Обобщающий урок по главе «Опорно-двигательная система»




Цели урока:

1. Обобщить и проверить знания пройденного материала;

2. Научить применять полученные знания при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы.

Задачи:

1. Обучающие:

· оценить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система человека»;

· систематизировать и углубить знания о строении и функционировании опорно – двигательной системы человека;

· закрепить и расширить знания о значении ОДС и ее роли в сохранении здоровья человека.

2. Развивающие:

· способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса обучающихся по теме урока;

· развивать умение анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию и использовать ее с целью решения поставленных задач;

· развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);

· развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

3. Воспитательные:

· воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению одноклассника присовместной деятельности в паре;

· формировать осознание ценности здоровья человека;

· формировать ответственное, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;

· формировать интерес к предмету.

Оборудование: учебник.

Мультимедийное оборудование: АРМ (компьютер).

Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 


Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент 1 мин Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Садитесь. Давайте отметим отсутствующих. Приветствуют учителя. Садятся.
Проверка домашнего задания 2 мин Мы продолжаем знакомиться с опорно-двигательной системой организма. Проверка выполнения лабораторной работы по определению плоскостопия. Проверка выполнения домашней работы.
Актуализация знаний 35 мин Сегодня мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Опорно-двигательная система». Наш урок сегодня пройдет в игровой форме. Необходимо разделиться на 3-4 команды по 6-8 человек (приложение 1). Конкурс №1 «Найди ошибку» Из 3 утверждений вы должны выбрать только те, которые соответствуют неправильным суждениям. 1я команда: 1. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. 2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. 3. Плоскостопие – это изменение форм стопы. 2я команда: 1. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы. 2. Лучший способ восстановления работоспособности – активный отдых. 3. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые. 3-я команда: 1. Изгибы в позвоночнике человека появились в связи с прямохождением. 2. Желтый костный мозг – место образования клеток крови. 3. Источником энергии для работы мышц являются углеводы и жиры. Конкурс №2 «Закончите предложение» 1я команда: Функции скелета в организме человека заключаются в …? (определении формы тела, служат опорой мягким частям, защищают внутренние органы от механических повреждений) 2я команда: Скелет человека делится на отделы …? (осевой и добавочный: осевой объединяет череп и скелет туловища, а добавочный состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей) 3я команда: Опорно-двигательная система состоит из…? (скелета и мышц) Конкурс №3 «Что за тип соединения?» 1я команда: подвижное соединение 2я команда: полуподвижное соединение 3я команда: неподвижное соединение Конкурс №4 «Кто лишний?» 1я команда: Бедренная кость Запястье Лобная кость 2я команда: Локтевая Пясть Теменная 3я команда: Большая берцовая Предплюсна Височная Конкурс №5 «Назови меня» 1я команда. Какие мышцы показаны на рисунке? (Двухглавая и трёхглавая) 2я команда. (Круговая мышца глаза, жевательная) 3я команда. (Ягодичная мышца, икроножная) Конкурс № 6 «Мозговой штурм» 1я команда: Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему? (Прав первый ученик. Кость действительно, очень сложный живой орган имеющий особенную физическую структуру. Органические вещества придают ей гибкость, а неорганические вещества - твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обуславливают прочность костей.) 2я команда: Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление. (Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движениях и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела.) 3я команда: Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения? (Узкая обувь сжимает сосуды, ухудшает кровообращение конечностей. Обувь на высоком каблуке изменяет осанку, что ведет к сужению таза. Спортивная обувь при систематическом ношении ведет к развитию плоскостопия; она предназначена для тренировки, а не для длительного ношения). Конкурс № 7 «Самый умный» 1я команда: Почему при падениях и ушибах кости пожилых людей подвергаются переломам гораздо чаще, чем у детей? С чем это связано? Ответ: Химический состав костей с возрастом меняется: у детей относительно больше содержание органических веществ, а у взрослых и пожилых - неорганических веществ. 2я команда: Как происходит рост костей в длину и толщину? Ответ: Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, расположенной на эпифизах костей; Рост в толщину - за счёт деления клеток надкостницы. 3я команда: До какого возраста происходит рост костей? Растут ли кости взрослого человека? Как это можно доказать? Ответ: Рост костей в длину прекращается в 22 года, но деление клеток костной ткани происходит всю жизнь: старые клетки разрушаются, новые образуются, происходит замена костного вещества. Срастание костей после перелома доказывает факт деления клеток и у взрослых и у детей. Конкурс № 8 «Окажите помощь» Команда 1. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи. Растяжение связок. 1. К поврежденному месту приложить холод. 2. Тугая повязка для обеспечения неподвижности. 3. Вызвать медицинскую помощь. Команда 2. В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь. Вывих суставов. 1. При оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава. Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину; можно прибинтовать руку к туловищу. 2. К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце. 3. Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу. Команда 3. Сашка свалился с дерева. Но так как он был ещё маленький, то боли не выдержал и заплакал. Да, так громко, что сбежались все мальчишки. У Сашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли «Мудрая голова», мрачно сказал «перелом». Какую нужно оказать первую помощь мальчику? Перелом костей. 1. Обеспечить неподвижность кости в месте перелома. 2. Наложение шины (палка, доска). 3. Рана покрывается ватно-марлевой повязкой. 4. Шина через ткань прибинтовывается к телу. 5. Медицинская помощь, если необходимо остановить кровотечение. Предлагаю всем улыбнуться и расправить плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Выполняют задания в командах и отвечают после коллективного обсуждения.
Домашнее задание 1 мин §10-16. Подготовка к контрольной работе. Записывают домашнее задание.
Рефлексия 1 мин Рефлексивная карточка Выбирают значение, характеризующее работу на уроке.

 

Приложение 1


Обобщение по главе «Опорно-двигательная система»

Команда 1

Конкурс №1 «Найди ошибку»

  1. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
  2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
  3. Плоскостопие – это изменение форм стопы.

Конкурс №2 «Закончите предложение»

Функции скелета в организме человека заключаются в …?

Конкурс №3 «Что за тип соединения?»

Конкурс №4 «Кто лишний?»

Бедренная кость Запястье Лобная кость

Конкурс №5 «Назови меня»

Конкурс № 6 «Мозговой штурм»

Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

Конкурс №7 «Самый умный»

Почему при падениях и ушибах кости пожилых людей подвергаются переломам гораздо чаще, чем у детей? С чем это связано?

Конкурс № «Окажите помощь»

В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.


 

Обобщение по главе «Опорно-двигательная система»

Команда 2

Конкурс №1 «Найди ошибку»

  1. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
  2. Лучший способ восстановления работоспособности – активный отдых.
  3. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые.

Конкурс №2 «Закончите предложение»

Скелет человека делится на отделы …?

Конкурс №3 «Что за тип соединения?»

Конкурс №4 «Кто лишний?»

Локтевая Пясть Теменная

Конкурс №5 «Назови меня»

Конкурс №6 «Мозговой штурм»

Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.

Конкурс №7 «Самый умный»

Как происходит рост костей в длину и толщину?

Конкурс №8 «Окажите помощь»

В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.

 


 

Обобщение по главе «Опорно-двигательная система»

Команда 3

Конкурс №1 «Найди ошибку»

1. Изгибы в позвоночнике человека появились в связи с прямохождением.

2. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.

3. Источником энергии для работы мышц являются углеводы и жиры.

Конкурс №2 «Закончите предложение»

Опорно-двигательная система состоит из…?

Конкурс №3 «Что за тип соединения?»

Конкурс №4 «Кто лишний?»

Большая берцовая Предплюсна Височная

Конкурс №5 «Назови меня»

Конкурс № 6 «Мозговой штурм»

Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?

Конкурс № 7«Самый умный»

До какого возраста происходит рост костей? Растут ли кости взрослого человека? Как это можно доказать?

Конкурс № 8 «Окажите помощь»

Сашка свалился с дерева. Но так как он был ещё маленький, то боли не выдержал и заплакал. Да, так громко, что сбежались все мальчишки. У Сашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли «Мудрая голова», мрачно сказал «перелом». Какую нужно оказать первую помощь мальчику?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: