Искусство Оттоновской империи (Оттоновский Ренессанс)




Тематический конспект «Искусство раннего средневековья».

Историческая справка. В конце 10-го века среди провинций бывшей Каролингской империи особенно возросло значение Саксонии. Ещё в начале 10-го века саксонские герцоги строили крепости в предгорьях Гарца, на границе Германии с землями славян. В 919 году герцога Генриха I, по прозвищу Птицелов, избрали королём. Он стал основателем новой Саксонской династии, правившей до 1024 года. Сын Генриха I, Оттон I Великий (936-973) в 962 году получил из рук Папы Иоанна XII императорскую корону. Центром новой империи стала восточная часть бывшего каролингского государства. Императоры Оттоновской династии стремились оказывать влияние на деятельность Церкви. Как и Каролинги, правители Оттоновской династии стремились придать своему государству подлинное величие империи.

Период правления Оттонов был временем нового обращения к античной традиции в области литературы и искусства. В монастырях наряду с теологической литературой переписывали тексты античных авторов.

В конце 10 – начале 11 века в Германии были построены императорские пфальцы, возведено много храмов, в скрипториях же изготовлялись роскошные иллюминованные рукописи для императоров и высшего духовенства.

Архитектура. Церковное строительство велось особенно интенсивно в Восточной Германии. На завоеванных у славянских племён территориях разворачивается строительство монастырских и приходских церквей.

Во многих отношениях немецкая архитектура конца 10 – начала 11 века следует традициям каролингского зодчества. Среди храмов оттоновского времени преобладает тип трёхнефной базилики с высоким центральным нефом и более низкими боковыми, с апсидами на восточной и западной сторонах, трансептами, а также с башнями на средокрестиях и фасадах. Подобно каролингским, церкви этого времени имели деревянные перекрытия в центральном нефе.

Особенности архитектуры Оттоновской Германии: простота форм, геометрическая чёткость объёмов, скупость наружной декорировки, обилие гладкой поверхности стен. Пропорции частей храма приобретают математическую закономерность, за основу берётся размер стороны квадрата средокрестия, равный ширине центрального нефа, ширина боковых нефов составляет, как правило, половину этого размера. Такое соответствие становится характерным для немецкой архитектуры романского стиля.

Самым ранним памятником оттоновской архитектуры, дошедшим до нашего времени и к тому же почти не искажённым позднейшими перестройками, является церковь Святого Кириака в Гернроде (961 – нач. 11 века). Построенная на границе с враждебным языческим миром, церковь имеет суровый крепостной облик.

Первоначально её толстые стены были почти лишены декорировки, а в наружном облике храма чётко читается его структура, основой которой является сочетание простых кубических и цилиндрических объёмов. Она представляет собой крестообразную в плане трёхнефную базилику с главной апсидой на восточном конце центрального нефа и двумя апсидиолами на выступах трансепта. Под алтарной частью храма располагается крипта. Особенностью храма является наличие эмпор – второго яруса боковых нефов, открывающегося аркадами в центральный неф. С западной стороны храма первоначально находился вестверк с эмпорами.

Одним из характернейших памятников оттоновской архитектуры является церковь Святого Михаила в Гильдесгейме (1010 – 1033 гг.).

Церковь сильно пострадала от последствий Второй мировой войны, так что в настоящее время она в значительной степени представляет собой результат реставрации. Однако она сохранила первоначальный план и общую структуру здания. Подобно храмам каролингского периода, она имеет апсиды с восточной и западной стороны, два трансепта и возвышающиеся над средокрестиями квадратные башни. Обилие башен придаёт храму облик крепостного сооружения.

Созданный каролингской архитектурой тип вестверка нашёл продолжение в архитектуре Оттоновской империи. Одним из сохранившихся вестверков этой поры является западная пристройка в церкви Санкт Панталеоне в Кёльне (966 – 980 гг.), принадлежащей к числу древнейших храмов города. Двухъярусный вестверк церкви увенчан высокими башнями.

 

Наряду с базиликальными храмами в Германии строили также церкви центрического типа. Такова, например, церковь в Отмарсгейме в районе верхнего Рейна. Подобно Ахенской капелле, она имеет форму восьмигранника. В целом эта церковь монолитнее, проще и сдержаннее в декорировке, чем Ахенская капелла. Капители её имеют кубическую форму, в очертаниях интерьерам и в наружном облике преобладают простые геометрические линии и плоскости.

Фресковая живопись. Росписи оттоновских дворцов (не сохранились) и церквей постигла та же судьба, что и фрески каролингского времени, - почти все они погибли. Самым значительным из сохранившихся памятников являются фрески в церкви Святого Георгия в Оберцелле (890 г., росписи конца 10 в.) на острове Рейхенау на Боденском озере.

 

По сюжетам эти фрески сходны с фресками в Мюстайре – в центральном нефе изображены сцены чудес Христа, на западной же стене находился «Страшный суд», написанный в конце 11 века. Тематика и манера исполнения росписей говорит о влиянии раннехристианской традиции.

 

Книжная миниатюра. Конец 10 – начало 11 столетия были «золотым веком» немецкой среневековой миниатюры. Подъём книжного искусства был связан с монастырской реформой, предпринятой императорами Оттоновской династии, суть которой заключалась в том, что императоры стремились подчинить себе крупнейшие аббатства. Скриптории монастырей стали изготовлять рукописи по заказам императоров, придворных и высшего духовенства. Основными сюжетами миниатюр становятся эпизоды Нового Завета.

Как и монументальная живопись, оттоновская миниатюра опиралась первоначально на традиции раннехристианского и каролингского искусства. Оформление этих книг отличается невиданной ранее роскошью. В широком использовании декорировки золотом сказалось влияние византийского искусства. От каролингского периода оттоновские мастера заимствовали прежде всего классические пропорции человеческой фигуры, некоторые иконографические формулы. В то же время усиливается стремление к экспрессии, что иногда приводит к деформации человеческой фигуры. С течением времени книжная иллюстрация оттоновского времени отходит от живописной манеры, приобретая черты плоскостности, графичности и локальности цвета.

Местом возникновения оттоновского книжного искусства большинство исследователей считают скриптории Лотарингии и Трира. Во главе трирской епархии стоял в 977-993 годах архиепископ Эгберт, приближённый императора Оттона II. Архиепископ покровительствовал развитию книжного дела и был заказчиком ряда роскошных рукописей. В их оформлении принимал участие выдающийся художник, которого условно называют «Мастером св. Григория», по названию самой известной рукописи (Кодекс святого Григория, ок. 983-985 гг.), оформленной этим мастером. От неё дошли лишь два разрозненных ныне листа, хранящихся в Трирской городской библиотеке и в Музее Конде в Шантийи.

В обеих миниатюрах фигуры главных действующих лиц выделены архитектурным обрамлением и размерами. Полагают, что этот же мастер принимал участие в декорировке так называемого Кодекса Эгберта (ок. 985 г., Трир, Городская бибилиотека). Рукопись обильно иллюстрирована: на 165 листах расположено 55 миниатюр, занимающих либо половину страницы, либо всю её целиком. Кодекс Эгберта содержит первый дошедший до нас столь обширный цикл изображений евангельских сюжетов, для которых каролингская миниатюра не давала образцов.

Существенный различия в характере исполнения миниатюр говорят о том, что в работе принимало участие несколько мастеров.

На рубеже 10 и 11-го столетий главным центром книжного искусства оттоновской Германии стал остров Рейхенау, монастыри которого находились под особым покровительством Оттона III и его кузена Папы Григория V. Рейхенау стал центром монастырской реформы и важнейшей опорой трона. К числу самых прославленных рукописей, выполненных в скрипториях Рейхенау, принадлежит Евангеларий Оттона III (ок. 1000 г., Мюнхен, Баварская Государственная библиотека). Книга заключена в роскошный оклад, обитый листами золота, осыпанный драгоценностями и украшенный античными инталиями. В центре лицевой стороны оклада помещена пластинка слоновой кости с рельефным изображением «Успения Богоматери».

Миниатюры Евангелария дают прекрасное представление о стиле школы Рейхенау в период её зрелости и расцвета. В рукописи, исполненной для императора, имеется его портрет, схожий с портретом Оттона II из Кодекса св. Григория. Фигура императора расположена фронтально и симметрично, широко раскрытые глаза смотрят вперёд как бы сквозь зрителя. Гамма красок стала более насыщенной и контрастной, исчезли переходы тонов, появилась локальность цвета, складки одеяний намечены только линиями. Страны-данницы помещены теперь на соседней странице в подобострастных позах, а не в торжественном предстоянии, как на иллюстрации Кодекса св. Григория.

В отличие от застывшего в своём величии императора, евангелисты представлены в состоянии божественного экстаза.

Вместо проповедников или склоняющихся над пюпитрами писцов евангелисты превращаются в охваченных неземным вдохновением оракулов. Значение главных персонажей евангельского повествования подчёркивается в миниатюрах школы Рейхенау золотым фоном, архитектурным обрамлением и акцентировкой жестов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: