Самостоятельная работа (по карточкам, смотри 15 разных карточек в приложении)




Тема: «НЕ с разными частями речи»

Цели урока:

-систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

-совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

-развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

-формировать коммуникативные умения;

-воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока

Оргмомент. Определение темы и постановка целей урока

 

На партах у учащихся распечатанное стихотворение, учитель или подготовленный ученик читает его (смотри в приложении).

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

 

Выпишите слова, в которых пропущено НЕ. Какие это слова? В чем их особенность? (без НЕ не употребляются, является приставкой).

Какова тема нашего урока? (формулируют учащиеся, учитель записывает). Что мы можем сделать на уроке, чтобы эту тему раскрыть? (повторить правила, составить алгоритм…)

2. Составление сводной таблицы (по вариантам)

Сейчас мы с вами вспомним правила написания НЕ слитно и раздельно с разными частями речи. Для этого заполним пока пустую таблицу (смотри приложение). Чтобы нам было интереснее и быстрее это делать, у каждого варианта будет своя часть задания. 1 вариант заполняет блок в таблице «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о, -е». 2 вариант - «НЕ с глаголами и деепричастиями». 3 вариант – «НЕ с причастиями».

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о, -е НЕ с глаголами и деепричастиями НЕ с причастиями
слитно раздельно слитно раздельно слитно раздельно
             

А теперь по одному человеку с каждого варианта озвучивает свой блок, остальные дополняют таблицу. Составляем сводную таблицу.

Не является частицей и пишется раздельно

· с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;

· с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;

· с числительными

· с местоимениями

· с наречиями, которые пишутся через дефис (не по-братски, не по- летнему)

· с прилагательными и наречиями в сравнительной степени (не лучше, не хуже, не красивее, не умнее)

3. Работа с пословицами (по цепочке учащиеся объясняют правописание, если время и уровень знаний позволяют, то и смысл пословицы).


Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь.

Друг спорит, (не)друг поддакивает.

Кто любит лгать, того (не)льзя другом назвать.

(Не)верный друг опаснее врага.

Для друга – всё (не)туго.

Друг и брат великое дело – (не)скоро добудешь.

Дружба (не)гриб, в лесу (не)найдешь.

Ищи товарища лучше себя, а (не)хуже себя.

Кто скуп да жаден, тот в дружбе (не)ладен.

(Не) мил и свет, когда друга нет.

Плохой друг — что тень: в солнечный день (не)отвяжется, в (не)настный — (не)найдешь.

Друг – ценный клад, (не)другу никто (не)рад.

Улыбке (не)друга (не)доверяй, злобы в друге (не)подозревай.


4. Составление алгоритма (совместно, если есть время, учителем, если его мало).

НЕ слитно или раздельно?

Употребляется без НЕ?

 

 

НЕТ ДА

Слитно

Часть речи?

 

глагол, дееприч. сущ., кач.прил.,

нар.на О-Е мест., нареч. причастие

Раздельно

Есть или подразум. Есть ли предлог? Краткое?

противопост.?

 

НЕТ ДА НЕТ НЕТ ДА

Есть ли слова далеко, отнюдь, вовсе? р аздельно слитно раздельно

 

НЕТ ДА Есть завис.слово* или союз А?

Есть отр.мест.-нар.? раздельно

НЕТ ДА НЕТ ДА

раздельно слитно раздельно

Есть частица (иск.никак невозможно) *Кроме слов, называющих степень ка-

ли? Риториче- чества (очень, весьма, почти, совер-

ский вопрос? шенно)

 


НЕТ ДА

раздельно

см. искл.: не надо, не

готов, не годен, не ну-

жен, не должен, не обя-

зан, не намерен, не го-

разд, не склонен, не спо-

собен, не прав…

 

ЭТО СЛОВО НА -МЫЙ?

 

НЕТ ДА

 

Слитно Оно образовано от перех.гл. несов.в.,

имеет дополнение в Т.п.?

 

НЕТ ДА

слитно раздельно

5. Физкультминутка

Учитель называет словосочетания. Если НЕ пишется слитно, то приседаем, если раздельно – подпрыгиваем.

(Не)громкий голос, вовсе (не)смешной, (не)близко, а далеко; (не)выразительная внешность, (не)известный (не)знакомец, (не)проходимая чащоба, (не)высокий, но привлекательный; (не)смог объяснить, (не)наблюдательный сосед, далеко (не)интересный, (не)брежный почерк, (не)удобная обувь, (не)новая, а старая газета; отнюдь (не)большой, (не)уклюжий медвежонок, (не)смелый малыш, (не)утро, а вечер; вовсе (не)легко, (не)проверенные тетради, очень (не)приятный разговор, (не)чаянная встреча, (не)искусственные, а настоящие цветы, (не)прочитанная книга, (не)ряха, (не)точный, но оригинальный ответ, (не)был (не)успевающим, (не)довольный бегемот.

Самостоятельная работа (по карточкам, смотри 15 разных карточек в приложении)

7. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Кто больше?»

Учащиеся задают друг другу вопросы по изученной теме. Побеждает тот, кто задал последний вопрос.

8. Домашнее задание

Составить текст- рассуждение по одной из пословиц о дружбе, использованных на уроке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: