляции; она необходимым образом вписана в горизонт «прежде» и «после», в силу чего ей предоставляется возможность ретенциональных (связанных с прошлым) и протенциональных (связанных с будущим) модификаций. Структура этих модификаций чрезвычайно сложна. Гуссерль строго различает переживание внутренних объектов сознания и сами эти внутренние объекты. Последние возникают во временном потоке и принадлежат к нему, тогда как их переживание внеположно этому потоку; по Гуссерлю, «сознание-теперь не есть само теперь»20. Так проясняется акт ретенции, или сознания о прошлом в настояще.м.^.Когда мы актуально воспринимаем какую-то вещь, например,, отвлекающий нас шум в соседней комнате, наше восприятие состоит из актуальности момента и его переживания. Для облегчения дескриптивного процесса можно прибегнуть к помощи символических знаков н обозначить 'переживание буквой П, а саму актуальность буквой А; тогда мы в актуальном «теперь» имеем Π(Αι). Вспоминая потом этот шум, мы, по существу, переживаем то самое его восприятие, которое «прежде» было актуальным, и таким образом репрезентируем Αι. Обозначим репрезентацию (или собственно воспоминание) буквой Р; тогда мы получим Ρ (Αι), но поскольку сама ре-
19 Е. Husseri, Zur Phanomenologie des inneren Zeitbewussi-selns, „Mussel-liana", Bd. 10, Haag, 1966, S. 4.
20 Ibid. S. 333. Ср. R. Sokolowsky, Husserlian Meditations, How Words present Things, Evanston, 1974, pp. 138—169.
презентация является актуальной, формула усложняется: Π[Ρ(Αι)]. Под П, разумеется, следует понимать I актуальное переживание репрезентации. Но если так, то само время в этом опыте выступает, так сказать,. «двухколейно», в модусе двух «теперь», одно из которых предшествует другому. И поскольку мы воспро- \ изводим в памяти первоначальный (бывший) акт восприятия, мы воспроизводим тем самым и наше первоначальное (бывшее) переживание этого акта, так что окончательная формула воспоминания выглядит следующим образом: Π2{Ρ[Πι(Αι)]}. Это значит, что воспоминание (репрезентация) не тематизирует прошлый акт, как это делает рефлексия, а переживает его имманентно в модусе его, а не своего «теперь». Мы вспоминаем не только шум, но и самих себя, воспринимающих этот шум; поэтому воспоминание носит не образный характер, как это обычно полагают, а чисто переживаемый. Ведь образ и акт воспоминания полностью слиты в одном актуальном «теперь»; мы должны были бы перенести прошлое в настоящее и лишить его присущего ему тогда актуального «теперь»; воспоминание, понимаемое так, оказывается фиктивным самоудовлетворением замкнутой в себе актуальности, или попросту галлюцинацией. «Это было бы уже не воспоминанием,—подчеркивает Гуссерль,—а галлюцинирующим 'восприятием того, что есть прошлое, но не в качестве самого прошлого»21. Подлинное же воспоминание есть репрезентация прошлого в.качестве именно прошлого; ведь вспоминая шум, мы вспоминаем не только этот шум, но и самих себя в моменте его восприятия и переживания. Иначе и не может быть, так как он имел место не изолированно, а в нашем сознании; поэтому, репрезентируя его «теперь», мы репрезентируем самих себя в модусе уже бывшего «теперь», прошедшего, но воспроизводимого в настоящем моменте во всей его себе-тождественной автономности.
