(кодификатор профессий для индивидуальных консультаций)
Полученную информацию можно использовать в индивидуальной работе с учащимися при принятии ими решения о степени пригодности для них той или иной профессии. Для этого необходимо иметь возможность сравнения полученных для каждого из учащихся индивидуальных профилей с такими же по форме представления профилями конкретных профессий.
Приводим ниже профили, разработанные С. И. Вершининым и др.
Названия профессий | СФЕРЫ | ||||
П | Т | Ч | З | Х | |
1. Агент коммерческий | |||||
2. Агроном | |||||
3. Адвокат | |||||
4. Актер драматического театра | |||||
5. Архивариус | |||||
6. Архитектор зданий | |||||
7. Библиограф | |||||
8. Ботаник | |||||
9. Брокер | |||||
10. Бухгалтер | |||||
11. Водитель автомобиля | |||||
12. Воспитатель дошкольного учреждения | |||||
13. Врач-терапевт | |||||
14. Гид-переводчик | |||||
15. Гравер | |||||
16. Гувернер-воспитатель | |||||
17. Делопроизводитель | |||||
18. Диспетчер | |||||
19. Животновод | |||||
20. Журналист | |||||
21. Закройщик | |||||
22. Инженер-конструктор | |||||
23. Инженер-программист | |||||
24. Инспектор ГАИ | |||||
25. Искусствовед | |||||
26. Картограф | |||||
27. Кассир | |||||
28. Контролер отдела технического контроля | |||||
29. Лаборант химического анализа | |||||
30. Лесничий | |||||
31. Лингвист | |||||
32. Маникюрша | |||||
33. Маркетолог | |||||
34. Массажист | |||||
35. Машинист метрополитена | |||||
36. Машинист экскаватора | |||||
37. Машинистка | |||||
38. Медицинская сестра | |||||
39. Менеджер по персоналу | |||||
40. Модельер | |||||
41. Наладчик машин и оборудования | |||||
42. Няня | |||||
43. Обувщик по ремонту обуви | |||||
44. Озеленитель | |||||
45. Оператор связи | |||||
46. Оператор станков с программным управлением | |||||
47. Оператор ЭВМ | |||||
48. Отделочник | |||||
49. Официант | |||||
50. Парикмахер-модельер | |||||
51. Переводчик | |||||
52. Полировщик | |||||
53. Предприниматель частного бизнеса | |||||
54. Продавец продовольственных товаров | |||||
55. Продавец промышленных товаров | |||||
56. Прядильщица | |||||
57. Работник социального обеспечения | |||||
58. Резчик по дереву | |||||
59. Садовод | |||||
60. Секретарь-референт | |||||
61. Сестра-хозяйка | |||||
62. Скорняк | |||||
63. Скульптор | |||||
64. Слесарь механосборочных работ | |||||
65. Слесарь по ремонту автомобилей | |||||
66. Сортировщик почтовый | |||||
67. Стенографист | |||||
68. Телеграфист | |||||
69. Товаровед | |||||
70. Фотограф | |||||
71. Художник-оформитель | |||||
72. Чертежник-конструктор | |||||
73. Эколог | |||||
74. Экономист | |||||
75. Экскурсовод |
Вначале выявляется наибольшая степень выраженности в индивидуальном профиле оптанта конкретной профессиональной области, а затем подбирается соответствующий круг профессий (5-7) с таким же или отличающимся на 1 балл значением. Из этого круга школьник должен подобрать 1 – 3 профессии, наиболее совпадающие по своему профилю с его индивидуальным профилем.
Приведем пример такого поиска.
Учащийся получил следующий индивидуальный профиль:
П | Т | Ч | З | Х |
У него наиболее выражена область «человек – техника». Ищем профессии с таким же показателем в этой области:
24. Инспектор ГАИ | |||||
52. Полировщик |
Заносим их в таблицу (название профессии и профиль) бланка ответов для индивидуальных консультаций.
Двух профессий для выбора явно недостаточно, поэтому подбираем также профессии, которые по этому показателю отличаются на один балл как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения:
6. Архитектор зданий | |||||
23. Инженер-программист | |||||
43. Обувщик по ремонту обуви | |||||
46. Оператор станков с программным управлением |
Заносим их также в таблицу бланка ответов.
Теперь у нас имеется 6 профессий, из которых можно провести выбор наиболее подходящих. Для этого надо отыскать такую профессию, которая так же, как и профиль данного учащегося, имеет выраженность в следующих по степени значимости профессиональных областях. Сравнив выбранные профили, находим, что таким требованиям удовлетворяет только профессия № 6 «Архитектор зданий». Ее можно рекомендовать учащемуся как наиболее подходящую ему по его профессиональным интересам из данного списка. Следующей по степени пригодности для него будет профессия полировщика, поскольку в ней, как и в индивидуальном профиле этого учащегося, второй по степени выраженности является сфера «человек – художественный образ».
В заключение напомним, что для обоснованного принятия решения о профессиональном выборе необходимо учитывать и другие характеристики личности школьников.