Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV — начале XX века




Начало колонизации Кенозерья совпадает с этапами колонизации Севера Новгородом и Ростовом Великим через Свирско-Онежско-Двинской путь. Ориентация при освоении в первую очередь была на промыслы и пушную торговлю, в связи с этим, на первом этапе (X-XIII века) создается сеть водно-волоковых путей.

XVI-XVI века отмечаются окончательным формированием волостей и погостов, внутренняя колонизация прекращается. Также в этот период начинается монастырская колонизация на Севере, упрочняются позиции христианства. Далее речь пойдет о направлениях колонизации и «монастырских» центрах.

Старейшим центром является основанная в 1316 году Кирилло-Челмогорская пустынь, поставленная в лучших традициях монастырей, близ реки, в живописном месте, богатым ягодами и грибами.

 

В.Н.Ерохин ТОМАС КРАНМЕР — ДЕЯТЕЛЬ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ В АНГЛИИ

В истории Реформации в Англии прослеживаются две особенности – отсутствие лидеров-мыслителей общеевропейского масштаба, но в то же время, за данный период выдвинулись десятки высокообразованных деятелей. Главную роль в Англии сыграл именно второй фактор, одним из видных деятелей периода является Томас Кранмер, первый протестантистский архиепископ Кентерберийский.

Родился Томас Кранмер 2 июля 1489 года. В Кембриджском университете получил степень бакалавра искусств, а затем и магистра, являлся членом совета Коллежда Иисуса. Говоря о богословских взглядах, до начала реформации Кранмер был сторонником Эразма Роттердамского. В 1520-х гг. Кранмер познакомился с Генрихом VIII, с этого момента происходит возвышение Томаса Кранмера. Этому способствовал случай с разводом короля. На тот момент данная тема занимала многих духовных лиц. Кранмер предложил убедить богословов в том, что брак короля с Екатериной Арагонской изначально не был действителен. Данная тактика использовалась и для расторжения браков с последующими четырьмя женами Генриха VIII. Идея была с восторгом принята королем, а Кранмер был повышен до ранга дворцового священника. В дальнейшем, после смерти архиепископа Кентерберийского Уильяма Уорхема, одной из кандидатур был выдвинут Кранмер, которого признал Папа Римский Климент VII.

Развитие своих протестантистских взглядов Томас Кранмер начал после вошествия на престол Эдуарда VI. Был подготовлен сборник проповедей – «Книга гомилий», в 1552 появился антикатолический молитвенник и уже через год был составлен доктринальный документ 42 статьи – кредо протестантской церкви Англии, оказавший влияние на ныне используемый в англиканстве символ веры 39 статей. Во времена правления Марии Тюдор, яркой католички, и в 1553 году Кранмер был арестован прямо во время службы, а 21 марта 1556 сожжен.

В Британии фигура Томаса Кранмера пользуется популярностью у исследователей. За XIX век опубликовано около 30 биографий, его личность была постоянным предметом спора у многих европейских исследователей. Наиболее острой темой является отказ Томаса Кранмера от протестантизма перед его сожжением. Католики говорят о нем как о приспособленце, еретике который способствовал проникновению в Англию ереси. Т.Б. Маколей, У. Коббет резко негативно относились к личности Томаса Кранмера.

Дж. Ридли говорил о невозможности применения традиционных католических и протестантских подходов к оценке этой личности. На характер Кранмера влияли такие факторы как страх за собственную жизнь и как следствие из этого ведение осторожного разваития своих идей. По мнению Дж.Ридли, Томас Кранмер поддерживал идею о введеии протестантизма по воле монарха, также выступал против радикальных идей Реформации на континенте.

Поведение в день казни представляется таким образом. Дж. Ридли полагал, что Кранмер взял с собой на казнь две речи – одна раскаянно-католического содержания, другая обличительно-протестантская. В итоге, Кранмер раскаялся и в последнем слове также заявил что считает папу врагом Христа и антихристом, а все его учения ложны.

 

МОНАСТЫРСКИЙ ЛАНДШАФТ КЕНОЗЕРЬЯ: КУЛЬТОВЫЕ КОМПЛЕКСЫЦЕРКОВНЫХ ИНТЕРЬЕРОВ (по письменным, литературным и изобразительным источникам)

 

 

о специфике чешской реформационнои культуры xv века Г.Г. Пиков

Подходы к понимаю и изучению чешской культуры XV века, в частности гусизма, формировались по большей части в XIX веке. В следствие оформления капиталистического общество, начинались поиски новых культурных стандартов. Оживляется национально-освободительное движение, поиск своего прошлого и его осмысление.

Одной из ярких фигур того времени является Ян Гус, чей образ породил большое количество разного рода оценок. Изначально он рассматривался только как «предшественник» Реформации. А.Ф. Гильфердинг обосновал гипотезу о возрождении Яном Гусом «универсального» православия. В XX веке мысль о движении гуситов как о предреформенном, подгтовительном этапе сохраняется, но некоторые исследователи все же считают движение Яна Гуса самостоятельным этапом, рассматривающийся отдельно от крупных движений Реформации, саму же Реформацию принято изучать на примере Германии и Шевейцарии, остальные форму считаются вторичными. Справедливо считать что именно Гус дал толчок идеям реформаторов, которые много извлекли именно из его идей.

Спецификой движения гуситов можно считать его ориентацию не на весь христианский мир, а лишь на отношения католицизма и чешской культуры. Размышления Яна Гуса были направлены против религий прошлого и настоящего, он говорит о коренном различии между миром славян и миром Западной Европы.

Говоря о распространении гусизма и реформаторских движений, следует заметить, что гусизм получил свое распространение по всему славянскому миру, в то время, как цвинглианство, лютеранство и кальвинизм практически не вышли за пределы Германии и Швейцарии

 

А. В. Гринев Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741-1867 гг.)

 

· Оценка актуальности и новизны содержания работы.

Отличие данной работы от других по схожим темам состоит в том, что даже при высоком интересе ученых к изучению истории и этнографии индейцев весь источниковедческий материал не использовался. Контакты тлинкитов с европейцами и оценка их последствий для культуры индейцев не подвергалась столь глубокому изучению. В данной монографии сделана попытка анализа изменений в экономической, духовной и социальной сферах жизни индейского общества на Аляске.

 

· Оценка достоверности и полноты представленной в работе информации.

 

Опираясь на мощный источниковедческий аппарат, использованные архивные источники, записки и мемуары путешественников, работы современников о Русской Америке, этнографическими исследованиями и т.д. автор опровергает некоторые точки зрения на ранее исследуемые вопросы. В монографии глубоко и всесторонне раскрывается жизнь и быт племени тлинкитов, прослеживаются изменения в образе жизни и взглядах на мир в следствие происходивших исторических событий.

 

 

· Оценка структуры книги, ее сопроводительных элементов (аннотации, предисловия, библиографического списка и пр.), стиля изложения и соответствия стандартам.

Построенная автором структура отличается логичностью и последовательностью. Весь материал книги логично поделен на три главы, заключение и введение, также представлены сопроводительные материалы. Разделение основной части логично, выделены периоды до контактов с европейцами, соответственно сами взаимоотношения и влияние данных контактов на общественную систему племени в целом.

Интересным и полезным представляется обширный раздел с документальными приложениями, в которых содержатся неопубликованные архивные материалы. Также монография содержит библиографический список, указатель этнических названий, устаревших слов и специальных терминов, что будет актуально как для исследователей, так и для интересующегося круга читателей.

Одним из плюсов данной монографии выделяется многогранность исследования. Автор хоть и избирает для своей работы определенное племя с их структурой, но и не обходит стороной племена, проживающие в непосредственном соседстве с тлинкитами. То же касается и отношений между тлинкитами и европейцами – здесь описаны не только контакты русских и индейцами, но и отражена полная картина связей испанцев, британцев с тлинкитами. Данное замечание представляется важным для составления полной картины индейского общества Аляски и их взаимоотношений с иноземцами в указанных хронологических рамках.

Хочется отметить характер изложения

 

· Анализ содержания монографии, оценка ее достоинств и недостатков.

 

Как уже говорилось выше, основная часть монографии поделена на три главы. В первой главе рассматриваются стороны жизни тлинкитского общества до прибытия на территорию Аляски европейцев. Подробно рассмотрены вопросы этногенеза и самосознания тлинкитов, их традиционной социальной организации. Но основной упор сделан на описание занятий тлинкитов, обычаях и повседневной жизни.

Вторая глава описывает историю взаимоотношений тлинкитов и европейцев. Первые контакты описаны достаточно подробно, затронуты не только русские экспедиции.

· Оценка значения результатов исследования для дальнейшего развития науки или с практической точки зрения.


 

· Овсянников, Олег Владимирович.

· Люди и города средневекового Севера [Текст]. - [Архангельск]: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1971

Гемп

 

Раздорский А.И. Таможенные книги Каргополя XVII-XVIII веков. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки

Н.Н. Репин Участие купечества Европейского Севера во внешней торговле через Архангельск в первой четверти XVIII века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: