Вознаграждение в конце пути 16 глава




"Конечно же, нет, - ответил пастух, - ибо я не смогу поднять его, как не смогут и двадцать человек, таких как я".

Ойсин подъехал к камню и, протянув руку вниз, ухватился за него и перевернул. Под камнем лежал великий рог фениан borabu, который закручивался, наподобие морской раковины. Существовал такой закон, что когда кто-нибудь из фениан Ир­ландии подует в рог borabu, тут же соберутся другие, в какой бы части страны они в это время ни находились21.

"Не подашь ли ты мне этот рог?" - спросил Ойсин пастуха. "Нет, - ответил пастух, - ибо ни я, ни много больше таких, как я, не смогут поднять его с земли". Услышав это, Ойсин прибли­зился к рогу и, протянув руку вниз, взялся за него; но он был так нетерпелив в своем желании подуть в него, что все забыл и, соскользнул с коня, так что одной ногой коснулся земли. В ту же секунду конь исчез, а Ойсин остался лежать на земле слепым стариком"22.

Приравнивание одного года пребывания в Раю к сотне лет зем­ного существования является темой, хорошо известной в мифологии. Полный круг в одно столетие означает целостность. Подобным же образом триста шестьдесят градусов круга означа­ют целостность; соответственно индусские Пураны представляют один год богов равным трехстам шестидесяти годам человека. С точки зрения обитателей Олимпа, земная история катится эра за эрой, постоянно обнаруживая гармоничную форму целостного круга. Так что там, где люди видят только перемены и смерть, благословенные наблюдают неизменную форму, мир, не ведаю­щий конца. Но сейчас проблема заключается в том, чтобы сох­ранить эту космическую точку зрения перед лицом непосредст­венных земных страданий и радостей. Вкус плодов временного знания уводит дух от сосредоточенности в центре вечности к периферийному кризису момента. Равновесие совершенства оказы­вается утерянным, душа колеблется, и герой терпит поражение.

Идея "изолирующей" лошади героя, которая оберегает его от непосредственного соприкосновения с землей и в то же самое время дает ему возможность передвигаться в мире людей, является ярким примером той спасительной предосторожности, к которой обычно прибегают носители сверхнормальной силы. Монтесума, император Мексики, никогда не ступал ногой на землю; его всегда носили на своих плечах вельможи, и если он где-либо опускался на землю, то предварительно перед ним расстилали богатую ткань, чтобы он мог ступать по ней. Внутри своего дворца царь Персии ходил по коврам, на которые больше никто не имел права ступить; за пределами дворца его никто не видел на ногах, а только в колеснице или верхом на лошади. Рань­ше ни цари Уганды, ни их матери, ни их жены-царицы не могли ходить пешком за пределами просторного огороженного со всех сторон места, где они жили. Всякий раз, когда им нужно было выйти наружу, их несли на своих плечах мужчины из рода Буй­вола, несколько из них всегда сопровождали каждую из этих цар­ственных особ в дороге и по очереди несли эту ношу. Царь сидел верхом на шее носильщика, закинув ноги ему на плечи и засунув ступни ему подмышки. Когда один из этих царских носильщиков уставал, то передавал царя на плечи другого мужчины, не допус­кая, чтобы ноги царя коснулись земли23.

Сэр Джеймс Джордж Фрэзер следующим образом, весьма выразительно, объясняет тот факт, почему повсюду на земле божественная особа не могла касаться земли своей ногой. "По-видимому, святость, магические силы, табу или как бы мы ни называли это таинственное качество, присущее, как предпола­гается, священным или неприкосновенным особам, представля­ется примитивному мыслителю как физическая субстанция или флюид, которыми заряжен священный человек так же, как лей-денова банка заряжена электричеством; и точно так же, как электричество в банке может разрядиться при контакте с хоро­шим проводником, так и святость или магическая сила челове­ка может разрядиться и истощиться при контакте с землей, которая согласно этой теории служит прекрасным проводником для магического флюида. Поэтому для того чтобы не дать заряду уйти попусту, необходимо тщательно оберегать священную или неприкасаемую особу от контакта с землей; в терминах электри­чества, она должна быть изолирована, чтобы не лишиться своей драгоценной субстанции или флюида, которыми она, подобно кубку, наполнена до краев. Во многих случаях, очевидно, изоля­ция неприкасаемого человека рекомендуется не только ради него самого, но также и ради других; ибо так как сила святости пред­ставляет собой нечто вроде мощной взрывчатки, которая может сдетонировать при малейшем прикосновении, то в интересах общей безопасности необходимо держать ее в жестких рамках, чтобы, вырвавшись наружу, она не взорвала, не разрушила и не причинила вреда чему-либо, с чем она придет в соприкосновение"24.

