Материал урока
Церковь после Смуты
Церковь после Смуты | ||||
Трудное материальное положение церкви+ значительные людские потери | Укрепление влияния в обществе | Поддержка царской власти | Укрепление влияния патриархов | активная хозяйственная деятельность |
Реформа патриарха Никона
Реформа -важное изменение в жизни людей (запись термина в тетрадь)
Причины церковной реформы | ||
Много ошибок в церковных книгах | Разночтения в обрядах, молитвах. В разных местах обряды были разные | Разноголосье на молитвах. Так иногда священник читал одно а миряне другое |
В результате подготовительных работ к реформе Русская православная церковь разделилась на два лагеря
Религиозная Реформа | |
Царь А.М. за новые греческие образцы | Иосиф- за старорусские.образцы |
Февраля 1652 года по предложению царя Никон стал патриархом Церкви
Ключевые цели реформы | |||
Создание единой церкви для единого государства | Стремление отстаивать идею о «Москве-Третьем Риме» как о единственном оплоте истинной веры | Унификация обрядов, церемоний, книг | Повышение авторитета церкви в общественной и политической жизни |
Церковная реформа Никона (1653-1655)
Ключевые моменты реформы Никона:
-введено новое крещение тремя пальцами- поясные поклоны вместо земных- переписаны книги на греческий манер -крестный ход против солнца -трижды говорить аллилуйя -изменены правила писания икон
-проповеди читают сами проповедники- Введено понятие "православие" -отмена шатрового стиля создания церквей.
Священный Собор 1654 г. с участием царя и Боярской Думы одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути. Так, коломенский епископ Павел, возражавший на Соборе 1654 г., без соборного суда был лишен сана, люто бит, сослан. От унижений он сошел с ума и скоро умер. Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей — посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы жгли.
Усиление разногласий между церковной и светской властью
Объективные трудности в проведении реформы | |
Моральная неготовность части священников и верующих к нововведениям | Личные качества и методы Никона. Нетерпение и выбор насильственных мер предопределили Раскол Желание Никона стать соправителем царя. |
Патриарх Никон будучи властолюбивым человеком пытался оказывать влияние на политику государя Алексея Михайловича. Это привело к крупной ссоре между царем и патриархом, а также конфликту светской и религиозной власти.
1666/67гол –Никон слагает с себя сан патриарха. Он предстал перед Церковным Собором. Собор постановил: | |||
Сослать Никона в Ферапонтов монастырь | Поддержка реформы + закрепление приоритета царской власти | Продолжение борьбы и гонений с противниками реформы | |
Раскол | |||
Никониане- сторонники реформ | Старообрядцы (Поволжье Сибирь Урал) | ||
Никон-патриарх | Протопоп Авакум лидер партии Старообрядцев.Священник Русской церкви, протопоп, писатель.В 1652 г.Аввакум становиться противником реформ. Строгий, аскетичный он был авторитетом в рядах верующих. Уже в 1653 г. Аввакум попадает в темницу Андроньева монастыря, а потом отправляется в изгнание в Тобольск. В «сибирской столице» протопоп не унялся, и в 1655 г. его велели свезти еще дальше на р.Лену, а через год отправили в поход с Афанасием Пашковым в землю дауров. Как все, Аввакум терпел лишения, голод, но вдобавок «воевода-озорник» (по словам протопопа) часто срывал на нем гнев и однажды даже избил до потери сознания. В 1666 г. Аввакум и ряд других расколоучителей предстали на Священном Соборе в Москве Аввакума расстригли и предали анафеме. Вместе со своими единомышленниками он через ледяные пустыни побрел в Пустозерск 15 лет пробыл в земляной тюрьме. 14 апреля 1681 г. Аввакум, поп Лазарь, дьякон Федор, инок Епифаний как учителя раскола и «хулители царского дома» были сожжены на костре. Однако около 60 произведений Аввакума остались жить среди староверов и почитаются ими до сих пор.Главное произведение «Житие» | ||
Последствия раскола | |||
Распад единой русской православной церкви | Большие людские и материальные потери 1)акты самосожжения, голодовки 2)бегство людей, отказы платить налог 3)вооруженное сопротивление Боярыня Морозова- лидер сопротивления в Новгороде 4)1668-1676г восстание Соловецкого монастыря | Развитие церковного образования Унификация церковных обрядов и жизни | Усиление государственного контроля над церковью. Усиление контроля церкви над жизнью верующих |