Содержание
Введение
1. Понятие семейного бизнеса и характеристика подходов к нему
2. Взгляды на семейный бизнес как на корпорацию
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Как малая форма хозяйствования, небольшие семейные предприятия выступают в качестве фактора более эффективного функционирования крупных и средних фирм.
Малые семейные фирмы способствуют формированию конкурентной среды, в меньшей степени поддаются монополизации.
Через самозанятость они активизируют трудовую деятельность и улучшают состояние рынка труда на местах; придают необходимую гибкость рыночной экономике, быстрее реагируя на изменение рыночной конъюнктуры вследствие индивидуализации и дестандартизации потребительского спроса; способствуют образованию более сбалансированной системы оказания услуг, особенно в периферийных районах.
Нельзя не учитывать, что преобладающая доля семейных фирм работает на местном сырье и на местный рынок, тем самым активизируя его.
Малые семейные формы обладают высоким синергетическим эффектом - как следствие наследования дела, идентификации функций собственника и предпринимателя, разработанности системы трудовых мотиваций, организационного единства, психологической совместимости при объединении производственных отношений с наиболее действенным видом внепроизводственных - близкородственными.
Сегодня развитие семейного предпринимательства становится важным условием формирования механизма преемственности и навыков предпринимательства, а также экстенсивного роста «среднего сословия» как основы и фактора стабильности. Кроме того, возвращение семьи в предпринимательство будет способствовать объединению ее членов в трудовой, инициативной деятельности, приобщению к труду детей, членов семей с ограниченной трудоспособностью, возврату к расширенной форме организации, к семейным традициям, укреплению устоев семейной ячейки.
|
Понятие семейного бизнеса и характеристика подходов к нему
Сегодня развивается именно сектор малого и среднего бизнеса - основа благосостояния любого государства, как свидетельствует опыт Америки, Азии и европейских стран. Новую фирму могут создать люди, состоящие в дружественных отношениях, хорошо знакомые друг с другом, и тогда возникает предприятие, созданное компаньонами на паях. Но чаще новое дело организовывают родственники, близкие или дальние, но относящиеся к одной «семье». Такие фирмы получили в мировой терминологии название «семейных фирм», или «семейного бизнеса». При этом, чтобы оставаться семейной фирмой, сама компания, а также собственный капитал компании, должны оставаться в руках семьи и передаваться по наследству. Не только в нашей стране, но и в развитых странах сохраняется тенденция последних лет к открытию все новых семейных кампаний. В России, по данным некоторых аналитиков, в определенных отраслях экономики (например, сельское хозяйство, пищевая промышленность, текстильная промышленность, IT-технологии и торговля) до 80 % всех малых и средних предприятий являются семейными кампаниями.
Всю совокупность семейного бизнеса по структуре и рассредоточению капитала, по управлению организациями, по величине самих компаний можно условно разделить на две группы.
|
Первая - семейный бизнес в узком смысле, т.е. фирма, в которой работают члены семьи и их ближайшие родственники. Как правило, это небольшие компании с персоналом редко более 10 человек. При этом здесь можно выделить такие обособленные подклассы, как бизнес одной семьи, где на благо общего дела трудятся только ближайшие родственники - муж, жена, сын, брат, отец. Такие фирмы в ряде стран, например в Канаде или Америке, как, впрочем, и в нашей стране, составляют большинство семейных компаний. Это, в первую очередь, различные ИП, еще до недавнего времени называвшиеся страшной аббревиатурой ПБОЮЛ, расшифровывавшейся как «предприниматели без образования юридического лица». В таких компаниях отсутствует четкое должностное разделение полномочий, нет самой структуры подчинения, нет иерархических ступеней. Лидерство принадлежит главе семейства, а остальные выполняют свою работу так, как понимают ее. По такому принципу часто строятся небольшие магазинчики, где дочь - продавец, жена - бухгалтер и снабженец, а отец - руководитель и водитель в одном лице. По этому же принципу зачастую строятся консалтинговые фирмы, кадровые агентства, семейные небольшие издательства. При этом нет прописанных должностных инструкций, есть функциональная взаимозаменяемость, все члены семьи «кровно» заинтересованы в выживании их маленького семейного дела. Второй подкласс - бизнес нескольких родственных семей. Это, как правило, уже подросшие «семейные» компании с четко поставленной организацией и структурой подчинения, где семейные отношения переходят в «деловые», и приходится считаться, что часть родственников становится управленцами, а часть - их подчиненными. Зачастую на этапе перехода компании от собственно семейной фирмы к междусемейному объединению ее поджидают серьезные управленческие проблемы разделения власти и накопленного фирмой капитала. Семейные обиды от незаслуженных повышений в должности одних членов и скоротечных понижений других, начавшиеся семейные склоки и скандалы в конечном итоге могут привести и к закрытию самого дела.
|
Поэтому на данном этапе важно обойти все острые углы, разрешить все внутренние конфликты, прийти к общесемейному пониманию целей и задач общего бизнеса, четко разграничить функции и ответственность всех работников фирмы.
Вторая большая группа семейного бизнеса - фирмы, которые наследуются из поколения в поколение, владельцами которых являются целые семейные кланы. К данной группе, формирующей иностранный семейный капитализм, относятся, как правило, крупные и очень крупные компании типа международных корпораций с множеством дочерних структур. В этом случае «семье» принадлежит только контроль над компанией за счет семейного пакета акций. В каждой стране семье необходимо сохранять разный процент акций для того, чтобы иметь право именоваться семейной фирмой. В Финляндии - не менее 50 %, в Америке и Германии достаточно сохранять около 25 % акций в руках одной семьи, при условии, что это самый весомый из всех акционерных пакетов данной кампании, а остальные акции рассредоточены между множественными мелкими владельцами небольших пакетов акций. Есть и еще один способ сохранения контроля семьи над компанией - выпуск акций двух классов с различным количеством голосов на каждую акцию (в семье остаются акции, дающие, например, право 10 голосов, а на фондовый рынок поступают акции с правом 1 голоса на каждую акцию; или только за семейными акциями остается право выбора членов совета директоров. Таким образом, можно сохранить контроль над фирмой и одновременно привлечь дополнительный, столь необходимый для развития любой фирмы капитал.
Ретроспективный анализ позволяет разглядеть и глубокие исторические корни индивидуально-семейного бизнеса. Так, внимания заслуживают семейные предпринимательские традиции русского купеческого сословия.
Используя теоретические положения Джона Коммонса, отметим, что формировавшийся в XVIII в. Российской империи экономический строй сопровождался поиском наиболее эффективного сочетания «активов и пассивов интересов», иначе говоря - процессом нахождения баланса последних. На смену слабо формализованным, в том числе и в сословном отношении, частным интересам, господствовавшим в российской деловой практике до 70-х гг. XVIII века, приходило осознанное стремление предпринимателей определять и фиксировать (и, тем самым, ограничивать) свои предпочтения с точки зрения заключаемых соглашений. На этом фоне постепенно происходил переход к фирме как организации, призванной поддерживать и продвигать коллективные интересы своих членов. По мнению М. Олсона, назначение подобных организаций связано с появлением прежде всего групповых интересов, и хотя организации нередко служат чисто персональным интересам, их характеризующей и наиболее важной функцией являлось утверждение именно общих интересов «больших» или «малых» групп индивидов. Речь здесь шла не столько о преодолении «конфликта интересов», сколько о поиске наиболее приемлемого варианта взаимоотношений на фоне меняющейся социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране, роста масштабов деловых операций и, соответственно, увеличения трансакционных издержек. В этом смысле движение от индивидуального предпринимательства к фирме являлось исторически закономерным, свидетельствуя о появлении новых требований к хозяйственной деятельности в условиях имеющихся ресурсных, временных и информационных ограничений. Эти требования предполагали ограничение частных интересов посредством надстраивания неформальных отношений юридическими соглашениями и четким организационным взаимодействием в сфере обмена правами собственности, управления и контрол.
С другой стороны, учреждение и функционирование фирмы подразумевало учет и использование различных факторов, обеспечивающих успешное сочетание индивидуальных и групповых интересов. В числе подобных факторов выделялись семейные, дружеские, земляческие, этнические и религиозные отношения, непосредственно влиявшие на процесс организационного строительства компании, принятие в ней той или иной модели управления, контроля и распределения прибыли. Отбор российскими предпринимателями наиболее оптимальных организационных структур (в рамках собственности и управления фирм) традиционно определялся способностью последних эффективно выявлять и фиксировать индивидуальные и групповые предпочтения, структурировавшие взаимоотношения членов семьи и их родственников в виде базовой группы интересов. В этом смысле институт семьи по своей природе выступал не столько консервирующей (хотя и это качество по-своему играло положительную роль), сколько консолидирующей силой, обеспечивающей устойчивость первоначального организационного каркаса партнерских отношений в среде собственников. В рамках данной группы осуществлялась не только координация хозяйственных операций, но также обмен информацией и профессиональная оценка заключаемых контрактов. Большую роль при этом играла неформальная подготовка решений. Обсуждение наиболее важных вопросов развития фирмы часто осуществляется в ходе частных внутрисемейных встреч и неформальных совещаний крупнейших собственников группы.
К началу XIX в. семейное дело оставалось основной формой не только торговой, но и промышленной деятельности в России. Создаваемые в этот период фирмы являлись чаще всего семейным бизнесом, осуществляемым на средства семьи, управленческие и технические знания для которого также предоставлялись через семейный опыт и родственные связи. Более того, семья являлась эффективной моделью частного предприятия (в том числе для складывания и закрепления предпринимательских навыков) в условиях запоздалого развития капитализма в России. Вместе с тем в этих условиях возникла проблема, связанная с необходимостью освоения новых институциональных механизмов, которые позволили бы формализовать отношения между собственниками, являвшимися родственниками или близкими по своим коммерческим интересам компаньонами. Первым шагом на этом пути стал Манифест от 1 января 1807 года «О даровании купечеству новых выгод, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этим документом в стране вводились два рода фирм (торговых домов), которые должны были действовать на основе особых договоров между товарищами, а именно: товарищество полное и товарищество на вере. Первое представляло собой объединение собственников, действовавших совместно с солидарной ответственностью по делам предприятия всем своим имуществом. Отсюда следовало, что участник одного торгового дома не мог одновременно участвовать в другом. Для товарищей на вере было характерно участие в деле с привлечением одного или нескольких вкладчиков со стороны. Последние в отличие от первых должны были отвечать за действия торгового дома лишь суммой своих взносов. В целом обе формы торгового дома благоприятствовали развитию деловых начинаний, созданных ранее в виде семейных коммерческих предприятий. В этом случае за собственником (в лице одного или нескольких полных товарищей, связанных родственными узами) сохранялась возможность принимать решения, основываясь прежде всего на личном «разумении» и интересах. Партнерские же решения, характерные для более высокой, акционерной формы предпринимательства, требовали обязательного согласования интересов внешних собственников (акционеров, пайщиков). Для последнего случая императорский манифест предусматривал возможность создания акционерных компаний как таковых (в форме «товариществ по участкам»), правда, лишь как исключение, с разрешения верховной власти.
Создание торгового дома позволяло снизить уровень неопределенности институциональной среды (в ее неформальном и юридическом содержании), в которой предстояло действовать купцу. Ограничив возможные предпочтения и способы действий, фирма тем самым координировала его поведение в соответствии с ситуацией, которая описывалась условиями использования соответствующих положений Манифеста. По существу, обе формы торгового дома юридически закрепляли организационное строение фирм как семейных предприятий, с ранее сложившимся в них балансом интересов. При этом интересы дела (фирмы) впервые формально выделялись из сферы интересов членов купеческой семьи как собственников этого дела. Заметим, что создание торговых домов в рамках существовавших ранее семейных предприятий вряд ли свидетельствовало о стремлении родственников максимизировать, таким образом, прибыль. Последнее скорее являлось производным от желания найти оптимальную организационную форму, позволявшую более эффективно поддерживать доверие (определенное «равновесие интересов») в среде собственников в условиях либо роста прибыльности дела, либо, наоборот, усложнения целей и задач экономической деятельности, появления непредвиденных ранее проблем, трудностей.
Важным этапом в складывании формальных основ, способствовавших достижению баланса интересов в среде собственников, стало принятие в 1836 году «Положение о товариществах по участкам или компаниях на акциях». Этот закон предусматривал концессионный (разрешительный) принцип образования компаний (в виде товариществ на паях или акционерных обществ) - с утверждением устава каждой из них в качестве сепаратного законодательного акта. При этом дозволялись лишь именные акции, что формально подтверждало значимость действовавшей в России индивидуально ориентированной системы определения и защиты интересов собственников. Только с 1870-х гг., на фоне масштабных экономических изменений в стране и, соответственно, быстро увеличивающихся расходов, связанных с подготовкой, заключением и контролем осуществляемых сделок («трансакций»), правительство отказалось от запрещения выпуска безымянных (предъявительских) акций, что позволило перейти к определению баланса интересов с учетом внешних институциональных и организационных факторов. В частности, появилась возможность значительно расширить социальную базу акционерного дела, обеспечить более тесное взаимодействие с зарубежными инвесторами, отечественными банковскими, биржевыми и страховыми структурами и т.д. Иначе говоря, возрастающая величина трансакционных издержек обуславливала растущий спрос на институциональное и организационное регулирование, одним из системообразующих элементов которого являлось достижение оптимального баланса интересов.
На протяжении первой половины XIX в., в условиях масштабных изменений в экономической жизни России, трансакционные издержки претерпевали значительные изменения, обуславливая различия в соотношении формальных и неформальных усилий в деле обретения и защиты прав собственности. Насколько успешно институты решали задачу координации поведения собственника зависело от масштабов предпринимательства (индивидуального и ассоциированного), сложности социально-экономической ситуации в стране, а также способности и желания «игроков» соблюдать условия соглашений. В свою очередь сами институты устойчиво поддерживали память индивида, формируя его восприятие действительности соответственно тем отношениям, которые они регламентировали. Г. Беккер по этому поводу пояснял: «Дело в том, что привычки, традиции и другие предпочтения, которые непосредственно обуславливаются прошлым выбором, частично регулируют наше будущее поведение и, следовательно, вводят его в предсказуемое русло. Действительно, привычки и т.п. могут быть отличными субститутами долгосрочных контрактов и других механизмов, связанных с принятием явных обязательств».
В дореформенной России господствовал тип деловых операций, отличавшийся ярко выраженными персонифицированными отношениями сторон. Подобные операции характеризовались крепкими родственными и клановыми (купеческими) связями, этнокультурной и религиозной гомогенностью (наличием общего набора ценностей), господством семейного типа фирм, переплетением в них функций собственника и управленца. В этих условиях трансакционные издержки были сравнительно невысоки, а такие черты поведения, как честность, неподкупность и поддержание высокой репутации давали реальный выигрыш в строгих рамках модели максимизации личной выгоды. Родственные связи, преданность семье, принадлежность к клану (купеческой гильдии, земляческой или этнической общности), - все это создавало такие условия, которые делали выгодным соблюдение соглашений. Кроме того, в целом ряде случаев важную роль играли давние дружеские и партнерские отношения, требовавшие от предпринимателей элементарной честности по отношению друг к другу. На практике именно адаптивные свойства институциональной системы (как формальные - правовые, так и неформальные правила, в том числе семейно-родственные) поддерживали в России ту экономическую среду, которая способствовала эффективной деятельности предпринимателей, стимулировала поиск ими новых сфер приложения своих талантов и капиталов, совершенствование способов и механизма ведения деловых операций.
Проблема приспособления к непредвиденным изменениям, а также обеспечения надежности исполнения принятых обязательств особенно остро встала перед российскими предпринимателями с середины XIX века. Чтобы успешно решать ее, промышленники и торговцы вынуждены были идти на значительные издержки, сопровождавшие заключение договоров (контрактов). В частности росла потребность в гарантиях, которые бы, во-первых, облегчали адаптацию к непредвиденным событиям в течение срока действия этого договора и, во-вторых, обеспечивали его защиту от оппортунистического поведения (следования эгоистическому интересу) партнера. Используемые с этой целью механизмы, побуждавшие к исполнению договорных обязательств, непосредственно покоились на достигнутом ранее балансе интересов.
На практике институционализация семейных интересов сопровождалась как внутрифирменным, так и межфирменным характером их согласования. Главным здесь являлся уровень индивидуализации этих интересов, готовность и желание родственников действовать самостоятельно. Потребность в таких действиях объяснялась также существующей институциональной средой, поощряющей или, наоборот, сдерживающей процессы делового самоопределения. Важнейшей в этом смысле является способность членов семьи обеспечить в условиях неопределенности институциональной среды единство и преемственность дела, минимизируя возможные издержки, связанные с субъективными предпочтениями жизненных целей, интересов, настроений и т.д.
Доминирование в пореформенный период семейных форм организации и ведения промышленного или торгового дела во многом объяснялась благоприятной экономической ситуацией, с характерной для нее низкой потребностью фирм во внешнем финансировании. Следствием этого становилась и низкая вероятность размывания семейной, мажоритарной по своей сути структуры собственности. Иная ситуация складывалась в начале ХХ века, когда в России происходили масштабные социально-экономические и общественно-политические потрясения. На этом фоне наблюдался рост долгового финансирования, что в значительной мере повысило влияние банков в хозяйственной жизни страны. При высокой неопределенности внешней среды российские компании менее активно обращались к фондовому рынку как источнику инвестиций, предпочитая банковское кредитование, поскольку в этом случае трансакционные издержки на привлечение долгового финансирования оказывались ниже (в том числе на уровне доверительных, нередко дружеских, родственных или земляческих связей), а условия привлечения - привлекательнее. Крепкие профессиональные, дружеские и семейно-родственные связи, следование принципу личной преданности, признание приоритета деловых интересов над личными, - все это создавало в конечном итоге такие условия, которые должны были обеспечить оптимальный баланс интересов на внутрифирменным уровне, а также во взаимоотношениях с внешними партнерами по промышленному или торговому делу.
Наличие в составе собственников мужского потомства способствовало, при имеющихся необходимых знаниях и опыте, укреплению семейной фирмы, но не определяло с закономерностью успех и продолжительность деловых начинаний. Участие в торговом, промышленном или банкирском предприятии наследников (братьев, племянников и т.д.) обеспечивало прежде всего стабильность дела и сохранение капиталов в семье. Вместе с тем, на практике те же функции могли быть свойственны деятельности женщин (жен, дочерей, невесток и т.д.). Включение их в число владельцев торговых домов, чаще всего в роли вкладчиц (порой с символическими суммами) обеспечивало в случае непредвиденных ситуаций, например смерти мужа, возможность сохранить предприятие и передать его в дальнейшем детям. При наличии других наследников (со стороны мужа), жена/мать выступала своеобразным «центром притяжения» семейных интересов, а также гарантом соблюдения внутрисемейных отношений в их межличностном проявлении. На этом фоне наблюдалось снижение внутрифирменных трансакционных издержек, повышалось доверие и взаимопонимание среди совладельцев («товарищей»), их способность действовать открыто и напористо, без опасений встретить оппозицию (или завись, равнодушие, бездействие) со стороны компаньонов. Особое значение семейный фактор приобретал при организации фирм на основе единоличного торгового или промышленного дела.
До 1914 г. в преимущественно аграрной России около 20 млн. семейных крестьянских хозяйств поставляли около 78% товарного хлеба. «Нелегальный» семейный бизнес охватывал существенный сектор «теневой экономики» в условиях «государственного социализма», причем был зачастую более эффективен, чем государственный, ибо в нем имелись элементы рыночных отношений, эквивалентность обмена, специализация производства, экономия живого и овеществленного труда.
Новые исследования (П. Линч, М. Сайтон, К. Джонс) обеспечили ряд вкладов в область семейного управления бизнесом. Семейные определения фирм сосредотачиваются вокруг переменных, таких как участие собственности или предположение риска. Более широкие определения также включают социальный аспекты предпринимательской жизни. Везде, где семейные системы настоятельно взаимодействуют с предпринимательским уровнем системы предприятия, предприятие показывает семейный характер бизнеса. Это подразумевает, что развитие семейного бизнеса зависит от трех факторов, а именно: семья предпринимателей, собственность, и система предприятия. Многие преимущества и неудобства поэтому появляются особенно для семейных фирм, относительно их работы рынка и управления, и они отражают свой уникальный характер. Социальная научная литература сообщает о следующих преимуществах:
Личные отношения с депозитариями спорного имущества предприятия: Для мелких предприятий, основывая личные отношения с клиентами и служащими, может быть главным источником конкурентоспособного дифференцирования. Деловые отношения маленьких менеджеров гостиничного бизнеса часто основаны не на контрактах, а на личных отношениях. Это подразумевает лояльность, личное обслуживание, понимание в трудных ситуациях и при столкновении в обслуживании и потенциале предоставляемых услуг, которые являются трудными к воспроизведению и подражанию. Однако, личные отношения могут также быть бременем для предпринимателя (например, если неспособные члены семьи играют активную роль в семейном предприятии), или поставщик обеспечивает неподходящим сырьем.
Преимущества ниши рынка: Технологические события, особенно в промышленности туризма, либерализация рынка, так же как глобализация (которые продвигают относительно генноизменненные продукты) открывают новые возможности маленьким и средним предприятиям. Ниши рынков, которые часто должны игнорироваться глобальными и/или большими предприятиями, предлагают возможности роста для маленьких семейных фирм. Маленькие местные фирмы могут легко идентифицировать пожелания ведущих клиентов и должны быть в состоянии создавать новые продукты.
Гибкость и реакция: из-за типично плоской иерархии в семейных фирмах, управление может решить быстро и реагировать немедленно, чтобы сделать изменения в своем бизнесе. Они могут приспособить свой новый продукт на месте очень быстро, чтобы отвечать высоким и лучшим требованиям.
Гибкая рабочая сила: Часто члены семьи намного более гибки в своем графике работы и принимают свой образ жизни к потребностям своего бизнеса. Это особенно важно для фирм гостеприимства, которые имеют высокую степень сезонности и также требуют различных усилий в разное время дня. Кроме того, члены семьи гибки с платежами и часто разделяют и принимают трудовые или финансовые выплаты в будущем, чем требование ежемесячных платежей и выплат, в то время как их бизнес не может себе этого позволить. Наконец, это весьма обычно для членов семьи предложить помощь, чтобы поддержать семью в занятые периоды, пока у них есть другая оплачиваемая работа.
Непрерывность. Особенно в Европе репутация семейных фирм, которые работали много лет. В глазах клиента это высокий критерия для того, чтобы обратиться к ним.
Семейные фирмы действительно также стоят перед многими типичными неудобствами и проблемами.
Неофициальная практика деловых отношений и нехватка планирования: у маленьких семейных фирм часто есть неофициальная практика деловых отношений и процессов. Кроме того, неточная бухгалтерская служба приводит к потенциальным потерям доходов семейного бизнеса, а также отсутствие статистики для рационального принятия решений и расчета критических индикаторов работы.
Маркетинг и предложение на рынке, обучение и дефицит квалификации: функции управления развития стратегии, маркетинга и качественного управления и адаптации технологии очень часто основные дефициты для маленьких фирм гостинично-ресторанного бизнеса. Больше всего семейные фирмы ограничивают маркетинговые услуги и не нанимают подходящих профессионалов, чтобы гарантировать, что их продукты и услуги будут проданы. Их бюджеты ограничены для любого вида маркетинга, и таким образом они находят трудным достигнуть поставленных стратегических целей. В результате семейные гостиницы зависят от посредников, таких как туроператоры, чтобы достигнуть потенциальных клиентов.
Человеческие ресурсы и семейные служащие. Не все члены семьи добросовестно и хорошо выполняют свои обязанности, но при этом нет возможности их заменить, поэтому в этих случаях, зачастую, применяют практику деловых отношений. Кроме того, не легко для маленьких семейных фирм привлечь и финансировать квалифицированный персонал с рынка труда, поскольку они часто находят странным столкнуться с семейными структурами.