Картины мира
Креационизм (теизм) | Панентеизм | Материализм, атеизм | |
Природа Божества | Бог – личность. | Безличное абсолютное бытие – вечное, совершенное, самодостаточное. Может восприниматься и в личностном аспекте. | _ |
Природа мира и души | Мир возник в результате творения из «ничего». Природа существ несоизмерима с природой Божества. | Мир – это проявление Абсолютного Бытия. Природа существ единосущна природе Божества. | Живые существа и весь мир – случайное соединение элементов. |
Сакральное и профанное | Сакрально то, что касается связи с Богом, остальное – профанное. | Противостояния сакрального и профанного нет, так как не существует сферы профанного. | Нет сферы сакрального. |
Реально ли зло? | Зло реально, оно возникло как результат волеизъявления твари. | То, что называют злом, есть лишь результат неведения, иллюзии отдельности. | Нет в мире ни реального добра, ни реального зла. Они относительны. |
Связь с Богом | Опосредована (Церковью, пророками, священными текстами) | Абсолютное пронизывает относительный мир. Связь – через глубины собственного духа. | _ |
Происхождение Закона | Закон дан извне, сверхъестественным путем. Следование закону – подчинение внешнему принципу. | Закон понимается как внутренне присущий бытию. Следовать закону – значит, быть в гармонии с собой. | Есть законы движения материи, присущие самой материи |
Конечна ли жизнь? | Жизнь существ имеет начало, но не имеет конца. | Жизнь бесконечна, течет из Вечности через время обратно в Вечность. Воплощения многократны. | Жизнь временна и однократна. |
Отношение человека к Богу | Вера (неверие), послушание (бунт), любовь (ненависть), страх. | Знание (незнание), любовь (безразличие). | Отрицание. |
Цель человека | Спасение души. | Осознание единства с Абсолютом, выявление своей божественной природы, просветление, освобождение. | Глобальной цели нет. |
|
Структура и типология религий
Структура религии | Религии чистого опыта | Религии откровения | |
Фунда-мент | Трансперсональный, мистический опыт, непосредственное общение с Абсолютом | Доступен каждому, является целью каждого человека. | Доступен только основателю религии, пророкам; остальным не доступен и не нужен |
Сущностные свойства | Догматика, доктрина (представления, концепции) - результат описания мистического опыта в категориях определенной культуры | Требует реализации в духовном опыте. | Очень значима, развита, исторична. Требует принятия на веру. |
Религиозная практика 1) Психотехническая – достижение состояний сознания, в которых Высшая Реальность постигается непосредственно, для чего предлагаются условия и методы работы с сознанием, а в некоторых традициях и с телом. | Предназначена для всех | Предназначена для избранных (монахов и т.д.) | |
2) Ритуальная – действия, имеющие сакральный смысл и направленные на воспроизведение или символическое выражение мистического переживания. | Ритуал направлен в основном на вхождение в высшие состояния сознания | Ритуал направлен в основном на символическое выражение | |
Культ – почитание связанных с религиозной практикой предметов или существ | Не зависит от типа религии | ||
Вторичные свойства | Религиозная мифология | ||
Религиозные социальные институты |
|
Течения и секты мировых религий
Иудаизм
Секты, возникшие во IIвеке до н.э.:
Саддукеи признавали абсолютную свободную волю человека, отрицали ангелов и духов, отрицали бессмертие души и воскресение мертвых, заботились лишь о земном благополучии, отличались своим богатством и роскошным образом жизни.
Фарисеи делали упор на этику, особую ценность придавали духовно-религиозному сплочению народа, старались приводить религиозное законодательство в соответствие с условиями существования еврейского народа, основываясь на толковании Священного Писания.
Ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками.
Направления, возникшие в XVIII веке:
Хасидим – еврейский мистицизм
Митнагдим – противники хасидизма
Современные направления:
Ортодоксы
Консерваторы
Модернисты
Ислам
Суннизм | главное течение в исламе, признающее Сунну |
Шиизм | сторонники передачи власти по наследству в роду Али, зятя и двоюродного брата Мухаммеда |
Суфизм | исламский мистицизм, близкий к панентеизму |
Индуизм
Вишнуизм | поклонение богу Вишну, хранителю Вселенной |
Шиваизм | поклонение богу Шиве, создателю йоги, разрушителю мира в конце цикла проявления |
Шактизм | поклонение Богине – Матери, энергии, созидающей и разрушающей |
Буддизм
Хинаяна | «малая колесница» | Южный буддизм. Идеал – архат, достигший просветления и ушедший в нирвану. |
Тхеравада | «учение старейших» | |
Махаяна | «великая колесница» | Северный буддизм. Идеал – бодхисатва, из сострадания к живым существам давший обет помогать им и войти в нирвану последним. |
Ваджраяна | «алмазная колесница» | Тибетский тантрический буддизм |
|
Христианство
Православие | Католицизм | Протестантизм | ||
Разделились в 1054 году | Образовалось в XVI в. | |||
Организа-ционная структура | 15 автокефальных церквей, во главе каждой - патриарх | Жесткая централизация. Центр – Ватикан (г-во на территории Рима). Глава – Папа, его администрация – папская курия. | Около 400 направлений | |
Основа вероучения | Священное Писание и Священное Предание (учение Отцов Церкви, постановления 7 Вселенских Соборов) | Все то же + решение 14 Соборов Католической Церкви + суждения Пап | Только Священное Писание (Библия). Переведено на национальные языки. | |
Высший авторитет | Церковь (ею руководит Святой Дух) | Папа римский | Библия | |
Целибат духовенства | Черное духовенство (монахи, давшие обет безбрачия) и белое (женатые священники). Епископом может стать только монах | Есть | Нет | |
Богослужения (культ) | Пышные, самые длинные. Сопровождаются пением. Живописные изображения (иконы). | Пышные. Орган и пение. До середины ХХ века велись только на латыни. Преобладает скульптура. | Никакой пышности. Совместная молитва и произнесение Символа веры, проповедь пастыря, пение. Любые инструменты и стили. Изображений нет. | |
Монашество | Есть | Есть | Нет | |
Догматика | Верность Никео-Цареградскому символу веры | Добавлено Filioque. Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына | ||
Загробная жизнь | Ад и рай | + Чистилище | ||
Почитание Богоматери | Она зачата как обычный человек | Зачата непорочно. Телесное вознесение. | Ее почти не почитают | |
Спасение достигается | Принадлежностью к Церкви | Принадлежностью к Церкви | Личной верой | |
Священство | Передается рукоположением. Апостольское преемство | Принцип всеобщего священства | ||
Священные тексты
Индуизм
Веды | Ригведа | Яджурведа | Самаведа | Атхарваведа | |
Самхиты | (мантры и гимны) | ||||
Брахманы | Комментарии к мантрам, ритуальные предписания | ||||
Араньяки (лесные) | Песни лесных отшельников | ||||
Упанишады | Философские тексты | ||||
Пураны | Древние повествования о богах и героях | ||||
Агамы | Трактаты | ||||
Эпос | Махабхарата – из 18 книг, часть 6-й книги – Бхагавадгита | ||||
Рамаяна |
Даосизм
Лао-цзы «Дао-де Цзин » | Афоризмы |
«Чжуан-цзы» | Притчи |
«Ле-цзы» | Притчи |
Буддизм
Палийский канон - Типитака («Три корзины»):
Виная-питака | Устав монашеской общины, с историей происхождения правил |
Сутта-питака | «Корзина поучений», в пятый раздел которой входят собрания духовной лирики, «Дхаммапада» и «Джатаки» |
Абидхамма-питака | Философские трактаты |
Иудаизм
Танах (у христиан – Ветхий Завет) | ТОРА (у христиан – Пятикнижие Моисея) |
Набиим - Пророки | |
Хтувим - Писания |
Талмуд | Агада – этические наставления, фольклор, историческая информация |
Галаха | Мишна (еврейское право) |
Гемара (дискуссии и комментарии мудрецов) |
Ислам
Коран | Суры – главы Аяты – стихи |
Сунна | состоит из хадисов – высказываний Мухаммеда и историй из его жизни |
Христианство
Библия («книги») – 66 книг (протестантская), 66+11 (православная), 73 (католическая)
Ветхий завет – 39 книг | Пятикнижие Моисея | Бытие Исход Левит Числа Второзаконие |
Исторические книги | Книга Иисуса Навина 4 книги царств Эсфирь и др. | |
Псалтирь автором псламов считается царь Давид | ||
Книги Соломона | Притчи (о мудрости) Песнь песней (о любви) Экклезиаст (о тщете всего) | |
17 книг пророков (Исайи, Иеремии, Даниила и др.) |
Новый Завет – 27 книг | 4 Евангелия («добрая весть») – рассказы о жизни Иисуса | От Матфея |
От Луки | ||
От Марка | ||
От Иоанна | ||
Деяния Апостолов | ||
21 послание Апостолов (из них 14 написаны апостолом Павлом) | ||
Откровение Иоанна «апокалипсис» - книга, в которой описан конец света |
Даты по истории иудаизма
XIX век до н.э. Авраам
XV или XIII век до н.э. – Моисей
XI век до н.э. – первый царь (Саул)
1000-970 г. до н.э. – царь Давид
970-930 г. до н.э. – царь Соломон
Х век до н.э. – построен Храм
930 г. до н.э. – отделение 10 северных племен, разделение на Израиль и Иудею
722 г. до н.э. – Ассирия разрушила Северное Царство
586 г. до н.э. – Вавилонское пленение. Разрушение Храма.
Храм отстроен через 70 лет
63 г. до н.э. – римская оккупация
37 г. до н.э. – 4 г. правление царя Ирода
66-70 гг. – Великое Восстание
70 г. – разрушение Второго Храма
73 г. – падение Масады
132-135гг. – восстание Бар-Кохбы, после которого евреям было запрещено жить в Палестине
1882 – начало сионистского движения
1947 ноябрь – решение ООН о создании государства Израиль
1948 май – появление государства Израиль