(кодификатор профессий для индивидуальных консультаций)
Полученную информацию можно использовать в индивидуальной работе с учащимися при принятии ими решения о степени пригодности для них той или иной профессии. Для этого необходимо иметь возможность сравнения полученных для каждого из учащихся индивидуальных профилей с такими же по форме представления профилями конкретных профессий.
Приводим ниже профили, разработанные С. И. Вершининым и др.
| Названия профессий | СФЕРЫ | ||||
| П | Т | Ч | З | Х | |
| 1. Агент коммерческий | |||||
| 2. Агроном | |||||
| 3. Адвокат | |||||
| 4. Актер драматического театра | |||||
| 5. Архивариус | |||||
| 6. Архитектор зданий | |||||
| 7. Библиограф | |||||
| 8. Ботаник | |||||
| 9. Брокер | |||||
| 10. Бухгалтер | |||||
| 11. Водитель автомобиля | |||||
| 12. Воспитатель дошкольного учреждения | |||||
| 13. Врач-терапевт | |||||
| 14. Гид-переводчик | |||||
| 15. Гравер | |||||
| 16. Гувернер-воспитатель | |||||
| 17. Делопроизводитель | |||||
| 18. Диспетчер | |||||
| 19. Животновод | |||||
| 20. Журналист | |||||
| 21. Закройщик | |||||
| 22. Инженер-конструктор | |||||
| 23. Инженер-программист | |||||
| 24. Инспектор ГАИ | |||||
| 25. Искусствовед | |||||
| 26. Картограф | |||||
| 27. Кассир | |||||
| 28. Контролер отдела технического контроля | |||||
| 29. Лаборант химического анализа | |||||
| 30. Лесничий | |||||
| 31. Лингвист | |||||
| 32. Маникюрша | |||||
| 33. Маркетолог | |||||
| 34. Массажист | |||||
| 35. Машинист метрополитена | |||||
| 36. Машинист экскаватора | |||||
| 37. Машинистка | |||||
| 38. Медицинская сестра | |||||
| 39. Менеджер по персоналу | |||||
| 40. Модельер | |||||
| 41. Наладчик машин и оборудования | |||||
| 42. Няня | |||||
| 43. Обувщик по ремонту обуви | |||||
| 44. Озеленитель | |||||
| 45. Оператор связи | |||||
| 46. Оператор станков с программным управлением | |||||
| 47. Оператор ЭВМ | |||||
| 48. Отделочник | |||||
| 49. Официант | |||||
| 50. Парикмахер-модельер | |||||
| 51. Переводчик | |||||
| 52. Полировщик | |||||
| 53. Предприниматель частного бизнеса | |||||
| 54. Продавец продовольственных товаров | |||||
| 55. Продавец промышленных товаров | |||||
| 56. Прядильщица | |||||
| 57. Работник социального обеспечения | |||||
| 58. Резчик по дереву | |||||
| 59. Садовод | |||||
| 60. Секретарь-референт | |||||
| 61. Сестра-хозяйка | |||||
| 62. Скорняк | |||||
| 63. Скульптор | |||||
| 64. Слесарь механосборочных работ | |||||
| 65. Слесарь по ремонту автомобилей | |||||
| 66. Сортировщик почтовый | |||||
| 67. Стенографист | |||||
| 68. Телеграфист | |||||
| 69. Товаровед | |||||
| 70. Фотограф | |||||
| 71. Художник-оформитель | |||||
| 72. Чертежник-конструктор | |||||
| 73. Эколог | |||||
| 74. Экономист | |||||
| 75. Экскурсовод |
Вначале выявляется наибольшая степень выраженности в индивидуальном профиле оптанта конкретной профессиональной области, а затем подбирается соответствующий круг профессий (5-7) с таким же или отличающимся на 1 балл значением. Из этого круга школьник должен подобрать 1 – 3 профессии, наиболее совпадающие по своему профилю с его индивидуальным профилем.
Приведем пример такого поиска.
Учащийся получил следующий индивидуальный профиль:
| П | Т | Ч | З | Х |
У него наиболее выражена область «человек – техника». Ищем профессии с таким же показателем в этой области:
| 24. Инспектор ГАИ | |||||
| 52. Полировщик |
Заносим их в таблицу (название профессии и профиль) бланка ответов для индивидуальных консультаций.
Двух профессий для выбора явно недостаточно, поэтому подбираем также профессии, которые по этому показателю отличаются на один балл как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения:
| 6. Архитектор зданий | |||||
| 23. Инженер-программист | |||||
| 43. Обувщик по ремонту обуви | |||||
| 46. Оператор станков с программным управлением |
Заносим их также в таблицу бланка ответов.
Теперь у нас имеется 6 профессий, из которых можно провести выбор наиболее подходящих. Для этого надо отыскать такую профессию, которая так же, как и профиль данного учащегося, имеет выраженность в следующих по степени значимости профессиональных областях. Сравнив выбранные профили, находим, что таким требованиям удовлетворяет только профессия № 6 «Архитектор зданий». Ее можно рекомендовать учащемуся как наиболее подходящую ему по его профессиональным интересам из данного списка. Следующей по степени пригодности для него будет профессия полировщика, поскольку в ней, как и в индивидуальном профиле этого учащегося, второй по степени выраженности является сфера «человек – художественный образ».
В заключение напомним, что для обоснованного принятия решения о профессиональном выборе необходимо учитывать и другие характеристики личности школьников.