Взгляды на семейный бизнес как на корпорацию




 

В последнее время появилось представление о семейном бизнесе с корпоративной точки зрения. В частности, интерес представляет исследование «Управление семейной экономикой», автором которого является С.К. Резник.

В обозначенном исследовании упор делается на то, что существуют четыре необходимых условия корпорации:

Ограниченная ответственность инвесторов (акционеров) по обязательствам.

Возможность свободного обращения активов в доход инвесторов (акционеров) - возможность продажи своих акций (доли).

Наличие юридически обособленного хозяйствующего субъекта - юридического лица.

Централизация управленческих функций.

Корпорация - это некая стадия развития компании, до которой она в определенный момент «дозревает». Для этого она должна пройти долгий путь формирования корпоративных отношений, создать соответствующую статусу систему управления, доказать независимость своего существования от смены собственников. При этом процесс «корпоративизации» может длиться десятилетиями, а иногда и столетиями. Многие компании никогда не достигнут этого этапа, некоторые прекратят свое существование задолго до его завершения. Очевидно одно - компании, не имеющие зачатков «корпоративности», деятельность которых полностью зависит от воли и дееспособности одного либо нескольких «отцов-основателей», никогда корпорациями не станут. Срок их жизни слишком ограничен.

С этой точки зрения семейная фирма - первый шаг компании на пути к независимости бизнеса от создателей, потому что необходимые условия существования семейной фирмы - возможность перераспределения долей между членами семьи и возможность передачи по наследству. Кстати, в этом ее отличие от партнерства, которое не обязательно предполагает такую независимость.

Опыт Западной Европы, США и Канады свидетельствует, что подавляющее число предприятий являются семейными. В число семейных входят как крупные, так и средние и мелкие предприятия. Согласно статистике, среди семейных предприятий в странах Западной Европы, США и Канады в количественном отношении доминируют предприятия с отсутствием (что более характерно для стран Западной Европы) либо минимальным количеством (1-3 человека) наемного персонала. Основная причина такого явления - высокая стоимость наемной рабочей силы. Высокая заработная плата, налоги и социальные гарантии делают крайне рискованным и затратным наем малыми предприятиями персонала.

Однако существует также достаточно большое количество средних и крупных семейных фирм, в том числе являющихся акционерными обществами, акции которых могут даже котироваться на бирже, несмотря на практически полный контроль со стороны семьи-владельца контрольного пакета. В каком случае говорят именно о семейном бизнесе? Для разных стран критерии различны. Необходимым условием является сохранение контроля над компанией со стороны семьи. При этом контроль может осуществляться при различных вариантах распределения долей. Например, в Германии и США, где есть развитой фондовый рынок и в компаниях традиционно может быть много миноритарных акционеров, компания является семейной и в том случае, если семья владеет, к примеру, 25%, а все остальное распределено между миноритариями, доля каждого из которых существенно меньше. Для Скандинавии более характерны фирмы, в которых семья владеет пятьюдесятью и более процентами. Если мы говорим о России, то, на мой взгляд, семейной может называться компания, в которой контрольный пакет распределен исключительно между членами семьи. Если в каких-либо фирмах доля семьи меньше, то для отнесения такой компании к категории семейной необходимо определить, кто реально контролирует бизнес. Размер фирмы и специфика вида бизнеса не имеют значения, важен именно факт контроля со стороны семьи.

В России отсутствуют серьезные исследования на эту тему, кроме того, естественная закрытость семейных фирм не способствует их публичности. Тем не менее в России семейные фирмы существуют и весьма успешно функционируют. Более того, в течение ближайших лет нас ждет увеличение доли семейных компаний. Для этого есть вполне объективные причины. Предприниматели, создавшие свои предприятия в конце 80-х - начале 90-х, рано или поздно придут либо уже приходят к необходимости ответить самим себе на вопрос: «Что мне делать дальше с моим бизнесом?» Это может быть связано как с естественным желанием уменьшить временные затраты на контроль и управление, так и с необходимостью подыскивать преемников, которым бы можно было передать бразды правления фирмой. Существует только два принципиально различных ответа: первый - «Мой бизнес - это действительно только мой бизнес», и тогда уход от дел его основателя становится фактическим окончанием срока существования компании, либо - «Мой бизнес - это бизнес, который имеет будущее даже без моего непосредственного участия», этот ответ предполагает необходимость создания структуры управления, функционирующей независимо от личности собственника.

Как показывает практика, собственники крайне неохотно принимают решение о продаже части активов и о передаче власти наемным менеджерам. Этому способствует также несовершенство фондового рынка и законодательной базы. Создание корпорации из вчерашнего партнерства является на практике делом трудным и долгим. Семейная фирма представляется в таком случае наиболее логичным решением.

Сложности, которые возникают на пути трансформации в семейный бизнес, связаны прежде всего с тем, что семейный бизнес - это не то же самое, что бизнес главы семьи. Семейность предполагает вовлеченность большинства либо некоторых членов семьи в управление компанией, а также возможность распределения прав собственности и управленческих (либо контрольных) функций, как между отдельными ее членами, так и между поколениями собственников. Если компания, стремящаяся стать семейной, и не должна становиться предметом гражданского оборота, то, по крайней мере, доли в ней должны стать передаваемыми хотя бы в рамках узкого семейного круга.

Далеко не всегда такой переход осуществляется гладко. Зачастую собственник считает, что сам факт введения в управление компанией членов семьи позволит обеспечить в будущем легкость передачи молодому поколению власти и ответственности за бизнес. Однако практика показывает, что процессы, которые должны протекать в компании при подобной трансформации, поразительно напоминают по своей форме и сути процессы создания систем корпоративного управления. Единоличная власть собственника должна смениться принципом коллегиального принятия решений, за счет наиболее способных членов семьи происходит профессионализация управления, контроль и отчетность внедряются в практику компании. «Корпоративная культура», «корпоративная философия», нормы поведения, традиции и принципы ведения бизнеса появились в семейных фирмах задолго до того, как появились первые корпорации. Более того, именно в семейных предприятиях они играют наиболее существенную роль. Семейные ценности становятся визитной карточкой бизнеса и служат фундаментом для объединения членов семьи, слияния их интересов и интересов дела.

В семейных фирмах совершенно иной становится политика по отношению к родственникам, работающим в компании. Если для большинства корпораций подобная практика создает угрозу эффективности и способствует снижению конкурентоспособности, то семейные фирмы рассматривают участие членов семьи как положительный фактор, создающий дополнительные конкурентные преимущества. Действительно, с приходом новых членов семьи в компании возрастает число носителей семейных традиций, идеологии, увеличивается число людей, осуществляющих неформальный контроль. Весьма интересно происходит также формирование органов управления в семейных фирмах. Как правило, семейные фирмы не испытывают потребности в совете директоров, правлении и ревизионной комиссии. Решения принимаются либо единолично, главой семьи, с одобрения всех остальных ее членов, либо на семейном совете, который по своей сути и принципам работы подменяет совет директоров. Однако в более продвинутых компаниях совет директоров существует, иногда как совещательный орган при семейном совете, иногда независимо от него. Отличие от семейного совета состоит в возможности привлечения независимых членов совета директоров, представляющих приглашенных специалистов и экспертов.

Экзамен на зрелость семейные фирмы проходят всякий раз в моменты передачи по наследству, при переходе прав владения к новому поколению собственников. В эти моменты испытываются на прочность не только системы управления, распределения ответственности, но и семейная философия, и ценности. Грамотная система управления семейными компаниями должна обеспечивать достаточную гибкость, которая позволяла бы новым собственникам изменять стратегию, если прежняя перестает способствовать развитию. Статистика свидетельствует, что критическим моментом является третий переход компании по наследству. Этому есть вполне разумные объяснения. К моменту третьего перехода в компании уже есть ценности, стратегия и традиции, наработанные предыдущими поколениями. Нередко сильные стороны превращаются в слабости, новые владельцы не рискуют изменять то, что верой и правдой служило предыдущим двум поколениям. Успешное преодоление кризиса третьей передачи существенно снижает риск провала бизнеса в дальнейшем.

Необходимо отметить, что успешное создание семейного предприятия должно опираться на долгосрочную программу, определяющую этапы перехода и цели каждого этапа. Назначение членов семьи на ключевые позиции в управлении не может быть спонтанным, так как должно также сопровождаться организационными изменениями. Этот процесс должен быть плавным, он не должен приводить к конфликтам внутри организации. Никогда не следует забывать о том, что конечная цель - не вовлечение семьи в бизнес, а повышение эффективности производства.


Заключение

семейный бизнес предприниматель корпоративный

Отсутствие должного внимания к семейному бизнесу связано с давлением биосоциального («гендерного») стереотипа в понимании функции семьи в обществе. Между тем при безусловной приоритетности биологического и социального аспектов сущности семьи, нельзя не учитывать значимость экономического «измерения» ее функционирования. В современных учебниках по рыночной экономике домохозяйство - одна из основных экономических единиц, которая самостоятельна в выборе, является собственником фактора (или факторов) производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей и т.п.

Важно отметить, что возрождение семейного бизнеса способствует активизации экономического поведения россиян, дает возможность более оптимально использовать имеющийся семейный финансовый, культурный «капитал», а значит, быстрее адаптироваться к социально-агрессивным рыночным отношениям с выходом на оперативный экономический простор. Для многих семей возможность организовать собственное семейное дело - не просто условие выживания, но и реальный шанс реализовать заветное стремление к экономическому нонконформизму.

Предпринимательский потенциал семьи многоэлементен и включает в себя: «человеческий капитал» (профессионально-образовательный, интеллектуальный), «физический капитал» (имущественный, производственный), «финансовый» (инвестиционный, текущий денежный). Пока вряд ли можно говорить об измерении емкости «человеческого» потенциала среднестатистической российской семьи, которому, в большинстве случаев, необходимо через переобучение придать новую качественную значимость, чего нельзя сказать о структуре и емкости «физического» и «финансового» потенциалов


Список использованной литературы

 

1. Ананьин Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. Л.: Наука, 1991. - 400 с.

2. Барышников М.Н. Деловой мир дореволюционной России: индивиды, организации, институты. СПб: Книжный дом, 2006. - 279 с.

. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2003. - 388 с.

. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: Высшая школа, 1991. - 235 с.

. Коммонз Дж. Институциональная экономика М.: Инфра-М, 1994 - 400 с.

. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра-М, 2005 - 736 с.

. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003.- 196 с.

. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 484 с.

. Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. М.: Фонд Экономической Инициативы,1995. -256 с.

. Поллак Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства // THESIS. 1994. Вып. 6.

. Резник С.К. Управление семейной экономикой. М.: 2009 - 322 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: