Вопрос (20 баллов)
Позитивизм: сущность учения и этапы его развития (концепция О. Конта, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)
Вопрос (20 баллов)
Индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий. Всегда ли лучше быть личностью, нежели не быть ей?
Вопрос (20 баллов)
Дж. Бруно полагал: «Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим». Созвучную мысль высказывает К. Маркс: «У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: "Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета".»
Предполагают ли, с Вашей точки зрения, профессиональные занятия интеллектуальной деятельностью наличие определённого рода мужества? Почему в истории науки и философии нередки случаи, когда человек жертвовал жизнью во имя идеи?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15
Вопрос (20 баллов)
Постмодернизм: предпосылки возникновения, характерные особенности, влияние на культуру, основные представители
Вопрос (20 баллов)
Представления о субъективном и объективном характере ценностей. Проблема поиска универсальных ценностей, её значение в контексте глобализации 3 вопрос (20 баллов)
В.И. Вернадский пишет: «Одно из самых основных различий в нашем мышлении – математика и натуралиста – это характер пространства. Для математика … пространство является бесструктурным. Оно характеризуется измерениями, и только. Для естествоиспытателя … пустое незаполненное пространство не существует… Реальное пространство натуралиста совпадает с той физической средой, в которой идут наблюдения… Идеальное пространство геометра не существует для натуралиста: оно для него реально только в том случае, если бы наблюдения указывали ему, что, подобно времени, …пространство изотропно, однородно везде и всюду. В действительности этого нет – физическая среда явно разнородна».
|
Сравните культурное пространство с пространством «для математика» и «для естествоиспытателя». На какое из двух последних оно более походит? В чём его специфика?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16
Вопрос (20 баллов)
Метод универсального сомнения, представления о познании и психофизическая проблема в учении Р. Декарта
Вопрос (20 баллов)
Личность с точки зрения различных философских и психологических подходов
Вопрос (20 баллов)
Э. Фромм, описывая экзистенциальные ориентации на обладание и бытие, обращался за примерами и к студенческой жизни.
Мыслитель утверждает: «У студентов, для которых обладание является главным способом существования, нет иной цели, как придерживаться того, что они «выучили», – либо твердо полагаясь на свою память, либо бережно сохраняя свои конспекты».
Студентов, ориентированных на бытие, Э. Фромм описывает следующим образом: «Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления».
Как Вам представляется, современная система образования ориентирует студентов на обладание или на бытие? Ответ обоснуйте.
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17
Вопрос (20 баллов)
Проблема соотношения разума и веры в трудах представителей патристики и схоластики
Вопрос (20 баллов)
Проблема свободы воли и её этическое значение. Совместимы ли последовательный детерминизм и свобода?
Вопрос (20 баллов)
В. Франкл полагает: «Свобода предполагает ограничения, основывается на них. Психика зависит от инстинкта, существование – от материи. Но эта зависимость особого рода. Человек всегда превосходит землю, по которой идет, земля нужна ему лишь постольку, поскольку он может от нее оттолкнуться, использовать как трамплин. Если бы нам надо было дать определение человеку, мы бы сказали, что человек представляет собой существо, освободившее себя от всего, что его определяло (определяло как биологический, психологический и социологический тип), другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты – либо побеждая их и формируя их по-своему, либо намеренно подчиняясь им».
В чём, согласно мнению автора, заключается сущностная черта человека? Можно ли сказать, что человек свободен не от ограничений, а благодаря ограничениям?.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18
Вопрос (20 баллов)
Монизм, пантеизм и рационализм Б. Спинозы
Вопрос (20 баллов)
Коллективизм и индивидуализм как ценностные ориентации, социокультурный фактор их формирования
Вопрос (20 баллов)
Ж.-П. Сартр утверждает: «Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование».
Разделяете ли Вы позицию Ж.-П. Сартра? Любой ли сущности может предшествовать любое существование? Если нет, всегда ли человек полностью ответственен за то, что он собой являет?