Вопрос (20 баллов)
Атомизм Левкиппа и Демокрита и Эпикура: расхождения в вопросе о детерминированности движения атомов
Вопрос (20 баллов)
Цивилизационный и формационный подходы к истории, преимущества и недостатки каждого из них
Вопрос (20 баллов)
И. Кант утверждал: «В ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может быть названо святым».
Что «освящает» человека и человечество в глазах И. Канта? Может ли, согласно его позиции, быть святым умалишённый?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9
Вопрос (20 баллов)
Натурфилософские концепции эпохи Возрождения, пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно
Вопрос (20 баллов)
Социум как система. Элементы социальной системы и связи между ними. Специфика применения системного подхода в социальных науках
Вопрос (20 баллов)
Р. Декарт писал: «Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание (conceptum) ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция, хотя она и не может быть произведена человеком неправильно, как мы отмечали ранее».
|
Согласны ли Вы с Р. Декартом в том, что интуиция имеет рациональную природу? Сопоставьте точку зрения Картезия с представлениями об интуиции К.Г. Юнга
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10
Вопрос (20 баллов)
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
Вопрос (20 баллов)
Экологические проблемы современности как следствие мировоззренческих установок техногенной цивилизации
Вопрос (20 баллов)
Лао-цзы утверждает: «Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истиной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной».
Какую оценку можно дать совершенномудрому, руководствуясь западноевропейскими ценностями? Не обернутся ли некоторые из отмеченных Лао-цзы достоинств недостатками при изменении «системы мировоззренческих координат»?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11
Вопрос (20 баллов)
Материалистический подход к социально-исторической проблематике в рамках философии марксизма
Вопрос (20 баллов)
Философские истоки идеи правового государства. Соотношение понятий «право» и «мораль»
Вопрос (20 баллов)
С. Гроф пишет: «Трансперсональный опыт, включающий преодоления пространственных ограничений, наводит на мысль о том, что границы между человеком и остальным универсумом не фиксированы и не абсолютны. В определённых условиях оказывается возможной пространственная идентификация с любым объектом универсума, включая весь космос».
|
Совместима ли констатируемая С. Грофом ситуация с представлениями о такой характеристике человека, как личность? Ответ аргументируйте.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12
Вопрос (20 баллов)
Материалистические и атеистические тенденции философии эпохи Просвещения
Вопрос (20 баллов)
Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм
Вопрос (20 баллов)
Э. Фромм утверждает: «Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями мы можем назвать моральным одиночеством. И можем утверждать, что моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное».
Можно ли считать, что одиночество как психический феномен не зависит от наличия или отсутствия ситуации физического одиночества? Ответ аргументируйте.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13
Вопрос (20 баллов)
Объективный идеализм и диалектика Г. В. Ф. Гегеля
Вопрос (20 баллов)
Сциентизм и антисциентизм, ценность науки и ценности и ценности с точки зрения науки. Истина как ценность и главная цель науки. Моральная ответственность учёного
Вопрос (20 баллов)
А. И. Герцен в «Былом и думах» пишет: «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчётное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы – за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей всё существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орёл, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
Кого подразумевает автор между «ними» и «нами»? Какой позиции придерживаетесь Вы в данном споре? Свой ответ аргументируйте.