В итоге, протоимпрессия, осуществляющая себя в бесконечных актах ретенциональных и протенцио-нальных модификаций, характеризуется Гуссерлем как источник всего дальнейшего сознания. Важно учесть: ни одно «теперь» не может быть мыслимо в отрыве от универсального горизонта временных потенций, посредством которых сознание обретает це-
21 Ibid., S. 182.
лостность и жизненность. Без этих модификаций, по Гуссерлю, оказалась бы невозможной сама духовная жизнь (Geistesleben) сознания, которое именно в непрестанном самоинтуировании собственного горизонта «прежде» и «после» достигает осознанности в переживании каждого актуального «теперь»22. Как далеко могут простираться ретенциональные и протенциональные интенции сознания, зависит от интенсивности духовной жизни. Последним выводом радикальной рефлексии остается у Гуссерля констатация принципиальной и неограниченной разомкнутости имманентного времени, но до опытного осознания конкретных последствий этой разомкнутости он, по всей вероятности, не сумел дойти.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ.—Гуссерль часто определял феноменологию как теорию логических переживаний. Необычайность этого определения связана с оригинальностью самой проблематики: что происходит в нас, когда мы мыслим? Вопрос отнюдь не праздный, напротив, первостепенный, так как именно от прояснения его зависит требование беспредпосылочности познания. Мысля нечто, мы упускаем из виду процесс самого мышления; мыслительная жизнь протекает в нас бессознательно, и мы довольствуемся результатами мысли, просыпая весь генезис и типику ее функционирования. «Логические переживания» и есть скрытая жизнь мысли в нас, без уяснения которой невозможна никакая сколько-нибудь адекватная теория познания, поскольку познавать нечто, не имея и понятия о том, как свершается сам процесс познания, значит нарушать основное правило логики познания. Отсюда следует, что теории познания должен быть предпослан анализ сознания; теория логических переживаний вырастает, поэтому, в теорию сознания, разработка которой и исчерпывает, собственно говоря, все задачи феноменологии.
Сознание, по Гуссерлю, представляет собою целостный поток переживаний, в которых воспринимается предмет. Наиболее существенным признаком этого потока является интенциональность— направленность на предмет, или имманентная предметность (термин
22 £. Husseri, Analysen zur passiven Synthesis, „Husserllana", Bd. 11, Haag, 1966, S. 326.
63·
«интенциональность», восходящий к схоластике, Гуссерль перенял у Ф. Брентано, истолковав его в совершенно новом и фундаментальном для всей феноменологии смысле).
Когда в своем непосредственном опыте мы переключаем внимание с воспринимаемых вещей на самый акт восприятия, в котором эти вещи «являются», мы покидаем сферу обыденного эмпирического сознания и оказываемся в зоне феноменологического сознания, реальность которого составляют указанные «явления», [или «феномены» в собственном смысле слова. Мы, таким образом, имеем дело с предметами как чистыми имманентностями сознания, безотносительно к тому, реальны они «вне» сознания или нет. Единственное, что нас интересует,—это структура их переживания; здесь мы фиксируем в первую очередь, что отличительным признаком каждого «феномена» оказывается направленность сознания на предмет, или его интенциональность. Сознавать, значит «иметь в виду», «мнить», «интендировать» что-то, но сознавать что-то, не значит просто иметь это что-то в сознании. Гуссерль приводит грубый, но весьма поучительный для всякого рода субъективно-идеалистических концепций сознания пример: если сознание испытывает удовлетворение и даже пресыщение от заполненности водного резервуара локомотива, то последний не становится тем самым его «телом»23. Каждому феномену присуща собственная интенциональная структура, состоящая из множества интенционально соотнесенных компонентов. Так, например, восприятие куба представляет собою целую связь разнообразных интенций: куб «является» в различных точках зрения и перспективах; зримые стороны его интенционально соотнесены с не зримыми, но предполагаемыми сторонами, так что наблюдение всего этого потока, «аспектов» и характера их синтеза обнаруживает наличие единого, целостного сознания «о» некоем константном предмете во всех частных фазах переживаний. При этом следует учитывать и различные модусы «явленности» предмета сознанию: восприятие, воображение, припо-
23 Е. Husseri, Ideen... Ill, S. 117. Ср. остроумное замечание французского философа Алена: „Не лес, в котором я прогуливаюсь во сне, находится в моем теле, а мое тело в лесу". Alain, Elements de la p'lllosophie, Paris, 1969, p. 61..
минание и т. д.; интенциональная структура предмета, строго соответствует специфике модусов его переживания. Сказанное распространяется Гуссерлем на всю сферу психического опыта.
Для понимания интенциональности необходимо, прежде всего, иметь в виду принципиальное различие, которое устанавливается здесь между сознанием и объектом его направленности. Предмет существует «вне» сознания, и его свойства не привходят в сознание извне; сознание лишь «мнит», «интендирует» (впоследствии Гуссерль скажет: «конституирует») его, и в самом этом акте имеет дело не с эмпирически-вещественной природой его, а со смысловой структурой, которую само же образует. Интенциональное переживание идентично· предмету, но сам предмет при этом берется «умно», т. е. в эйдосе, непреходяще и неуничтожимо; в этом отношении интенциональное переживание, скажем, «Сикстинской Мадонны» более реально, чем само полотно, реальность которого предоставлена на милость случая. Сводить предмет к восприятию, к совокупности образов и впечатлений, значит не понимать ни предмета, ни впечатлений. Оставлять его вовне и добиваться от сознания чисто внешнего его усвоения—нонсенс, осмыслить который не под силу даже специалистам по части абсурда. Интенционально воспринятый,.предмет попадает, наконец, в фокус осмысленности: во-первых, он продолжает физически занимать назначенное ему место под солнцем (вопреки всем стараниям не способных смириться с этим философов), во-вторых, он открывается в сознании полнотой своей идеи, и в-третьих, даже находясь «в» сознании, он не растворяется в импрессиях, а сохраняет и тут всю свою структурную изваянность, состоящую, однако, из совершенно своеобразного «вещества», над которым работает не менее своеобразный «мастер». Вещество это Гуссерль обозначает словом «гиле» (греч. ΰλη—материя, необработанный материал). Что же такое «гиле»? Ответ очень прост: оно—интендированное вещество, вещество, взятое в смысле, но не в абстрактном смысле, а в самом конкретном, т. е. оно есть не абстрагированное вещество, а идеированное. «Дерево,—поясняет Гуссерль,—может сгореть, распасться на составляющие его химические элементы и т. д. Но смысл—смысл этого восприятия, элемент, принадлежащий по необходимости к его сущно-
сти,—сгореть не может, он лишен химических элементов, сил, реальных свойств»24. «Гилетический» слой пере- живания обрабатывается, в свою очередь, собственно интенциями сознания, или «поэтическими» структурами, в результате чего и образуется «ноэма» самого предмета (о терминах «НОЭЗИС» и «НОЭМА» см. ниже).
Важно отметить, что интенциональные акты могут быть направлены не только на реально существующие вещи, но и на вымышленные. Их различие при этом носит не принципиальный, а модальный характер. Можно было бы возразить, что вымышленный предмет, поскольку его не существует реально, сводится к нашим представлениям. Гуссерль отклоняет это возражение на классическом примере «кентавра, играющего на флейте». Разумеется, образ кентавра есть порождение нашего ума. «Но кентавр, играющий на флейте, является представлением в том смысле, в каком представлением называют то, что представлено, а не в том, что представление было бы обозначением психического переживания. Сам кентавр, разумеется, не есть нечто психическое, он не существует ни в душе, ни в сознании, ни где-либо еще в другом месте; он вовсе не существует и является совершенной выдумкой; говоря точнее, переживание выдумки есть выдумка кентавра. В этом отношении можно, бесспорно, говорить о том, что «выдуманный кентавр» принадлежит самому переживанию. Но пусть не путают это переживание выдумки с тем, что, как таковое, было выдумано в нем»25. Таким образом, существенной чертой интенциональных переживаний является не только их направленность на объект, но и полная нейтральность в отношении его онтологической характеристики. Существует или не существует объект интенционального описания, этот вопрос остается полностью открытым и исключается из тематического круга интересов феноменолога путем последовательной редукции. Речь идет не о скептической или солипсистской. установке, а просто о методической проце-
2< Е. Husserl. Ideen... I, S. 184.
25 Ibid., S. 42. Мы не ошиблись бы, предположив, что дальнейшее радикальное осмысление, поверх всех неосознанных «запретов» самого Гуссерля, оказало бы немалую услугу специалистам в области мифологии.
дуре, исключающей экзистенциальное содержание феномена и исследующей его чисто эссенциальную струк- туру. Гуссерль подчеркивает: «Смысл высказывания о предметности, что она есть и познавательным образом проявляет себя как сущее и притом сущее в определенном виде, должен именно из одного сознания сделаться очевидным и вместе с тем без остатка понятным, а для этого необходимо изучение всего сознания, так как оно во всех своих образованиях переходит в возможные функции познания»26.
Здесь позволительно снова сослаться на уже цитированное нами выше письмо Рильке; эвристически оно могло бы оказаться совершенно неожиданным истолкованием глубиннейших пластов проблемы:
«Природа, вещи нашего обихода и потребления случайны и бренны; но пока мы живем здесь, все они— наше владение, наши друзья, соучастники наших горестей и радостей, какими они уже были для наших предков. Так, все здешнее не только не следует принижать или перемещать в низший разряд, а как раз именно из-за его временности, которой оно обладает наравне с нами, все здешние явления и вещи должны быть поняты нашим внутренним разумом и преображены. Преображены? Да, потому что задача наша— так глубоко, так страстно и с таким страданием принять в себя эту преходящую бренную землю, чтобы сущность ее в нас «невидимо» снова восстала... У земли нет иного исхода, как становиться невидимой: в нас, частью своего существа причастных к невидимому, пайщиках этого невидимого, могущих умножить за время нашего пребывания здесь наши невидимые владения,— в нас одних может происходить это глубоко внутреннее и постоянное превращение видимого в невидимое, уже 'больше не зависимое от видимого и ощутимого бытия—подобно тому, как наша собственная судьба в нас постоянно присутствует и постоянно невидима»27.
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ.—Феноменология как универсальная наука, выводящая мир из конституи-
Э. Гуссерль, Философия, как строгая наука, с. 14.
Ρ.—Λί. Рильке, Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи, с. 305—307.
рующих интенций чистой трансцендентальной субъективности, неминуемым образом сталкивается с опасностью солипсизма. «Когда Я, медитирующее Я,—замечает Гуссерль,—редуцирую себя с помощью феноменологического эпохе к моему собственному трансцендентальному Эго, не становлюсь ли я solus ipse и не остаюсь ли я им на протяжении всего процесса последовательного самоистолкования под титулом феноменологии?»20 С другой 'стороны!, очевидно, что солипсизм не является здесь отправным пунктом рефлексии; он—именно препятствие, подстерегающее анализ на путях самопознания, точнее, даже ι ρ препятствие, а видимость,.кажимость, призрак (Schein, Gespenst).препятствия; как таковой, солипсизм—не столько реальная проблема мысли, сколько «мысленный эксперимент» (Gedankenexperiment), а солипсист — «сконструированный субъект» (konstruiertes Subjekt), который, по словам Гуссерля, даже не заслуживает своего имени. «Абстракция, осуществленная нами... не дает изолированного человека, изолированную человеческую личность. Эта абстракция состоит не в том, чтобы подготовить коллективное уничтожение люден и животных, окружающих нас, пощадив одного лишь человеческого субъекта, который есмь я. Субъект, оставшийся бы одним в этом случае, был бы все равно человеческим субъектом и оставался бы всегда интерсубъективным предметом, постигающим и полагающим себя в качестве такового»29. Как бы ни было, но Гуссерлю пришлось одолевать это препятствие, феноменологически формулируемое им как проблема конституирования интерсубъективности.
Если для достижения чистого сознания феномено-лог прибегает к радикальной процедуре «заключения в скобки» (см. «РЕДУКЦИЯ») всего эмпирического мира, а значит и всех других субъектов, поскольку и они принадлежат к эмпирическому миру, включая и свое собственное эмпирическое «Я», то каким образом из полученной «чистой субъективности» трансцендентальное «Я» приходит к трансцендентальным другим «Я»? Разрешению этой труднейшей ситуации посвящены многие страницы в поздних работах Гуссерля;
2э Е. Husseri, Carteslanische Medltatlonen, S. 91. 29 Е. Husseri, Ideen... 11. S. 81.