Существует, несомненно, психологическое оправдание такой предосторожности. Англичанин, который переодевается к обеду в джунглях Нигерии, чувствует, что в его действиях есть смысл. Молодой художник, носящий бакенбарды, войдя в холл Ритца, охотно объяснит отличительную особенность своего стиля. Рим­ский воротник выделяет проповедника. Монахиня XX столетия носит одеяние Средневековья. Замужняя женщина более или менее ограждена своим кольцом.

Рассказы Сомерсета Моэма описывают метаморфозы, про­исходящие с носителями бремени белого человека, которые пренебрегают табу смокинга. Многие народные песни свиде­тельствуют об опасностях, сопутствующих разбившемуся коль­цу. И мифы - например, мифы, собранные Овидием в его великом компендиуме Метаморфозы - снова и снова расска­зывают о потрясающих изменениях, которые происходят, когда изоляция между центром высоко концентрированной силы и слабым силовым полем окружающего мира внезапно убирается без надлежащих предосторожностей. Согласно сказочному фольклору кельтов и германцев, гном или эльф, застигнутый рассветом вне дома, тут же превращается в палку или камень.

Возвращающийся герой, в завершение своего приключения, должен выдержать столкновение с миром. Рип Ван Винкль так и не узнал, что с ним случилось; его возвращение свелось к шутке. Ойсин знал, но потерял свою сосредоточенность на переживаемом моменте и поэтому потерпел неудачу. Более всего посчастливилось Камар аль-Заману. Он наяву пережил блаженство глубокого сна и вернулся к свету дня с таким убедительным талисманом своего невероятного приключения, что смог сохранить веру в себя перед лицом всех отрезвляющих разочарований.

Пока он спал в своей башне, два джинна, Дахнаш и Маймуна, перенесли к нему из далекого Китая дочь Владьжи Островов и Морей и Семи Дворцов. Ее имя было принцесса Будур. Положив спящую девушку рядом с персидским принцем в ту же кровать, джинны открыли их лица и увидели, что они похожи, как близнецы. "О моя госпожа, - воскликнул Дахнаш, -- клянусь Аллахом, моя возлюбленная прекраснее". Но Маймуна, любив­шая Камар аль-Замана, возразила: "Неправда, мой прекраснее". После чего они начали спорить, приводя доводы и контрдоводы до тех пор, пока Дахнаш наконец не предложил поискать не­предвзятого судью.

Маймуна ударила ногой по земле, и тут же из-под земли появился слепой на один глаз ифрит, горбатый, с покрытой пар­шой кожей и перекошенными глазницами; на его голове было семь рогов; четыре пряди его волос ниспадали до пят; руки его были как вилы, а ноги - как мачты; ногти его были подобны когтям льва, а ступни - копытам дикого осла. Чудовище почти­тельно поцеловало землю перед Маймуной и спросило, что ей угодно. Услышав, что должен оценить молодых людей, лежа­щих на кровати, так что рука одного обнимала шею другого, ифрит долгое время смотрел на них, восхищаясь их очарова­нием, затем повернулся к Маймуне и Дахнашу и объявил свое решение.

"Клянусь Аллахом, если вы хотите услышать правду, - ска­зал он, - эти двое равной красоты. Я не могу сделать выбор между ними еще и потому, что это мужчина и женщина. Но у меня возникла другая идея. Давайте по очереди разбудим их, так чтобы другой об этом не знал, и того из них, кто будет боль­ше очарован, можно признать менее прекрасным".

На том и порешили. Дахнаш превратился в блоху и укусил Камар аль-Замана в шею. Очнувшись ото сна, юноша потер уку­шенное место, сильно почесал его из-за жгучего зуда и между тем немного повернулся набок. Он увидел, что рядом с ним лежит кто-то, чье дыхание слаже мускуса, а кожа - нежнее крема. Он удивился, присмотрелся к тому, кто был рядом с ним, и увидел, что это девушка, подобная жемчужине или сияющему солнцу, подобная куполу, осеняющему прекрасно возведенную стену.

Камар аль-Заман попытался разбудить ее, но Дахнаш сделал сон девушки глубже. Юноша потряс ее. "О моя любимая, проснись и взгляни на меня", - сказал он. Но та даже не поше­вельнулась. Камар аль-Заман принял Будур за ту, на ком хотел женить его отец, и воспылал желанием. Но он опасался, что его родитель мог наблюдать за ним, притаившись где-то в комнате, поэтому сдержался и ограничился тем, что снял с мизинца де­вушки перстень с печатью и надел его на свой палец. После чего ифриты вернули его ко сну.

Будур же повела себя иначе, чем Камар аль-Заман. Она не предполагала и не боялась, что кто-нибудь наблюдает за ней. Кроме того, Маймуна, которая разбудила ее, со своим женским коварством высоко взобралась по ее ноге и сильно укусила в то место, что пылает жаром. Прекрасная, благородная, восхи­тительная Будур, увидев рядом с собой мужчину и обнаружив, что он уже взял ее кольцо, будучи не в силах ни разбудить его, ни представить, что он сделал с ней, охваченная любовью, воз­бужденная откровенной близостью его плоти, потеряла всякий контроль и дошла до высшей точки откровенной страсти. "Во­жделение жгло ее, ибо желание женщин намного сильнее желания мужчин, и она устыдилась своего собственного бес­стыдства. Затем она сняла с пальца юноши его перстень с печатью и надела на свой палец, вместо того кольца, что взял он, поцеловала его в губы, поцеловала его руки и не оставила ни одного места на нем, не поцеловав его; после чего прижала его к своей груди, обняла, положив одну руку ему на шею, а другую - подмышку, и так прильнув к нему, она заснула".

 

 

Таким образом, Дахнаш проиграл спор. Будур вернули в Китай. На следующее утро, когда молодые люди проснулись, разделенные целым азиатским континентом, они стали глядеть по сторонам, но никого не находили рядом с собой. Они при­зывали своих придворных, колотили их и крушили все вокруг себя, совершенно обезумев. Камар аль-Заман слег в изнемо­жении, его отец, царь, сел у него в изголовьи, плача и рыдая над ним, не оставляя его ни днем ни ночью, а принцессу Будур пришлось приковать железной цепью за шею к одному из окон ее дворца25.

Встреча и разлука со всей их неистовостью вполне типичны для мук любви. Ибо когда сердце упорствует в своей участи, сопротивляясь общим предостережениям, тогда мучения велики, равно как и опасности. Однако приходят в действие силы, неподвластные разуму. Плоды событий, начавших свой ход в самых отдаленных уголках мира, постепенно сблизятся, и чудо совпа­дения даст неизбежному свершиться. Кольцо-талисман, остав­шееся от встречи души с другой ее частью в незабываемом месте, означает, что сердцу дано было осознать там то, что упустил Рип Ван Винкль; оно означает также убеждение бод­рствующего ума в том, что реальность глубин не опровергается реальностью повседневности. Это знак того, что теперь герой должен соединить два мира воедино.

Оставшаяся часть долгого рассказа о Камар аль-Замане пред­ставляет собой историю медленного и вместе с тем чудесного осуществления судьбы, которую пробудили к жизни. Не каж­дому дана судьба: только герою, который нырнул в бездну, чтобы соприкоснуться с ней, и вынырнул снова - обрученный с нею кольцом.

5.

Властелин двух миров

Свобода перемещаться в любом направлении через границу миров, из перспективы явлений времени в перспективу каузаль­ной глубины и обратно - не оскверняя принципы одного мира принципами другого и в то же самое время позволив разуму познать один посредством другого - является талантом масте­ра. Космический Танцовщик, говорит Ницше, не стоит инертно на одном месте, а радостно и легко кружится и перелетает в прыжках с одного места на другое. В одно и то же время можно говорить только из одной точки, но это не исключает осознания остальных.

