Материал по новой теме
Ловкость – это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия. Ловкость – комплексное качество, которое позволяет быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, выполнять сложные по координации движения рационально и экономично, точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях, рационально и экономно решать двигательные задачи, а также быстро и качественно овладевать новыми движениями и (или) быстро их перестраивать. Ловкость – это свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи, способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях
Советским физиологом Н.А. Бернштейном, автором известного труда «О ловкости и её развитии», еще в середине XX века разработана теория уровней построения движений:
Первый уровень – руброспинальный, уровень кинетической регуляции, самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует важным аспектом любого движения – тонусом мышц. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.
Второй уровень – «уровень синергий» или таламополидарный уровень. На нем перерабатываются в основном сигналы от мышечносуставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, хорошо осведомлен о том, что делается в пространстве тела. Принимает большое участие в организации движений более высоких уровней и там он берёт на себя задачу внутренней координации сложных движений (двигательных ансамблей).
|
Третий уровень – «пространственного поля». На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, то есть вся информация о внешнем пространстве, поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и прочее. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазание, бег, прыжки, акробатические упражнения и на спортивных снарядах; движения рук пианиста, машинистки, баллистические в теннисе; прицеливание и другие. Нижний подуровень пространственного поля осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения. Верхний подуровень обеспечивает максимальную целевую точность.
Четвертый уровень – «предметных действий» или теменнопремоторный корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически монопольно принадлежит человеку. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. В них не фиксирован двигательный состав, а задан лишь предметный конечный результат.
Пятый уровень – «интеллектуальных двигательных актов»: речевых движений, движений письма, движения символической или кодированной речи – жестов глухонемых, азбуки Морзе и других. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
|
В организации сложнокоординационных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится данное движение (ведущий), и все нижележащие уровни. Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:
координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечную координацию, произвольное расслабление), разнообразные реакции (зрительномоторную, переключение внимания) и чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма).
Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.
Ловкость определяется рядом способностей:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени;
- дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
- приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи;
- предугадывать положение движущегося объекта в нужный момент;
- ориентироваться во времени и пространстве.
Существует ряд типов координационных способностей.
Реагирующая способность (слуховая и зрительная).
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Этот метод довольно быстро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метод позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждение делать задания быстрее и точнее.
Способность к равновесию. Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты или комбинации упражнений. Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность.
|
Дифференцированная способность. При воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания.
Ритмическая способность. Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.
Способность к переключению – проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии с ситуацией. Например, единоборство, борьба и спортивные игры.
Основные задачи в развитии ловкости: обеспечить накопление запаса элементов движений и совершенствование способности к их объединению в более сложные двигательные действия; развивать способности, осваивать координационносложные движения; научить перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; развивать точность восприятий своих движений в пространстве и во времени; воспитывать смелость и решительность.
Различают ловкость: общую, специальную, прыжковую, акробатическую, скоростную. Выделяют три степени ловкости.
Первая степень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки.
Третья степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.
Факторы, лимитирующие проявление ловкости:
способность человека к точному анализу движений;
деятельность анализаторов, особенно двигательного;
координационная сложность двигательного задания;
степень развития других физических качеств (быстроты, гибкости и т. д.);
смелость и решительность, общая подготовленность занимающегося.
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах
. 3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании используются методы: стандартно-повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой, соревновательный. Стандартно-повторный метод применяют при разучивании новых достаточно сложных двигательных действий, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.
К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы;
изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе;
варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);
изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка); «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «не ведущей» рукой);
выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков); выполнение упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями
Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. Соревновательный метод используется, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять если занимающиеся недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Основными средствами развития ловкости являются различные, более сложные общеразвивающие и специальные упражнения, если они связаны с преодолением координационных трудностей. При подборе средств следует включать элемент новизны, связанный с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку, а также предъявлять повышенные требования к точности движений и сохранению равновесия. Также к средствам для воспитания координационных способностей относят:
1. Физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений увеличивается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в 75 упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. 2. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз) значительно усложняют выполнение двигательных действий.
3. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера или ОРУ (общеразвивающие упражнения), одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, скакалками, гимнастическими палками, скамейками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей в разные стороны, элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.
Характерной особенностью упражнений, совершенствующих координационные способности, являются:
- точность движений, зависящая от согласованности мышечных усилий с заданным направлением, амплитудой и скоростью движений;
- согласованность движений, выполняемых различными частями тела, во времени, в пространстве и по силе. Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Неоправданные перерывы в занятиях приводят к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.
Посмотреть видио: