Вознаграждение в конце пути 13 глава




Сам Сведенборг прокомментировал свое сновидение следующим образом: "Драконы такого рода, в которых невозможно узнать драконов, пока они не расправят крылья, символизируют ложную любовь. Я как раз пишу на эту тему".

11 Jezower, op.cit., p.166.

12 Плутарх, Фемистокл, 26; Jezower, op.cit., p. 18.

13 Stekel, Fortschritte und Technik der Traumdeutung, p. 150.

14 I b i d, p.153.

15 Ibid, p.45.

16 Ibid, p.208.

17 I b i d, p.216.

18 Ibid, p.224.

19 I b i d, p.159.

 

20 I b i d, P-21.

21 Stekel, Die Sprache des Traumes, p.200. "Конечно, - пишет доктор Штекель - 'быть мертвым' здесь означает 'быть живым'. Она начинает жить и полицейский 'живет' с ней. Они умирают вместе. Это проливает яркий свет на распространенную фантазию двойного самоубийства".

Следует также отметить, что это сновидение включает чуть ли не универсальный мифологический образ узкого, как клинок, моста, который мы встречаем в романтическом эпизоде спасения Ланселотом царицы Гиневеры из замка Царя Смерти (см.: Heinrich Zimmer, The King and the Corpse, ed. J.Campbell (New York: Bollingen Series, 1948), pp.171-172; D.L.Coomaraswa-my, "The Perilous Bridge of Welfare", Harvard Journal of Asiatic Studies, 8).

22 Stekel, Die Sprache des Traumes, p.287.

23 Ibid., p.286.

 

24 "Эта проблема не нова, - пишет К.Г.Юнг, - ибо во все времена до нас люди верили в богов в той или иной форме. Только беспримерное обеднение символизма могло дать нам возможность вновь открыть богов в качестве психических факторов, то есть, архетипов бессознательного... Небо стало для нас космическим пространством физиков, а божественный эмпирей - светлой памятью о некогда существовавших вещах. Но 'сердце горит', а непонятное беспокойство грызет корни нашего существа" ("Archetypes of the Collective Unconscious", ed. cit., par.50).

25 Коран, 2: 210(214).

26 S.N.Kramer, Sumerian Mythology (American Philosophical Society Memoirs, Vol.XXI; Philadelphia, 1944), pp.86-93. Мифология Шумера для нас, людей Запада, имеет особое значение; ибо она послужила началом вавилонской, ассирийской, финикийской и библейской традиции (последняя дала начало магометанству и христианству), а также оказала значительное влияние на языческие религии кельтов, греков, римлян, славян и германцев.

27 Или, как это сформулировал Джеймс Джойс: "...равные друг другу противо­положности, развитые одной и той же силой природы или духа, как единственное условие и средство ее himundher проявления и поляризован­ные для воссоединения путем симфиза их антипатий" (Finnegans Wake, р.92).

28 Jeremiah Curtin, Myths and Folk-Lore of Ireland (Boston: Little, Brown and Company, 1890), pp. 101-106.

29 Выше, cc.!!!?-!!!?.

30 Овидий, Метаморфозы, 138-252.

31 Ср.: J.C.Flugel, The Psycho-Analytic Study of the Family ("The International Psycho-Analytical Library", No.3, 4th edition; London: The Hogarth Press,1931), chapters xii and xiii.

"Существует, - отмечает профессор Флюгель, - очень широкая связь, с одной стороны, между понятием ума, духа или души и идеей отца или мужского принципа; и с другой стороны, между понятием тела или вещества (материя - то, что относится к матери) и идеей матери или женского начала. Сдерживание эмоций и чувств, относящихся к матери [в нашем иудейско-христианском монотеизме], в силу такой ассоциации привело к возникно­вению тенденции к недоверию, презрению, отвращению или враждебности по отношению к человескому телу, ко всему земному, к материальной Вселен­ной вообще, наряду с тенденцией превозносить и преувеличивать духовное начало, будь то в человеке или в общем порядке вещей. Вполне вероятно, что многие из наиболее выраженных идеалистических тенденций в философии значительной долей своей привлекательности для многих умов обязаны именно сублимации этой реакции, направленной против матери, в то время как более догматичные и ограниченные формы материализма, в свою очередь, наверное, представляют возвращение подавляемых чувств, первоначально связанных с матерью" (ibid., p. 145, annot. 2).

32 Священные писания индуизма (Шастры) подразделяются на четыре класса:
(1) Шрути, которые считаются прямым божественным откровением; сюда входят четыре Веды (древние книги псалмов) и некоторые из Упанишад (древние философские книги); (2) Смрити, которые включают традиционные учения ортодоксальных мудрецов, канонические наставления для домашних ритуалов и некоторые трактаты относительно мирских и религиозных зако­ нов;

(3) Пурана, которые в основном являются мифологическими и эмпирическими произведениями; в них затрагиваются вопросы космо­ гонических, теологических, астрономических и физических знаний;

(4) Тан­тра, тексты, описывающие методы и ритуалы поклонения божествам и овладения сверхчеловеческой силой. Среди Тантр есть группа особенно важных писаний (называющихся Агамы), которые, как считается, были непосредственно открыты Вселенским Богом Шивой и его Богиней Парвати. (Поэтому они называются "Пятой Ведой".) Они поддерживают мистическую традицию, известную в частности как "тантра", которая оказала значительное влияние на поздние формы индусской и буддийской иконографии.
Тантрийский символизм был перенесен средневековым буддизмом из Индии на Тибет, в Китай и Японию.

Нижеследующее описание Острова Драгоценных Камней основано на: Sir John Woodroffe, Shakti and Shakta (London and Madras, 1929), p.39, Heinrich Zimmer, Myth and Symbols in Indian Art and Civilization, ed. by J.Campbell (New York: Bollingen Series, 1946), pp.197-211. Относительно изображения мистического острова см.: Zimmer, fig.66.

33 The Gospel of Sri Ramakrishna (New York, 1942), p.9.

34 Ibid., pp.21-22.

35 Standish H.O'Grady, Silva Gadelica (London: Williams and Norgate, 1892), Vol. II, pp.370-372. Варианты, отличные от этого, можно найти в: Chaucer Canterbury Tales, "The Tale of the Wyf of Bathe"; Gower, Tale of Florent; The Weddynge of Sir Gawen and Dame Ragnell (mid-fifteenth-century poem); The Marriage of Sir Gawaine (seventeenth century ballad). См.: W.F.Bryan and Germaine Dempster, Sources and Analogues of Chaucer's Canterbury Tales (Chicago, 1941).

36. Гвидо Гвиничелли ди Маньяно (1230-1275?), О милостивом сердце. 37 Антифон вечерни на праздник Успения Богородицы (15 августа).

38 Уильям Шекспир, ГамлетЛ, II (пер. М.Лозинского).

39 Софокл, Трагедии, перевод С.Шервинского (М.: Худ.лит., 1988) 1675-77.

40 Shankaracharya, Vivekachudamani, 396 and 414 (Mayavati, 1932).

41 Jacobus de Voragine, The Golden Legend, LXXVI, "Saint Petronilla, Virgin". (Сравните со сказкой о Дафне.) Впоследствии Церковь, не желая представ­лять Св. Петра как породившего ребенка, говорит о Петронилле как о девушке, находившейся под его опекой.

42 Ibid., CXVII.

 

43 Gustave Flaubert, La tentation de Saint Antoine (La reine de Saba). ["O прекрасный отшельник! Прекрасный отшельник!... Возложи свой перст на мое плечо - и будто бы огонь пробежит по твоим жилам. Обладание малейшей частью моего тела преисполнит тебя радостью, куда большей, чем завоевание целой империи" (Густав Флобер, Искушение святого Антония. -Прим. ред.]

44 Cotton Mather, Wonders of the Invisible World (Boston, 1693), p.63.

45 Jonathan Edwards, Sinners in the Hands of an Angry God (Boston, 1742).

См. иллюстрацию IX. Символизм этого выразительного образа был прекрасно представлен Кумарасвами (Ananda K.Coomaraswamy, The Dance of Siva (New York, 1917), pp.56-66), и Циммером (Heinrich Zimmer,. Myths and Symbols in Indian Art and Civilization, pp.151-175). Вытянутая правая рука держит барабан, его удары - это пульс времени, а время - это первый принцип созидания; вытянутая левая рука держит пламя, которое является пламенем гибели сотворенного мира; вторая правая рука застыла в жесте "не бойся", в то время как вторая левая, указывающая на поднятую левую ногу, находится в положении, символизирующем "слона" (слона, "прокладывающе­го дорогу через джунгли мира", то есть божественного проводника); правая нога покоится на спине карлика, демона "Незнания", обозначающего переход душ от Бога в материю, но левая нога поднята, обозначая

46освобождение души: левая нога - это нога, на которую указывает "рука-слон", и представ­ляет она основание утверждения "Не бойся". Голова Бога уравновешена, безмятежна и спокойна посреди динамизма созидания и разрушения, кото­рый символизируется раскачивающимися руками и ритмом медленного притопывания правой ноги. Это означает, что в центре все спокойно. Правая серьга Шивы мужская, левая -женская; ибо Бог включает в себя и находится выше любой пары противоположностей. Выражение лица Шивы не печальное и не радостное, а является ликом Недвижимой Движущей Силы, пребываю­щей вне мирской радости и боли и вместе с тем присутствующей в них. Волны буйно ниспадающих волос, длинных и непричесанных, как подобает индийскому йогу, разметались в танце жизни; ибо то, что составляет сущность радостей и горестей жизни, и то, что обретается посредством углубленной медитации, есть два аспекта одного и того же универсального, не-двойственного Существа-Сознания-Блаженства. Браслеты Шивы, кольца на запястьях и лодыжках и брахманскую нить - образуют живые змеи. (Брахманская нить - это обычно хлопчатобумажная нить, которую в Индии полагалось носить представителям трех высших каст - так называемым дважды рожденным. Она надевалась через голову и правую руку таким образом, что лежала на левом плече и шла по телу (груди и спине) до правого бедра. Это символизировало второе рождение дважды рожденного, а сама нить представляла порог, или солнечную дверь, так что дважды рожденный обитал одновременно и во времени и в вечности.) Это означает, что он прекрасен благодаря Силе Змеи - таинственной Созидательной Энергии Бога, которая является материальной и формальной причиной его само-про-явления как внутреннего, так и в качестве вселенной со всеми ее сущест­вами. В волосах Шивы можно увидеть череп, символизирующий смерть, на лбу украшение Властелина Разрушения, а также полумесяц, символи­зирующий рождение и умножение, которые также суть его блага для этого мира. В его волосах также находится цветок дурмана - растения, из которого готовят опьяняющий напиток (сравните с вином Диониса и вином Обедни). В его локонах скрыт образ богини Ганга; ибо именно на его голову ниспадает с небес божественный Ганг, откуда затем дарящие жизнь и спасение воды мягко разливаются по земле для физического и для духовного возрождения человечества. Позу танцующего Бога можно рассматривать как символизи­рующую слог AUM Зп - или ЗЗо, который является вербальным эквива­лентом четырех состояний сознания и их сфер восприятия. (А - сознание в состоянии бодрствования; U - сознание в состоянии сна; М - сон без сновидений; безмолвие вокруг священного слога - Неявленное Трансценден­тное. Таким образом, Бог и в самом верующем, и вне его.

Такая фигура иллюстрирует функцию и значение рукотворного образа и показывает, почему для идолопоклонников не нужны были долгие проповеди. Верующий мог вникнуть в смысл божественного символа в глубокой тишине и в подходящее для него время. Кроме того, такие же браслеты, как на руках и лодыжках бога, носят и его поклонники; и означают они то же, что и браслеты бога. Они сделаны из золота, тогда как у бога - это змеи, золото -металл, не подверженный коррозии - символизирует бессмертие; бессмертие является таинственной созидательной энергией Бога, что и есть красотой тела.

Подобным образом в деталях антропоморфных идолов дублируется, интерпретируется и подтверждается множество других деталей жизни и местных обычаев. Так человек на каждом шагу получает поддержку для медитации. Он постоянно живет среди безмолвной проповеди.

47 Или "интер-эго" (см.выше, с. 101, примечание 45).

48 Сравните многочисленные пороги, которые преодолела Инанна, выше, ее. 111-112.

49 Четыре символических цвета, представляющие стороны света, играют значительную роль в иконографии и культе навахо. Это белый, синий, желтый и черный, обозначающие, соответственно, восток, юг, запад и север. Они соответствуют красному, белому, зеленому и черному на шляпе африканского бога-хитреца Эдшу (см. с. 50-51, выше); ибо Дом Отца, как и сам Отец, символизирует Центр.

Герои-близнецы подверглись испытанию символами четырех направ­лений, призванному выяснить, не присущи ли им изъяны и ограничения какой-либо из сторон света.

50 Matthews, op.cit., pp.110-113.

51 Овидий, цит.пр., II, 327-328.

52 Kimmins, op.cit., p.218-219.

53 Wood, op.cit., p.22.

 

54 Выше, с.23.

55 WLloid Warner, A Black Civilization (New York and London: Harper and Brothers, 1937), pp.260-285.

56 "Отец [то есть обрезающий] является именно тем, кто разлучает ребенка с матерью, - пишет доктор Рохейм. - То, что отрезается у мальчика, по сути, является его матерью... Головка мужского полового члена в крайней плоти -это ребенок в утробе матери" (Geza Roheim, The Eternal Ones of the Dream, pp.72-73).

Интересно отметить, что обряд обрезания до сих пор практикуется в мусульман­стве и иудаизме, где женский элемент был тщательно изъят из официальной, строго монотеистической мифологии. "Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, -читаем мы в Коране. -Они призывают помимо Него только женский пол" (Коран, 4:116, 117).

57 Sir Baldwin Spencer and F.J.Gillen, The Arunta (London: Macmillan and Co., 1927), Vol.1, pp.201-203.

58 Roheim, The Eternal Ones of the Dream, pp.49 ff.

59 Ibid., p. 75.

60 Ibid., p.227, cit. R. and C.Berndt, "A Preliminary Report of Field Work in the Ooldea Region, Western South Australia", Oceania, XII (1942), p.323.

61 Roheim, The Eternal Ones of the Dream, pp.227-228, cit. D.Bates, The Passing of the Aborigines (1939), pp.41-43.

62 Roheim, The Eternal Ones of the Dream, p.231.

63 R.H. Matheus, "The Walloonggura Ceremony", Queensland Geografical Jour­nal, N.S., XV (1899-1900), p.70; cit. by Roheim, The Eternal Ones of the Dream, p.232.

64 В одном из зарегистрированных случаев двое мальчиков открыли глаза, когда не должны были этого делать. "Тогда старшие мужчины, каждый с каменным ножом в руке, вышли вперед. Склонившись над мальчиками, они вскрыли каждому из них вены. Полилась кровь, и все другие мужчины издали крик смерти. Мальчики безжизненно лежали на земле. Старый wirreenuns (зна­харь), окунув каменные ножи в кровь, прикоснулся ими к губам всех присутствующих... Тела жертв ритуала Boorah были зажарены на огне. Каждый мужчина, что присутствовал на пяти Boorah, съел кусок этой плоти; всем остальным видеть это не разрешалось" (K.Langloh Parker, The Euahlayi Tribe, 1905, pp.72-73; cit. by Roheim, The Eternal Ones of the Dream, p.232).

65 В отношении обнаруженной в современной Меланезии удивительно сох­ранившейся символической системы, по существу идентичной с таковой египетско-вавилонского и троянско-критского "комплекса лабиринтов" II тысячелетия до Р.Х., см.: John Layard, Stone Men of Malekula (London:
Chatto and Windus, 1942). У.Фд.Найт в своей книге - W.F.J.Knight, Cumaean Gates (Oxford, 1936) - обсуждал явное сходство "путешествия в потусто­ ронний мир" у малекула с классическим нисхождением Энея и вавилонянина Гильгамеша. У.Дж.Перри - W.J.Perry, The Children of the Sun (New York:
E.P.Dutton and Co., 1923) - полагал, что свидетельства этой неразрывности культур можно обнаружить на всем культурном массиве, начиная от Египта и Шумера, через острова Океании вплоть до Северной Америки. Многие ученые указывали на близкое соответствие деталей классических греческих и примитивных австралийских обрядов инициации, особенно Джейн Харрисон - Jane Harrison, Themis, A Study of the Social Origins of Greek Religion (2nd revised edition; Cambridge University Press, 1927). До сих пор не ясно, каким образом и в какие времена мифологические и культурные формы различных архаичных цивилизаций могли распрост­раниться в самые отдаленные уголки земли; однако с уверенностью можно заявить, что лишь немногие (если вообще какие-либо) из так называемых "примитивных культур", изучавшихся нашими антропологами, имеют аборигенное происхождение. Как правило, это или местная адаптация или локальная вырожденная форма и невероятно древняя "окаменелость" обыча­ев, родившихся в совершенно иных странах, часто в намного более сложных обстоятельствах, и у других рас.

66 Еврипид, Вакханки, 526 и далее.

67 Эсхил, фр.57; цитирует Джей Хариссон {Themis, p.61) в обсуждении роли
трещоток в классических и австралийских обрядах инициации. В отношении
темы трещотки см.: Andrew Lang, Custom and Myth (2nd revised edition;
London: Longmans, Gree, and Co., 1885), pp.29-44.

68 Все они описаны и подробно обсуждены в Золотой Ветви Джеймса Д.
Фрейзера.

69 К евреям, 9:13-14.

70 Le P.A.Capus des Peres-Blancs, "Contes, Chants et Proverbes des Basumbwa dans l'Afrique Orientale", Zeitschrift fur afrikanische und oceanische Sprac-hen, Vol.III (Berlin, 1897), pp.363-364.

71 Коран, 10:32(31).

72 Выше, с.76-77.

73 Выше, с.51. Басумбва (сказка о Великом Вожде-Смерти) и вачага (сказка о Кьязимбе) - это народы Восточной Африки; йоруба (сказка об Эдшу) населяют западное побережье Нигерии.

74 Коран, 6:59, 60.

75 От Луки, 2:7.

76 Овидий, Метаморфозы, VIII, 618-724.

77 Коран, 2:109 (115).

78 Катха упанишада, 3:12.

79 Иов, 40:2-97

80 Там же, 42:5-6.

81 Там же, 42:16-17.

82 Leon Stein, "Hassidic Music", The Chicago Jewish Forum, Vol.11, No.l (Fall, 1943), p.16.

83 Хинаяна буддизм (сохранившийся на Цейлоне, в Бирме и Таиланде) почитает Будду как человеческого героя, высшего святого и мудреца. С другой стороны, Махаяна буддизм (распространенный на севере) считает Просвет­ленного спасителем мира, воплощением вселенского принципа просветления.

Боддхисаттва - это человек на пороге достижения состояния Будды: согласно точке зрения Хинаяна - это адепт, который в следующей реинкар­нации будет Буддой; согласно точке зрения Махаяна (как будет видно из нижеследующих строк) - это тип спасителя мира, представляющий в част­ности вселенский принцип сострадания. Слово Боддхисаттва (санскрит) означает: "тот, чьим бытием или сущностью является просветление".

В Махаяна буддизме существует целый пантеон, в котором представлены во множестве Боддхисаттвы и прошлые и будущие Будды. Все они в той или иной мере вбирают в себя проявляющиеся силы трансцендентного, единственного Ади-Будды ("Извечного Будды"), который является высшим возможным источником и крайним пределом всего бытия, висящим в пустоте небытия, подобно чудесному шару.

84 Prajna-Paramita-Hridaya Sutra; "Sacred Books of the East", Vol.XLIX, Part II, p.148; also p.154.

85 Vajracchedika ("The Diamond Cutter"), 17; ibid., p. 134.

86 Amitayur-Dhyana Sutra, 19; ibid., pp.182-183.

Ян - это светлый, активный, мужской принцип, а Инь - темный, пассивный, женский; в своем взаимодействии они есть первооснова, образующая весь мир форм ("десять тысяч вещей"). Они исходят из Дао как источника и закона бытия и являются его проявлением. Дао означает "дорога" или "путь". Дао - это путь или ход развития вещей, судеб, космического порядка. Поэтому Дао есть также "истина" и "праведность". В своем единстве Ян и Инь как Дао обозначаются

87 следующим образом ©. Дао лежит в основе космоса. Дао присутствует в каждой сотворенной вещи.

88 "Для мужчин я Гермес; для женщин я Афродита: я ношу символы обоих своих родителей" (Anthologia Graeca ad Fidem Codices, Vol.11).

"Одна часть его от отца, все остальное у него от матери" (Martial, Epigrams, 4, 174; Loeb Library, Vol.11, p.501).

Овидий описывает Гермафродита в Метаморфозах^!, 288 и далее). До нас дошло множество классических образов Гермафродита. См.: Hugh Ham­pton Young, Genital Abnormalities, Hermaphroditism, and Related Adrenal Diseases (Baltimore: Williams and Wilkins, 1937), Chapter I, "Hermaphroditism in Literature and Art".

89 См.: Платон, Диалоги ("Пир").

90 Бытие, 1:27.

91 См. комментарии к Книге Бытия: Midrash Rabbah 8:1.

92 Выше, с.95.

 

94 Ср. с Джеймсом Джойсом: "в небесной канцелярии... уже нет браков, человек с нимбом, двуполый ангел, сам себе является женой" (Ulysses, Modern Library edition, p.210.

95 Софокл, Царь Эдип. См. также: Овидий, Метаморфозы, III, 324 и далее, 511 и 516. Относительно других примеров двуполых жрецов, богов или провидцев см.: Геродот, 4, 67; Теофраст, Характеры, 16, 10-11; J.Pinkerton, Voyage and Travels, chapter 8, p.427; "A New Account of the East Indies", by Alexander Hamilton, cit. by Young, op.cit., pp.2 and 9.

96 См.: Zimmer, Myths and Symbols in Indian Art and Civilization, Figure 70.

97 См. иллюстрацию X.

98 См.: B.Spencer and F.J.Gillen, Native Tribes of Central Australia (London, 1899), p.263; Roheim, The Eternal Ones of the Dream, pp. 164-165. Нижнее надрезание искусственно образует гипоспадию, наподобие встречающейся у некоторых гермафродитов. (См. портрет гермафродита в книге: Young, op. cit., p.20.

99 Roheim, The Eternal Ones of the Dream, p.94.

100 Ibid., pp.218-219.

101 Ср. со следующим образом Боддхисаттвы Дармакары: "Из его уст исходил сладкий и более чем небесный аромат сандалового дерева. Изо всех его волосяных пор поднимался аромат лотоса, и он был приятен каждому, благодатен и красив; наделен во всей полноте самым лучшим и ярким цветом. Также и тело его было украшено всеми добрыми знаками и отметинами, его волосяные поры и ладони его рук испускали все самое прекрасное -всевозможные цветы, фимиамы, благовония, притирания, гирлянды, зонтики, флаги, знамена и звуки музыки всевозможных инструментов. С ладоней его рук струились также всевозможные яства и напитки, пища простая и утонченная, и сладости, и всякого рода удовольствия и наслаждения" (The Larger Sukhavati-Vyuha, 10; "Sacred Books of the East", Vol. XLIX, Part II pp.26-27).

102 Roheim, War, Crime and the Covenant, p.57.

103 Ibid., pp. 48-68.

104 I Царств, 17:26.

105 Коран, 4:104.

106 "Ибо ненависть никогда не останавить ненавистью: ненависть можно оста­новить любовью, это древнее правило" (Buddhist Dhammapada, 1:5; "Sacred Books of the East", Vol.X, Part I, p.5).

107 От Луки, 6:27-36.

Сравните со следующим письмом христианина: В год 1682 от Рождества Христова Вам, мой старый и любимый Мистер Джон Хиггинсон: Сейчас в море находится корабль под названием Желанный, на борту которого 100 или более еретиков и злодеев, зовущихся квакерами, с В.Пен-ном, который является главным негодяем и стоит во главе их. Генеральный Суд в связи с этим препоручил святую миссию капитану брига Дельфин

Малачи Хаскотту - ловко перехватить вышеупомянутый Желанный, как можно ближе к полуострову Кейп-Код, и пленить вышеупомянутого Пенна и его безбожную команду, дабы имя Господа Бога было восстановлено на земле этой новой страны, а не подвергалось глумлению в языческом культе этих людей. Большую прибыль можно получить, продав их всех на Барбадосе, где за рабов хорошо платят ромом и сахаром, и мы не только совершим благое дело для Господа, наказав нечестивых, но и принесем большую пользу Его Преосвященству и народу.

Ваш во Христе Коттон Мадер.

(См.: Robert Phillips, American Government and Its Problems, Houghton Mifflin Company, 1941; Karl Menninger, Love Against Hate, Harcourt, Brace and Company, 1942, p.211.)

108 См.: От Матфея, 22:37-40; От Марка, 12:28-34; От Луки, 10:25-37. Говорится также, что Иисус поручил своим апостолам "учить все народы" (От Матфея, 28:19), но не подвергать гонениям, не грабить и не преследовать святым законом тех, кто не станет слушать. "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби" (Там же, 10:16).

109Доктор Карл Меннингер отмечает (op.cit., pp. 195-196), что хотя еврейских раввинов, протестанских и католических священников в отношении теоретических расхождений по общим вопросам иногда еще можно примирить, то когда они начинают говорить о правилах и принципах достижения вечной жизни, их взгляды безнадежно расходятся. "До этого момента программа безукоризнена, - пишет доктор Меннингер, - но если никто определенно не знает, каковы правила и принципы, все превращается в абсурд". Ответом на это, безусловно, является сказанное Рамакришной: "Бог создал различные религии для того, чтобы удовлетворить требования различных людей, стремящихся к Богу, различных времен и стран. Все учения - это лишь множество путей; но путь ни в коей мере не есть Сам Бог. Воистину, человек может прийти к Богу, если будет следовать по любому пути с искренней приверженностью... Пирожное с сахарной глазурью можно есть, начиная как спереди, так и с боку. В любом случае вкус его будет сладок" (The Gospel of Sri Ramakrishna, New York, 1941, p.559).

110 От Матфея, 7:1.

111 "Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости... Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими - князей" (Осия, 6:9; 7:3).

112 Я не называю ислам, потому что здесь также учение проповедуется с точки зрения священной войны и таким образом искажается. Несомненно верно, что там, так же как и здесь, многим было известно, что истинное поле битвы разворачивается не в географическом пространстве, а в психологическом (ср.: Rumi, Mathnawi, 2. 2525: "Что означает 'обезглавить'? Умерщвить плотскую душу в священной войне"); тем не менее общераспространенные и ортодоксальные положения как магометанского, так и христианского учений были настолько жесткими, что различение принципа любви в проповедях любого из этих вероучений требует очень тонкого прочтения.

113 Гимн Основных Заповедей Великого Святого и Боддхисаттвы Миларепы (ок. 1051-1135 н.э. См.: Tibet's Great Yogi Milarepa (Oxford University Press, 1928), p.285.

114 Гимн Заповедей Йоги Миларепы, ibid., p.273. "Пустота Всех Вещей" (санскрит: 'sunyafa, "опустошенность") означает, с одной стороны, иллюзор­ ность природы ощущаемого мира, с другой стороны, неправомерность отне­сения тех свойств, что могут быть известны нам из нашего восприятия мира ощущаемого, к миру Вечному.

В Небесном Сиянии Пустоты

Не существует даже тени вещи или идеи,

И все ж она наполняет все известные предметы;

Почтение Неизменной Пустоте.

(Гимн Миларепы в восхваление своего учителя, ibid., p.137.)

115 Avalokita (санскрит) означает "смотрящий вниз", но также "видимый"; isvara - "Бог"; отсюда "Бог.Взирающий Вниз [с Состраданием]", есть и "Бог, Видимый [Внутри]" (в санскрите а и i объединяются в е; отсюда Avalokites-vara). См.: W.Y.Evans-Wentz, Tibetan Yoga and Secret Doctrine (Oxford University Press, 1935), p.233, note 2.

Эта же идея часто выражается в Упанишадах; то есть "это я отдает себя тому я, то я

116отдает себя этому я. Таким образом они обретают друг друга. В этой форме оно познает тот мир, в той форме оно воспринимает этот мир" (Aitareya Aranyaka, 2. 3. 7). Мистикам ислама это также известно: "Тридцать лет всевышний Бог был моим зеркалом, теперь я - сам себе зеркало; то есть тем, кем я был, я уже не являюсь, всевышний Бог – его собственное зеркало. Я говорю, что я - свое собственное зеркало; ибо моими устами говорит Бог, я исчез" (Bayazid, cit. in The Legacy of Islam, T.W.Arnold and A.Guillaume, editors, Oxford Press, 1931, p.216).

117 "Я вышел из пребывания Байазидом, как змея выходит из своей кожи. Затем я посмотрел. Я увидел, что любящий, любимый и любовь - одно и то же, ибо в мире единства все может быть одним" (Bayazid, loc. cit.).

118 0сия, 6:1-3.

119 Брихадараньяка упанишада, 1.4.3.

120 Глагол nirva (санскрит) буквально означает "гаснуть" в значении огня, который перестает разгораться... Лишенный источника огонь жизни "умирот­воряется", то есть гасится с обузданием разума, человек достигает "покоя Нирваны", "деспирации в Боге"... Прекращая питать огонь, мы достигаем покоя, о котором в другом предании сказано, что "он дает понимание"
(Ananda Coomaraswamy, Hinduism and Buddhism; New York: The Philosophi­ cal Library, no date, p.63). Слово "де-спирация" образовано как буквальный латинизм санскритского "нирвана"; nir - "прочь, наружу, из, из чего-то, от, от чего-то"; vana - "выдутый"; nirvana - "выдутый, ушедший, угасший".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: