Основы психосоциальной работы_ЗФО
На удовл. – реферат 1 тема
Хорошо – реферат+презентация к реферату (темы не должны повторятся)
Отлично – реферат+презентация к реферату+кейс с заданиями (испытуемый любого возраста)
Фонд оценочных средств для проведения текущей аттестации.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Примерная тематика рефератов:
1. Классические и современные модели психосоциальной помощи людям с ограниченными возможностями.
2. Формы и методы психосоциальной работы
3. Активизация и сотрудничество психосоциального работника с клиентами центра социального обслуживания.
4. Классификация современных семей. Структура, функции семьи.
5. Брак. Виды брака.
6. Семейные границы.
7. Психология кризисных состояний.
8. Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей.
9. Работа с семейными кризисами.
10. Работа с горем, переживание горя.
11. Пост травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
12. Проективные методы в работе с семьей, семейными отношениями.
13. Реакции детей и подростков на экстремальные ситуации.
14. Переживание детьми горя и утраты. Возрастные особенности ситуации.
15. Проблемы создания интегративных подходов и новые направления психотерапии как разновидности психосоциальной работы.
16. Развитие доверия и принятия психологом клиента в психосоциальной работе.
17. Индивидуальная и групповая формы психосоциальной работы как основные виды психокоррекционной работы.
18. Инновации и традиции в развитии центров психосоциального обслуживания: опыт отечественных и зарубежных служб.
19. Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи.
20. Классификация видов и форм психосоциальной работы: отечественные и зарубежные подходы.
21. Классические и современный модели семейной психотерапии.
22. Конгруэнтность психосоциального работника.
23. Психосоциальные проблемы повышения профессиональной квалификации специалиста.
24. Показатели профессионализма психосоциального работника.
25. Критерии эффективности психосоциальной диагностики.
26. Обучение и переподготовка специалиста по психосоциальной работе в центре социального обслуживания.
27. Общение, самопонимание и общественно-полезная деятельность как ведущие потребности в жизни пожилого человека, их учет в разработке программ психосоциальной помощи.
28. Общие и частные принципы психосоциальной помощи клиенту.
29. Организационные основы психосоциальной работы.
30. Зарубежные и отечественные психосоциальные программы охраны здоровья.
31. Организация психосоциалыюй помощи безработным.
32. Основные принципы психотерапии.
33. Основные принципы и формы проведения групповой психосоциальной работы.
34. Основные технологии психосоциальной помощи безработным.
35. Опишите суть психосоциального подхода и дайте определение психосоциальной работы.
36. На какие категории населения ориентирована психосоциальная работа и в чем специфика ее организации?
37. Какие функциональные обязанности входят в круг профессиональных компетенций специалиста?
38. Каковы критерии эффективности психосоциальной работы?
39. Что является содержанием психосоциальной работы?
40. Дайте сравнительную характеристику методики и технологии психосоциальной работы.
41. Что такое психологическое консультирование?
42. Телефонное консультирование. Плюсы. Минусы.
43. Зачем специалисту по социальной работе знать основы и владеть навыками психологического консультирования и психосоциальной терапии?
44. Чем определяются границы профессиональной компетенции специалиста?
45. Прочитайте первые две главы из книги М. Канна «Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения» (пер. с англ.; под ред. В.В.Зеленского и М.В.Ромашкевича. — СПб., 1997) и ответьте на следующие вопросы:
Зачем специалисту по социальной работе изучать взаимоотношения?»,
«Как вы понимаете выражения «исцеление словом», «исцеляющие отношения», «безопасное пространство контакта»?
46. Понятие «социальное неблагополучие», причины его возникновения.
47. Понятие и факторы социального неблагополучия.
48. Психологическая помощь безработным.
49. Виды, направления, формы и методы социально-психологической поддержки безработных.
50. Специфика психосоциальной адаптации подростков к условиям жизнедеятельности в воспитательной колонии.
51. Методические рекомендации по организации психосоциальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей к условиям воспитательной колонии.
52. Профилактика синдрома «эмоционального сгорания» у специалистов по социальной работе.
53. Модель формирования ресурсов здоровье сбережения специалистов в системе профессиональной социальной работы.
Примерные задания по курсу «Основы психосоциальной работы»
Провести психосоциальную работу.
Пакет методик для диагностики.
1. Нарушение поведения у ребенка
Диагностика | Определение уровня развития – Векслер, ШТУР; Определение мотивации; Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы); Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ); Изучение межличностных отношений в классе (социометрия,референтометрия); Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики). |
Возможные причины | Неблагополучная обстановка в семье; Дезадаптация к обучению в школе; Психофизические особенности ребенка; Конфликтные ситуации в классе; Острая психотравма; Внутриличностный конфликт; |
Формы, методы и приемы работы | Индивидуальный подход; Работа с семьей; Создание ситуации успеха и условий развития личности; |
Рекомендации социальным работникам | Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка). |
2. Нарушение поведения – склонность к обману
Диагностика | Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями. |
Возможные причины | Защитная реакция; Стремление выделиться, утвердиться; Желание фантазировать; Способ манипулирования; Стремление адаптироваться в коллективе; |
Формы, методы и приемы работы | Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями; Наблюдение за ребенком; Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы) |
Рекомендации | Не уличать ребенка в обмане публично; Не обвинять ребенка; Доброжелательное отношение; Индивидуальный подход; |
Рекомендации родителям | Доброжелательное отношение, установление доверия; Не оставлять обман незамеченным; Поиск совместных интересов, совместный досуг; Применение наказания и поощрения с подробным объяснением; |
3. Нарушение поведения - демонстративность
Диагностика | Проективные методики; Опросник Леонгарда; Опросник Шмишека; 16 – факторный тест Кеттела; |
Возможные причины | Защитный механизм против агрессии; Самоутверждение; Особенности характера; Взаимоотношения в семье; Отношения со сверстниками; экспериментальная активность. |
Формы, методы и приемы работы | Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным; Адекватная реакция со стороны преподавателя; Сглаживать вспышки агрессии. |
Рекомендации | Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным. |
Рекомендации родителям | Создание товарищеских контактов с ребенком; Специальные формы поощрения; Воспринимать ребенка таким, каков он есть. |
4. Нарушение поведения – замкнутость, необщительность
Диагностика | Наблюдение; Социометрия;Тест Айзенка (темперамент); Кинетический рисунок семьи;ДДЧ; Тест тревожности Филлипса. |
Возможные причины | Социальные условия. Особенности темперамента; Страх самовыражения; |
Формы, методы и приемы работа | Доверительная беседа; Создание ситуации успеха; Вовлечение в коллективную деятельность; Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха; |
Рекомендации | индивидуальный подход; поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке |
Рекомендации родителям | помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать; вовлечение в значимые семейные дела; больше времени уделять ребенку; |
5. Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству
Диагностика | проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля); опросник Шмишека; опросник Личко; социометрические методики; |
Возможные причины | неблагоприятная обстановка в семье; отсутствие учебной мотивации; эмоциональная ранимость; низкая самооценка; |
Формы, методы и приемы работы | посещение на дому; индивидуальные беседы и консультации; вовлечение в классные мероприятия; общественные поручения; |
Рекомендации | индивидуальный подход в оценивании; повышение самооценки; развивать заинтересованность к предмету; беседы, индивидуальные консультации психолога; создание теплой эмоциональной обстановки в семье; организация досуга ребенка; учитывать личностные особенности ребенка; создание семейных традиций; |
6. Основные виды нарушений поведения у детей и методы работы по их преодолению: