ЗАНЯТИЕ № 1 «Диагностика»
Два самых часто задаваемых вопроса о голосе: «Что с моим голосом не так?» и «Можно ли быстро исправить голос?» Ответ на второй вопрос – нет. Нет, но только в том случае, если вы не будете ежедневно работать над собой: регулярно ходить на тренинги, консультации и получать обратную связь о том, что изменяется в лучшую сторону, а над чем еще нужно работать. Развитие голоса, речи и навыков, связанных с вербальной сферой, может занять у вас столько времени, сколько вы захотите. И даст вам тот результат, который вы себе поставите в качестве цели. Однако мало иметь в жизни цель, надо уметь метко стрелять! Все возможно. Голос – это музыкальный инструмент, который нуждается в постоянной работе над ним.
Вспомните любой музыкальный инструмент. Что вы представили?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Флейту? Барабан? Гитару? Фортепиано? Эти инструменты разные, они по-разному устроены и звучат каждый по-своему. У каждого инструмента будет свой голос. Но что их объединяет? Давайте вместе подумаем: у каждого из музыкальных инструментов есть звук; есть то, что позволяет звук извлекать, – струны, мембрана, клавиши; у них есть какой-то объем, где звук может преображаться, а иногда и резонировать, окрашиваясь в различные оттенки. Еще есть человек, который их придумал и создал. Есть Мастер, который умет играть на них профессионально, а если они попадут в руки новичка, то будут звучать совершенно иначе. И это мастерство можно оттачивать и шлифовать годами, доводя до совершенства гармонию владения музыкальным инструментом, который достался именно вам. Игре тоже нужно учиться, и тогда она станет, возможно, инструментом, по которому вас будут выделять и узнавать, – инструментом вашего успеха. И конечно, об этом инструменте необходимо заботиться. Что произойдет с барабаном или гитарой, если их оставить на пару-тройку дней на улице под дождем? Расстроятся, заболеют и перестанут приносить вам и окружающим радость. Более того, чем сильнее будет повреждение, тем больше сил и времени придется потратить на восстановление. Иногда, к сожалению, после сильных травм первоначальный звук уже не вернуть… Эти и любые другие музыкальные инструменты нуждаются в заботе, тщательном уходе и обязательно использовании по назначению. Флейта, лежащая без дела, – это всего лишь предмет интерьера. Инструмент должен работать, передавать мысли, убеждать нас в правоте его обладателя, приносить радость, лечить и вдохновлять!
|
Что такое наш голос?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наше тело – это корпус для звука. Чем сильнее, крепче, здоровее оно, тем лучше звучание. Голосовые связки – это струны. У нас есть полости для резонирования звука. Есть возможность изменять параметры звука – делать его громче или тише; выше или ниже; быстрее или медленнее. Присутствуют и органы для «тюнинга» звука – гортань, твердое и мягкое нёбо, язык, зубы, щеки, губы и нижняя челюсть. И наконец, есть желание по максимуму пользоваться этим инструментом, изучать его, совершенствовать навыки владения им. Все, как и с любым другим музыкальным инструментом. И голос – ваш голос – также может стать инструментом успеха – вашего успеха.
|
Что выберете вы? Быть серой мышкой с тихим, завышенным, неярким и плоским голосом? Или быть первой скрипкой в оркестре? Решать вам. И только вам. Если у человека нет своей цели, он будет работать на цели других. Осталось понять себя, свои желания, свой голос, полюбить его и настроить. Научиться обращаться с этим волшебным инструментом и использовать его богатые возможности на все 100 или даже 200% может каждый.
Главное, начать. Сделать первый шаг. Итак, вперед!
Задание № 1
Задание № 2
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
№ п/п | Вопрос | Ответ |
Вам нравится ваш голос? | ||
Чей голос вам нравится больше вашего собственного и почему? | ||
Что бы вы хотели изменить в своем голосе, речи, себе в целом? |
Следующий шаг. Необходимо определить существующие в голосе и речи недостатки и преимущества. То есть выделить зоны роста и ресурсы.
Задание № 3
Отметьте те утверждения, которые относятся именно к вам:
№ п/п | Вопрос | Ответ |
Окружающие часто просят повторить только что сказанные вами слова | ||
Вы боитесь публичных выступлений | ||
У вас заметный акцент, говор | ||
У вас устает горло после десятиминутного разговора | ||
У слушающих вас людей через некоторое время начинает блуждать взгляд | ||
Вы теряете контроль над голосом или мыслью в конце длинного предложения | ||
Ваш голос не соответствует должности, которую вы занимаете | ||
У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо | ||
В вашей речи есть слова-паразиты | ||
Вам не нравится собственный голос |
Если в колонке справа появились три «галочки» и больше, вам необходимо немедленно начинать работу над собой. И пройти следующий тест. Он направлен на диагностику и определение положительных качеств голоса и зон роста.
|
Задание № 4
Отметьте те качества голоса, которые вы замечаете у себя:
№ п/п | Качества неприятного голоса | Ответ |
Гнусавый | ||
Резкий | ||
Скрипучий | ||
Хриплый | ||
Дрожащий | ||
Высокого тембра (писклявый) | ||
Пронзительный | ||
Плаксивый | ||
С одышкой | ||
Робкий | ||
Отрывистый | ||
Слишком громкий | ||
Слабый, неслышный | ||
Бесцветный | ||
Помпезный | ||
Неуверенный | ||
Монотонный | ||
Напряженный | ||
Скучный | ||
Командный |
Задание № 5
Отметьте те качества голоса, которые вы замечаете у себя:
№ п/п | Качества приятного голоса | Ответ |
Приятный | ||
Вибрирующий | ||
Спокойный | ||
Хорошо модулированный | ||
Низкого тембра | ||
Доверительный | ||
Теплый | ||
Мелодичный | ||
Заботливый | ||
Уверенный | ||
Властный | ||
Дружеский | ||
Хорошо интонированный | ||
Выразительный | ||
Естественный | ||
Звучный | ||
Разный, в зависимости от ситуации | ||
Достаточно громкий | ||
Управляемый | ||
Любимый |
В какой – третьей или четвертой – таблице у вас появилось больше отметок? Не были ли вы слишком самокритичны по отношению к себе? Такое часто случается. Попробуйте выполнить этот тест еще раз, но не сами, пусть вас продиагностирует кто-нибудь из ваших друзей или коллег. Сравните результаты.
Диагностика скорости звучания
Один из важнейших показателей качества речи – скорость звучания. Для диагностики скорости звучания и темпа речи выполните следующее упражнение.
Задание № 6
Почитайте стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...», засекая время по секундомеру. Читать необходимо в том темпе, который для вас является наиболее привычным.
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств! Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. |
Это упражнение подходит не только для диагностики, но также и для тренировки. Включите его в ежедневный план занятий в течение первых двух недель вашего обучения.
Подведем итог: наша речь может ускоряться или замедляться в зависимости от задачи. В среднем темп должен соответствовать следующему параметру: порядка 600 знаков с пробелами мы читаем за 1 минуту. При этом очень важно помнить о внутреннем чувстве времени и синхронизации ваших мыслей со звучанием.