Мифы редко демонстрируют таинство быстрого перехода в одном единственном образе. Там же, где они это делают, такой момент является драгоценным символом, исполненным смысла, требующим бережного отношения и осмысления. Таким момен­том является Преображение Христа.

"По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и пре­образился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Гос­поди! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.26 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых"27.

Здесь в одном моменте заключается целый миф: Иисус -проводник, путь, видение и спутник возвращения. Ученики -его посвященные, им самим таинство недоступно, и все же их подводят к полной картине парадокса двух миров в одном. Петр был так напуган, что начал говорить что-то невнятное28. Плоть расстворилась перед их глазами, чтобы явить Слово. Они упали на лица свои и, когда поднялись, дверь снова закрылась.

Следует заметить, что этот момент вечности взмывает выше романтического осознания Камар аль-Заманом своей индивиду­альной судьбы. Здесь мы имеем не только мастерский переход и возвращение через порог миров, но также наблюдаем более глубокое -намного более глубокое -проникновение в глубины. Не индивидуальная судьба является мотивом и темой этого видения, так как откровение явилось трем очевидцам, а не одному; его нельзя удовлетворительно разъяснить в чисто психологических терминах. Его, конечно же, можно проигнори­ровать. Мы можем усомниться в том, что такая сцена в дей­ствительности когда-либо имела место. Но это ничего нам не даст; так как сейчас нас интересуют проблемы символизма, а не историчности. Нас не особенно волнует, жили ли на самом деле Рип Ван Винкль, Камар аль-Заман или Иисус Христос. Нас интересуют не их истории, а истории о них: и эти истории настолько широко распространены по всему миру - в разных странах, и о разных героях - что вопрос о том, был ли тот или иной герой универсальной темы исторически жившим челове­ком, может иметь лишь второстепенное значение. Преувели­чение значимости этого исторического элемента привело бы нас к путанице; оно попросту может затуманить откровение этих посланий.

 

В чем же тогда смысл образа преображения? Вот вопрос, ко­торый мы должны задать себе. Но чтобы можно было подойти к нему на общих основаниях, а не на узкосектантских, нам лучше рассмотреть еще один, не менее известный, пример подобного архетипного события.

Нижеследующее взято из индусской Песни Бога, Бхагавад-гиты29: Бог, прекрасный юноша Кришна, является воплоще­нием Вишну, Вселенского Бога; Принц Арджуна является его учеником и другом.

Арджуна сказал: "Если ты полагаешь, что я могу созерцать Твою космическую форму, о мой Господин, повелитель всех мистических сил, будь же милостив, яви Свою безграничную вселенскую сущность". Бог ответил: "Мой дорогой Арджуна, сын Притхи, созерцай же теперь мое великолепие, сотни тысяч разнообразных божественных и многоцветных форм. О лучший из Бхарат, узри различные проявления Адитий, Васу, Рудр, Асвини-кумар и всех остальных полубогов, которых до тебя никто не видел и о которых никто никогда не слышал. О Арджуна, что бы ты ни захотел увидеть, все это есть в Моем теле. Эта вселенская форма может показать тебе все, что ты пожелаешь увидеть сейчас и что ты захочешь увидеть в буду­щем. Все - движущееся и неподвижное - находится здесь, в одном месте. Но ты не можешь видеть меня своими нынешними глазами, поэтому Я наделяю тебя божественным зрением. Узри мое мистическое могущество".

Сказав это, великий Бог йоги открыл Арджуне свой высший облик, облик Вишны, Бога Вселенной: с множеством ликов и очей, представляющий множество дивных зрелищ, увенчанный множеством небесных украшений, вооруженный множеством поднятых вверх божественных оружий; облаченный в небесные гирлянды и одежды, умащенный небесными благовониями, все-прекрасный, великолепный, безграничный, с лицами, глядящи­ми во все стороны. Если бы сияние тысячи солнц вспыхнуло одновременно в небе, то было бы это подобно ослепительности Могущественного. И тут в лице Бога из богов Арджуна увидел всю вселенную с ее множеством частей, собранных в единое целое. Затем Арджуна, охваченный изумленьем, так,что воло­сы на его голове встали дыбом, склонил голову перед Богом, соединил ладони в приветствии и обратился к Нему:

"О Властитель вселенной, о вселенская форма, я вижу в Твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела. Тебе нет конца, нет середины и нет на­чала. Твою форму трудно видеть из-за ослепительного сияния, исходящего от нее во все стороны, подобно пылающему костру или безмерному блеску солнца. Тем не менее я вижу эту сияющую форму повсюду, увенчанную коронами и с булавами и дисками в руках. Ты - высшая изначальная цель, конечное место успокоения всей этой вселенной. Ты неисчерпаем, и Ты -старейший, Ты - божественная личность, и Ты поддерживаешь вечную религию".

Это видение открылось Арджуне на поле битвы, как раз в тот момент, когда должен был раздаться звук труб, призыва­ющих к сражению. С богом, правящим своей колесницей, великий принц выехал на поле между двумя готовыми к битве народами. Его армии выстроились против армий посягающего на его права двоюродного брата, но сейчас во вражеских рядах он увидел множество людей, которых знал и любил. И он упал духом. "Грех падет на нас за убийство сыновей Дхритараштры и наших друзей, пусть даже они и злодеи, - сказал он божест­венному вознице, - мы не должны этого делать. И чего мы этим достигнем, о Кришна, супруг богини удачи, и как мы можем быть счастливы, убив наших блзиких. Лучше мне, безоружно­му, быть убитым сыновьями Дхритараштры, не сопротивлясь". Однако после этого прекрасноликий бог призвал его к отваге, ниспослав ему мудрость Владыки и явив видение страшного конца. Принц, ошеломленный, увидел, как не только его дру­зей, преображенных в живые воплощения Опоры Вселенной, но и всех героев двух армий уносит ветер в неисчислимые, жуткие рты божества. В ужасе он воскликнул:

"О Владыка всех владык, прибежище всех миров, прошу Тебя, будь милостив ко мне. Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов и устрашающих зубов. Я совершенно растерян. Все сыновья Дхритараштры и цари, сражающиеся на их стороне, а также Бхишма, Дрона, Карна и наши главных воины устремляются в Твои устраша­ющие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими. Как воды текут в океан, так и все великие воины входят в Твои горящие зевы. Я вижу, как все люди, устремляются в Твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем. О Вишну, я вижу, как Ты поглощаешь всех людей со всех сторон своими пыла­ющими ртами. Ты покрываешь все вселенные Своим сиянием, и сжигающие лучи исходят от Тебя. О Повелитель повелителей, устрашающий Своим видом, поведай мне, кто Ты есть. Я склоняюсь перед Тобой с почтением. Будь милостив ко мне. Ты - изначальный Господь. Я хочу знать, кто Ты и какова Твоя миссия".

Бог сказал: "Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей. Кроме вас (Пан-дав), все воины, с обеих сторон погибнут. Итак, встань и приго­товься сражаться и завоевать славу. Победи своих врагов и на­слаждайся процветающим царством. По моему замыслу все они уже погибли, ты же, о Савьясачи, можешь быть лишь Моим орудием в этом сражении. Дрона, Бхишма, Джаядратха, Карна и другие великие воины уже уничтожены Мной. Поэтому убей их и не тревожься. Просто сражайся, и ты уничтожишь в битве своих врагов".

Услышав эти слова Кришны, Арджуна затрепетал, сложил в обожании свои руки и поклонился. Охваченный страхом, он приветствовал Кришну, а затем дрожащим голосом снова обра­тился к Нему:

"...Ты изначальная Божественная личность, старейшее, ко­нечное святилище этого проявленного космического мира. Ты знаешь все, и Ты - все, что есть познаваемого. Ты - высшая обитель, стоящая над всеми материальными Гунами. О беско­нечная форма! Тобой пронизано все космическое проявление! Ты - воздух и Ты - высший правитель! Ты - огонь, Ты - вода, и Ты - луна! Ты - Брахма, первое живое создание, и Ты - пра­родитель! Поэтому я с почтением кланяюсь Тебе тысячу раз и еще, и снова!... Узрев невиданную мной ранее вселенскую форму, я испытываю радость, но в то же время ум мой охвачен страхом. Поэтому молю Тебя, окажи мне милость и вновь яви Свой образ Божественной личности, о Владыка владык, о при­бежище вселенной. О вселенская форма, о тысячерукий Гос­подь, я желаю узреть Тебя в Твоей четырехрукой форме, со шлемом на голове и булавой, диском, раковиной и лотосом в Твоих руках. Я жажду увидеть этот Твой образ".

