Усиление разногласий между церковной и светской властью




Материал урока

Церковь после Смуты

Церковь после Смуты
Трудное материальное положение церкви+ значительные людские потери Укрепление влияния в обществе Поддержка царской власти Укрепление влияния патриархов активная хозяйственная деятельность

 

Реформа патриарха Никона

Реформа -важное изменение в жизни людей (запись термина в тетрадь)

Причины церковной реформы
Много ошибок в церковных книгах Разночтения в обрядах, молитвах. В разных местах обряды были разные Разноголосье на молитвах. Так иногда священник читал одно а миряне другое

 

В результате подготовительных работ к реформе Русская православная церковь разделилась на два лагеря

Религиозная Реформа
Царь А.М. за новые греческие образцы Иосиф- за старорусские.образцы

Февраля 1652 года по предложению царя Никон стал патриархом Церкви

Ключевые цели реформы  
Создание единой церкви для единого государства Стремление отстаивать идею о «Москве-Третьем Риме» как о единственном оплоте истинной веры Унификация обрядов, церемоний, книг Повышение авторитета церкви в общественной и политической жизни
       

Церковная реформа Никона (1653-1655)

Ключевые моменты реформы Никона:

-введено новое крещение тремя пальцами- поясные поклоны вместо земных- переписаны книги на греческий манер -крестный ход против солнца -трижды говорить аллилуйя -изменены правила писания икон

-проповеди читают сами проповедники- Введено понятие "православие" -отмена шатрового стиля создания церквей.

Священный Собор 1654 г. с участием царя и Боярской Думы одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути. Так, коломенский епископ Павел, возражавший на Соборе 1654 г., без соборного суда был лишен сана, люто бит, сослан. От унижений он сошел с ума и скоро умер. Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя люди патриарха на­сильно вламывались в дома московских жителей — посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретическо­го письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пи­шет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы жгли.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Объективные трудности в проведении реформы
Моральная неготовность части священников и верующих к нововведениям Личные качества и методы Никона. Нетерпение и выбор насильственных мер предопределили Раскол Желание Никона стать соправителем царя.

 

Патриарх Никон будучи властолюбивым человеком пытался оказывать влияние на политику государя Алексея Михайловича. Это привело к крупной ссоре между царем и патриархом, а также конфликту светской и религиозной власти.

1666/67гол –Никон слагает с себя сан патриарха. Он предстал перед Церковным Собором. Собор постановил:
Сослать Никона в Ферапонтов монастырь Поддержка реформы + закрепление приоритета царской власти Продолжение борьбы и гонений с противниками реформы
Раскол
Никониане- сторонники реформ Старообрядцы (Поволжье Сибирь Урал)
Никон-патриарх Протопоп Авакум лидер партии Старообрядцев.Священник Русской церкви, протопоп, писатель.В 1652 г.Аввакум становиться противником реформ. Строгий, аскетичный он был авторитетом в рядах верующих. Уже в 1653 г. Аввакум попадает в темницу Андроньева монастыря, а потом от­правляется в изгнание в Тобольск. В «сибирской столице» протопоп не унялся, и в 1655 г. его велели свезти еще дальше на р.Лену, а через год отправили в поход с Афанасием Пашковым в землю дауров. Как все, Аввакум терпел лишения, голод, но вдоба­вок «воевода-озорник» (по словам протопопа) часто срывал на нем гнев и однаж­ды даже избил до потери сознания. В 1666 г. Аввакум и ряд других расколоучителей предстали на Священном Собо­ре в Москве Аввакума расстригли и предали анафеме. Вместе со своими единомышленника­ми он через ледяные пустыни побрел в Пустозерск 15 лет пробыл в земляной тюрьме. 14 апреля 1681 г. Аввакум, поп Лазарь, дьякон Федор, инок Епифаний как учи­теля раскола и «хулители царского дома» были сожжены на костре. Однако около 60 произведений Аввакума остались жить среди староверов и почитаются ими до сих пор.Главное произведение «Житие»
       
Последствия раскола
Распад единой русской православной церкви Большие людские и материальные потери 1)акты самосожжения, голодовки 2)бегство людей, отказы платить налог 3)вооруженное сопротивление Боярыня Морозова- лидер сопротивления в Новгороде 4)1668-1676г восстание Соловецкого монастыря Развитие церковного образования Унификация церковных обрядов и жизни Усиление государственного контроля над церковью.   Усиление контроля церкви над жизнью верующих

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: