Вопрос (20 баллов)
Дискуссия славянофилов и западников об историческом пути России
Вопрос (20 баллов)
Эстернализм и интернализм. Влияние социокультурного контекста на развитии науки.
Вопрос (20 баллов)
Блаженный Августин так рассуждает о проблеме времени: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? и если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое».
Августин придерживается линейной концепции времени. Что могло бы измениться в его выводах, если бы он, подобно античным мыслителям, рассматривал время как циклический процесс?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №27
Вопрос (20 баллов)
Иррационализм, волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра
Вопрос (20 баллов)
Основные концепции ценностей. Можно ли ставить вопрос о подлинности ценностей, если они не подлежат верификации?
Вопрос (20 баллов)
«Первые выделявшиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, – отмечал Ф. Энгельс, – но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе».
От чего и за счёт чего освобождает нас культура? Как соотносятся со свободой культурные ограничения?
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №28
Вопрос (20 баллов)
Базовые категории и пути развития философии Древнего Китая
Вопрос (20 баллов)
Человек как биосоциальное существо. Как соотносятся детерминация природой и обществом с человеческой свободой?
Вопрос (20 баллов)
В. И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца».
Какое свойство мышления констатирует автор? Какова роль этого качества в развитии человеческой цивилизации?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №29
Вопрос (20 баллов)
Физика, метафизика и логика Аристотеля
Вопрос (20 баллов)
Разум как фактор земной и космической эволюции. Концепции биосферы ноосферы
Вопрос (20 баллов)
Ж.-П. Сартр писал: «Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия».
В чём заключается «проективность» человека, согласно Ж.-П. Сартру? Возможно ли объективное изучение человека как субъективно переживаемого проекта?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30
Вопрос (20 баллов)
Гносеологическая проблематика философии Нового времени, эмпиризм и рационализм
Вопрос (20 баллов)
Проблема самоидентификации как специфически человеческий феномен
Вопрос (20 баллов)
Э. Фромм утверждает: «Любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз».
|
Согласны ли Вы с позицией автора? Не противоречит ли понимание любви как общей установки представлениям об избирательном характере романтической любви?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №31
Вопрос (20 баллов)
Социальная и этическая проблематика в творчестве представителей афинской школы
Вопрос (20 баллов)
Проблемное поле гносеологии. Диалог философии и когнитивных наук о сущности познания
Вопрос (20 баллов)
Б. Паскаль писал: «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, – человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает».
Легко ли Вам представить античного мыслителя, рассуждающего таким образом? Свой ответ аргументируйте.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №32
Вопрос (20 баллов)
Православная философия Византии: специфика в сравнении со схоластикой. Учение Паламы о Божественных энергиях
Вопрос (20 баллов)
Основные функции картины мира. Её обусловленность языком и вытекающие отсюда последствия. Теория лингвистической относительности.
Вопрос (20 баллов)
Н.Ф. Фёдоров утверждал: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Философ задавался вопросами: «Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они – кто?»
Как бы Вы ответили на данные вопросы? Как соотносится позиция Н.Ф. Фёдорова с концепцией разумного эгоизма?