И Бог сказал: "Мой дорогой Арджуна, Я был счастлив явить тебе эту вселенскую форму, высшую форму материального мира. До тебя никто и никогда не созерцал эту изначальную форму, бес­предельную и полную ослепительного сияния....Ты пришел в смя­тение и изумление при виде Меня в этом ужасающем облике. По­кончим с этим. Мой бхакта, забудь же все страхи и с миром на душе наблюдай тот образ, который ты желаешь увидеть".

Сказав так Арджуне, Кришна снова принял благолепное обличье и успокоил пришедшего в ужас Пандаву30.

Ученик был благословлен видением, выходящим за пределы нормальной человеческой судьбы и равносильным мимолетно­му взгляду на сущностную природу космоса. Ему была открыта не его собственная судьба, а судьба человечества, жизни в целом, атом и все солнечные системы открылись ему; причем на языке, доступном его человеческому пониманию, то есть в антропоморфном видении, - видении Космического Человека. Идентичная инициация могла бы осуществиться посредством в равной мере действенного образа Космического Коня, Косми­ческого Орла, Космического Дерева или Космического Богомо-ла31. Кроме того, откровение, описанное в Песне Бога, предс­тавлено на языке, соответствующем касте и расе Арджуны: Космический Человек, которого он видел, был, как и он, арис­тократом и индусом. Соответственно, в Палестине Космичес­кий Человек выглядел как еврей, в древней Германии - как гер­манец; у Басуто - он негр, в Японии - японец. Раса и достоинство фигуры, символизирующей имманентное и трансцендентное Уни­версальное, имеет историческое, а не семантическое значение; то же самое относится и к полу: Космическая Женщина, которая появляется в иконографии джайнизма32, такой же выразительный символ, как и Космический Мужчина.

Символы являются всего лишь средством передачи мысли; их нельзя ошибочно отождествлять с тем, что они в конечном счете выражают, с их содержанием. Какими бы привлекатель­ными или впечатляющими они ни казались, они остаются всего лишь адекватным средством для понимания. Поэтому личность или личности Бога - представлены ли они в триипостасном, дуалистическом или унитарном образе, в форме политеизма, монотеизма или генотеизма, образно или словесно, как доку­ментально подтверждаемый факт или как апокалипсическое видение - никто не должен пытаться объяснять или интерп­ретировать как конечную вещь. Проблема теолога заключается в том, чтобы сохранить свой символ полупрозрачным, так чтобы он не загораживал собой тот самый свет, который должен передавать. "Ибо только тогда мы истинно познаем Бога, - пишет Св.Фома Аквинский, - когда верим в то, что Он намного пре­восходит все то, что человек может когда-либо помыслить о Боге"33. И в Упанишадах сказано в том же духе: "Знать -значит не знать; не знать - значит знать"34. Ошибочное отождествление средства постижения с сутью постигаемого может привести не только к пустой трате чернил, но и к невосполни­мому кровопролитию.

Далее необходимо отметить, что очевидцами преображения Иисуса были его приверженцы, которые уже прошли через по­давление своих желаний, люди, которые давно отреклись от "жизни", "собственного удела" и "судьбы", полностью посвятили себя Учителю. "Ни благодаря Ведам, ни в результате покаяния, ни раздавая милости, ни принося жертвоприношения нельзя Меня увидеть в том образе, в котором только что ты видел Меня, - сказал Кришна после того, как принял свой обычный образ, - а лишь благодаря приверженности Мне можно видеть Меня в этом облике, истинно осознать и войти в Меня. Тот, кто выполняет Мою работу и видит во Мне Высшую Цель, кто предан Мне и не питает ненависти ни к одному созданью - тот приходит ко Мне"35. Соответствующие слова Иисуса более кратко излагают эту же суть: "Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее"36.

Смысл этого совершенно понятен; это суть всех религиоз­ных практик. Индивид с помощью продолжительных психо­логических тренировок полностью разрывает всякую связь со своими личностными ограничениями, особенностями, надеж­дами и страхами, больше не противится саморазрушению, ко­торое является необходимым предварительным условием воз­рождения для осознания истины, и таким образом наконец оказывается готов к великому смирению. Его собственные амбиции полностью исчезают, он больше не стремится к жизни, а с готовностью принимает все, что может в нем произойти; то есть он обретает анонимность. Закон живет в нем с его искрен­него согласия.

Поистине многочислены фигуры, особенно в социальном и мифологическом контекстах Востока, которые представляют это предельное состояние анонимного присутствия. Это мудре­цы в отшельничьих рощах и бродячие монахи, которые играют заметную роль в жизни и легендах Востока; в мифе это такие образы, как Вечный Жид (презираемый, непонятый и все же с драгоценной жемчужиной в своем кармане); нищий оборванец, осаждаемый собаками; чудесный странствующий бард, чья му­зыка утешает сердце; или же выдающий себя за другого бог -Вотан, Виракоча, Эдшу. "Иногда дурак, иногда мудрец, иногда облеченный царским величием; иногда блуждающий, иногда бездвижный как питон, иногда добродушный на вид; иногда почитаем, иногда оскорбляем, иногда незаметен -так живет че­ловек, пришедший к осознанию, неизменно счастливый высшим блаженством. Так же как актер всегда остается человеком, над­евает ли он костюм своего персонажа или откладывает его в сторону, так и полностью познавший Нетленное всегда остает­ся Нетленным и ничем более"37.

6.

Свобода жить

Каков же в конечном итоге результат чудесного перехода и возвращения? Поле боя символизирует поле жизни, где каждое существо живет смертью другого. Осознание неизбежного греха жизни может внушить такое отвращение сердцу, что че­ловек, подобно Гамлету или Арджуне, может отказаться про­должать жить. С другой стороны, подобно большинству из нас, человек может создать фальшивый, в конечном счете неоправ­данный образ самого себя как исключительного явления мира, не виновного как остальные, а оправданного в своем неизбеж­ном прегрешении, потому что он представляет добро. Такое са­мооправдание ведет к неправильному пониманию не только са­мого себя, но и природы как человека, так и космоса. Цель мифа состоит в том, чтобы устранить потребность в таком наивно-невежественном отношении к жизни, осуществляя при­мирение индивидуального сознания со вселенской волей. И это происходит посредством осознания истинной взаимосвязи пре­ходящих явлений времени с вечной жизнью, что живет и умирает во всем.

"Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное. Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой, иссушить ветром. Эту индивидуальную душу нельзя разбить, растворить, сжечь или иссушить. Она сущест­вует всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же"38.

Человек в мире действия теряет свою сосредоточенность на принципе вечности, покуда он обеспокоен исходом своих деяний, но возложив их и их плоды на колени Живого Бога, он этим жертвоприношением освобождается из рабства моря смерти. "Делай без привязанности ту работу, что ты должен делать...Предоставив действовать Мне, с душою сосредоточен­ной на Самости, освобождаясь от влечений и себялюбия, сра­жайся - неприступный для печалей"39.

Могущественный в своем озарении, спокойный и свободный в своих деяниях, ликуя от того, что его рука будет движима благоволением Виракочи, герой является сознательным орудием великого и ужасного Закона, будь его деяния действиями мясника, шута или царя.

Гвион-Бах, вкусивший три капли из ядовитого котла вдохно­вения, проглоченный ведьмой Каридвеной, возрожденный мла­денцем и брошенный в море, был найден на следующее утро в рыбацких сетях несчастным и крайне разочарованным юношей по имени Эльфин, сыном богатого землевладельца Гвидно, чьи кони умерли, отравившись ядом, вылившимся из разбитого котла. Когда люди вытащили из сетей кожаный мешок, открыли его и увидели лоб маленького мальчика, они сказали Эльфину: "Смотри, какая бровь лучистая (taliesin)]" "Талиезин он будет зваться", - сказал Эльфин. Он взял мальчика на руки и, сетуя на свои несчастья, с печальным видом посадил его позади себя. Свою лошадь, которая прежде бежала рысью, он пустил легким шагом и повез ребенка так мягко, как если бы тот сидел в самом удобном кресле в мире. И тут же мальчик стал во весь голос читать поэму в утешение и в восхваление Эльфина и предсказал ему честь и славу:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: